1. Несмотря на досадные провалы на некоторых направлениях, государственная машина современной России работает достаточно разумно, чтобы наш деловой климат был предметом зависти жителей многих государств. В международном рейтинге «Лёгкость ведения бизнеса» мы занимаем 28-е место, а если вычеркнуть из рейтинга страны с населением меньше 100 млн человек — второе место, сразу после США:
Неудивительно, что многие думают о переводе бизнеса в Россию. Вот к примеру, реклама в Фейсбуке — семинар для иностранцев по ведению бизнеса в нашей стране:
Директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон в беседе с «Российской газетой» объяснил снижение зарплаты у россиян старше 40 лет.
Эксперт отметил, что заработок у россиян растет до достижения 40 лет, после чего начинает снижаться. По его словам, в России сложилась парадоксальная ситуация — при высокой доле людей, выходящих на рынок труда с хорошим высшим или средним специальным образованием, очень малая часть работников продолжает доучиваться в ходе свой карьеры.
Экономист заявил, что в Германии или Скандинавских странах ежегодно переобучается каждый второй в возрасте 50-59 лет, а в России — только каждый 20-й. Гимпельсон отметил, что когда снижается снижается производительность, то начинает падать и заработок.
Известный эффект нашей системы образования — она неплохо заставляет попотеть школьников и студентов, однако крайне избыточна (и это при дефиците полезного содержания). В итоге, люди остаются с увесистым багажом невостребованных знаний, причём у большинства надёжно отбивается охота учиться и переучиваться.
Многие россияне воспринимают образование как некий суровый обряд инициации во взрослую жизнь, который надо непременно пройти, чтобы потом навсегда о нём позабыть, став полноправным членом племени. Такое отношение простительно для первобытных дикарей в тропическом лесу, но совершенно неуместно в современной цивилизации.
Правильно относиться к официальному образованию как к сделке, в ходе которой вы тратите своё время и иногда деньги, а получаете определённый набор знаний и навыков, который будет полезен вам в первые годы работы по профессии. Глуп будет столяр, который купит в 20 лет шуруповёрт, и будет надеяться, что тот прослужит ему до пенсии, причём без ремонта и без замены бит.
3. Профессор экономики Александр Скоробогатов объясняет, почему трудовая миграция выгодна обществу с точки зрения экономики:
Типичный трудовой мигрант – это человек, прибывший из бедной страны и не имеющий квалификации. Отсюда и его ключевое отличие от местного, состоящее в том, что он готов выполнять простую работу за меньшую оплату. Издержки производства той же продукции снижаются, соответственно, производительность труда растет, что, в свою очередь, обеспечивает экономический рост.
Однако, увеличение пирога распределяется неравномерно, чем и объясняется второй эффект. В первую очередь выгоды достаются предпринимателям, которые, платя меньше, получают более высокую прибыль. Но удешевление производства позволяет им и продавать дешевле, поэтому в выигрыше оказываются также покупатели их продукции.
В то же время рационализация производства, вызванная наймом дешевой рабочей силы, приводит к тому, что часть экономически активного населения оказывается на улице.
Экономический эффект трудовой миграции аналогичен эффекту роботизации и автоматизации производства. Общество в целом становится богаче, но в основном в лице тех, кто стоит во главе прогресса, что-то достается и тем, кто сохранил свое место, а те, кто не сохранил, опускаются на дно.
Этот процесс хорошо иллюстрирует индустрия такси. Присутствие трудовых мигрантов делает конкуренцию в этом сегменте рынка труда острее, из-за чего зарплата ниже, а услуги такси, соответственно, дешевле. Это приносит выигрыш предпринимателям, типа Яндекса или Везет, которые благодаря дешевизне могут продавать больше при той же норме прибыли. В выигрыше и простые потребители, для которых дешевизна этой услуги означает более высокую покупательную способность их номинального дохода. Проигрывают лишь те, кто работают таксистами или были вынуждены уйти из этой профессии из-за уменьшения зарплаты.
Тот же самый эффект наблюдался бы, если бы местных таксистов вытеснили не гастарбайтеры, а роботы.
Гастарбайтеры у нас работают на стройках и жилкомсервисах, и эффект тот же. Застройщики и прочие "кровопийцы" в прибыли, жилье и квартплата, если и дорожают, то медленнее, чем могли бы. Но, если ты только откинулся с зоны, тебе некуда податься, поскольку места разнорабочих и дворников разобраны. На коротком интервале это неприятно, поскольку труднее найти место, где можно перекантоваться. Однако на длительную перспективу, и для бывшего заключенного уплывшее место на стройке – едва ли большая потеря. Ведь такие места каждым рассматриваются лишь как старт карьеры, и если в самом низу все занято, придется поднатужиться, чтобы стартовать с более высоких позиций, требующих квалификации.
Резюмирую по пунктам:
А. Для основной части общества трудовая миграция – это благо; Б. Для представителей же низкоквалифицированного труда, которые оказываются не у дел, трудовая миграция – это зло; В. Но, если они найдут в себе силы переквалифицироваться, то смогут перейти в разряд тех, кто выигрывает.
Низкоквалифицированные работники занимают порядка трети российского рынка труда, так что неудивительно, что значительная часть наших сограждан скептически относится к мигрантам.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+