“The International Institute For Strategic Studies”, Великобритания "Russian navy's regeneration plans"
Планы регенерации российского флота
Последняя сделка, по которой Россия закупит четыре военных корабля класса Mistral во Франции, является важным доказательством того, что Москва становится серьезной, когда говорит о строительстве современного флота. Первые два вертолетоносца будут построены во Франции и, послужат значительным импульсом для судостроительной промышленности России, а два других будут построены по лицензии в России. По соглашению 25 января впервые будет заключена сделка, по которой западные страны передают какие-либо серьезные оружейные платформы в Россию после окончания Второй мировой войны. Однако, остается неясным, будет ли она толчком для нового этапа модернизации, и будут ли крупномасштабные реформы, предусмотренные в Государственной программе вооружений России в 2011-2020 реализованы.
Ускорение для российской промышленности
Соглашение имеет далеко идущие последствия для промышленности, для иностранных стремлений участвовать в русском рынке, для военного потенциала и для российских долгосрочных планов модернизации.
Она будет иметь значительное влияние на в настоящее время застойную судостроительную отрасли России. Покупка Mistral в действительности представляет признание того, что отрасли не хватает технических знаний и потенциала в области создания таких сложных судов. В феврале, начальник Генерального штаба генерал Николай Макаров признал, что российским верфям нужно было бы по крайней мере десять лет, чтобы построить подобный корабль. Однако, они будут играть значительную роль в сделке с Мистралями. Первые два корабля будут построены на верфи Санкт-Назер компании STX Europe, дочерней компании корейских судостроителей, которая приобрела ряд европейских коммерческих верфей. Она будет выполнять договор совместно с DCNS, большей частью государственным французским военно-морским судостроителем. Но значительная часть компонентов будет изготовлена в России: 20% для первого и 40% для второго корабля. Остальные два корабля будут построены на специально построенной верфи на острове Котлин в Санкт-Петербурге государственной Объединенной судостроительной корпорацией, при этом 80% комплектующих будет произведено в России. Хотя стоимость неизвестна, они оценивается от € 400 млн. до € 600 млн. ($ 550 миллионов, $ 820 миллионов) за лодку. По данным РИА "Новости", российского новостного агентства, первые два судна будут стоить России в общей сложности € 1370 млн ($ 1,9 млрд).
Это первый случай, когда вооруженные силы России позволили серьезное иностранное участие в закрытой в других случаях системе торгов, при которой заказы были заранее гарантированно отданы отечественным подрядчикам. В свете соглашения о Мистрале иностранное участие в будущих усилиях по модернизации кажется вероятным. Подписание 9 февраля соглашения, по которому можно будет увидеть строительство и оснащение немецкой Rheinmetall военного учебного центра в России, является еще одним свидетельством повышения открытости Москвы для иностранной конкуренции в оборонных закупках. Министерство обороны также подтвердило, что продолжит совместное предприятие с итальянской Iveco по производству бронированных машин Lynx в России.
Вливание специальных знаний и технологий из Франции поможет судостроительной промышленности, развитие которой сдерживалось верфями, неспособными выполнить внутренние и внешние заказы. Только четыре новых надводных корабля были заложены между 2000 и 2010, все - фрегаты и корветы. Тем временем контракт на Адмирала Горшкова, который включает переоборудование и преобразование авианосца класса Киев с коротким взлетом и палубой вертикального приземления на короткий взлет, но версию с тормозным покрытием для Индии, перенес много проблем. Контракт на $1,5 миллиарда было первоначально подписан в 2004, и поставка была намечена на 2008. Однако, проект был отсрочен, поскольку стал очевидным масштаб преобразований, и новый контракт на $2,3 миллиарда был подписан в 2010 с поставкой в Индию в декабре 2012.
Расширенные десантные возможности
Приобретение четырех вертолетоносцев обеспечивает проектированию морской авиации России весьма необходимый толчок. Единственный другой авианосец какого-либо вида во флоте - Адмирал Кузнецов, несущий и самолеты и вертолеты, которые неоднократно ремонтировались и имели небольшую эксплуатационную деятельность за свои 20 лет службы. Россия не оперировала никакими носителями только вертолетов, так как суда класса Москва были списаны в начале 1990-ых, хотя последующий класс Киев и класс Адмирал Кузнецов - оба несут и самолеты и вертолеты.
Новые вертолетоносцы позволят России разместить до 16 вертолетов на каждом судне, вероятно, в том числе морской вариант боевых ударных вертолетов Камова Ка-52 Аллигатор. Ка-52 находился на палубе французского Мистраля во время визита в Санкт-Петербурге в декабре 2009 года, когда, как теперь выглядит, проходили пророческие учения. Прочие активы, которые могут быть развернуты на российских вертолетоносцах, включают боевые противолодочные и транспортные вертолеты, такие как Ка-27 и Ка-29 Helix.
Наряду с вертолетами, Мистраль может транспортировать и высаживать 60 бронированных транспортных средств с 450 военнослужащими – значительно больше чем десантные корабли класса Ропуча (по российской классификации корабли проекта 775 – прим.пер.) и класса Аллигатор в нынешнем флоте России. Мистраль будет единственным судном на действительной военной службе в российском флоте с док-камерой. В настоящее время все транспортные средства на борту судов России разгружаются и загружаются через кормовые или носовые люки, что означает, что судно должно приблизиться на расстояние в пределах нескольких метров к береговой линии и подставить себя вражескому огню. Доковая камера, с другой стороны, позволяет высадку войск и транспортных средств на борт меньшего десантного судна из-за горизонта, минимизируя уязвимость судна для ракетных ударов. Это также учитывает десантные приземления на более трудном ландшафте, поскольку суда, которые должны приблизиться к береговой линии, намного меньше.
Развертывание является предметом международного контроля
Учитывая эти значительные улучшения в десантном потенциале России, сделка по Мистралю вызвала среди соседей России на Черном и Балтийском морях обеспокоенность, что вертолетоносцы могут быть использованы в конфликте против них. Во время войны 2008 года с Грузией, Черноморский флот России смог блокировать Поти и начать высадки десанта в Абхазии с участием нескольких сотен солдат морской пехоты.
Вашингтон также озабочен сделкой. В ноябре 2009 в донесении из Государственного департамента опубликованном на веб-сайте Wikileaks, посол США в Грузии Джон Р. Басс ответил на запрос от министра иностранных дел Грузии, «что США выступят на борьбу с этой сделкой». Согласно другому донесению, министр обороны США Роберт Гейтс «поднял вопрос об озабоченности США по поводу продажи вертолетоносцев класса Mistral в Россию» в ходе встречи с французским коллегой в Париже в феврале 2010 года.
Но, вероятно желая успокоить международную озабоченность и особенно своих соседей, Москва указала, что развернет первые два Мистраля на Северном и Тихоокеанском Флотах (хотя некоторая предположения об их предназначении остаются). Назначение быстроходного судна на север предлагает концентрацию внимания на проектировании морской авиации России в Арктике, добавляя больше мускулов к ее дипломатическим усилиям в спорном регионе, и быстрый доступ к Атлантике, когда это потребуется. На Тихоокеанском Флоте Мистраль не только добавил бы воздушный элемент к любым операциям, но также очень расширил бы десантные возможности флота в регионе, который включает нестабильный Корейский Полуостров, быстро улучшающийся китайский флот и продолжающийся спор с Японией по Курильским островам. Мистраль также может играть роль в гуманитарной помощи в регионе и операциях помощи при бедствиях.
У России остается открытой возможность развернуть третий и четвертый вертолетоносцы на Черноморском и Балтийском Флотах. Их присутствие облегчило бы быстрое развертывание в кризисных регионах, и продолжило дело двух вертолетоносцев класса Москва, которые были развернуты в Черном море в 1970-ых и 1980-ых. Такое решение указало бы на сдвиг приоритетоа российского флота по сравнению с предыдущими десятилетиями: все авианосцы класса Киев были развернуты на Северном и Тихоокеанском Флотах, отражая восприятие США и НАТО как основных угроз.
Однако, учитывая доминирование вооруженных сил России в Грузии, Mistral кажется излишне большим и мощным кораблем для любого двустороннего конфликта. А при строгом юридическом толковании Конвенции Монтре 1936 года, вертолетоносец, как авианосец, не сможет войти или выйти в Черное море через пролив Босфор. Балтика обеспечила бы более быстрый доступ к Атлантике, но разница будет минимальным по сравнению с Северным флотом, и доступ будет осуществляться через узкий морской проход, граничащий с несколькими странам НАТО.
Стимулирование модернизации
Независимо от вероятного будущего использования вертолетоносцев, их приобретение повышает возможность того, что военно-морской флот России может, наконец, выйти из 20-летнего периода упадка и застоя.
Военно-морская модернизация - проблема, которая экстенсивно обсуждалась, особенно начиная с прихода к власти Владимира Путина. Только спустя более чем год после его инаугурации как президента в 2000, Путин подписал Морскую Доктрину Российской Федерации до 2020 года, которая выдвинула на первый план роль флота в обеспечении территориального суверенитета и защите ресурсов России. Доктрина обрисовывала в общих чертах региональную, а не глобальную роль флота, но больший акцент был поставлен на проблемы, такие как арктические, территориальные споры и подводные ресурсы, выдвигая на первый план роль, которую флот мог играть во внешней политике России.
Впоследствии были опубликованы две государственные программы вооружения (Gosudarstvennaya Programma Vooruzheniya [ГПВ]), в которых детализировались планы оборонных закупок вооруженных сил России. Последняя, ГПВ 2007-2015 принятая в ноябре 2006 года, выделяла 5 трлн рублей ($ 188 миллиардов по обменному курсу ноября 2006) на оборонные закупкив течение девяти лет, и для военно-морского флота предполагалось построить 17 надводных кораблей и шесть подводных лодок. Хотя флот по-прежнему в значительной степени состоит из судов эпохи «холодной войны», стремления правительства остаются неизменными. Президент России Дмитрий Медведев заявил в марте 2010, что он хотел бы видеть ежегодный темп обновления оборудования вооруженных сил на уровне 9-11% по сравнению с нынешними 2%, для того, чтобы модернизировать 70% военной техники к 2020 году.
Следующая ГПВ, которая будет определять оборонные закупки до 2020 года, близится к завершению. Генерал Макаров заявил в феврале 2011 года, что 23 триллиона рублей ($ 784.5 миллиардов) будет выделено для покупки. Это существенная цифра, но совпадающая с другими оценками: в сентябре 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что ГПВ на 2011-2020 годы будет иметь бюджет в 22 триллиона рублей ($ 751 миллиард), с 19 триллионами рублей ($ 649 миллардов), выделенных Министерству обороны и 3 триллионами рублей ($ 102 миллиарда) - другим министерствам. Такие цифры проясняют, что Москва намерена значительно увеличить расходы на закупки в течение ближайшего десятилетия.
По словам Михаила Луканин, корреспондента русской газеты "Труд", из 19 триллионов рублей, выделенных Министерству обороны, 5 триллионов ($ 171 миллиард) пойдет на флот. Их можно было бы использовать для покупки более 30 подводных лодок и 42 боевых надводных судов, представляющих существенное обновление флота России - в настоящее время он поддерживает 67 подводных лодок и 103 боевых судов размером корвет или больше. Новые суда будут включать восемь подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, 22 подводные лодки, 12 фрегатов, 20 корветов и десять десантных судов.
Список Луканина опускает любые упоминания авианосцев или реконструкцию или покупку какого-либо крейсера или эсминца. Возможно потому, что в таких программах существует большая неопределенность, в частности, по будущим авианосцам: заявление Медведева в октябре 2008 года говорит, что, построенные русскими авианосцы будут введены в эксплуатацию с 2013 года, но ГПВ 2007-15 не упоминает такую возможность. Ни авианосцы, ни крейсера или эсминцы в настоящее время не строятся (хотя эсминец, по сообщениям, на стадии проектирования), предполагается, что больше внимания будет уделяться меньшим судам, которые окажутся более полезными в небольших конфликтах, чрезвычайных ситуациях и в роли региональных полицейских, например в борьбе с пиратством. Это еще больше укрепляет сдвиг в военно-морском внимании России, с возможности конфликта с США и НАТО на предполагаемые угрозы в Восточной Азии и странах ближнего зарубежья.
Перспективы обновления
Но даже при благоприятных экономических условиях, планы закупок изложенные в ГПВ 2011-2020 остаются амбициозными. Ожидается, что программа потребует ввода в эксплуатацию от восьми до десяти боевых судов в год, очень высокая цифра для размера флота России - особенно с учетом устаревших станков и наследия проектов восстановления ограничивающих ее судостроительные мощности, также как и коррупция и политиканство. Проблемы, стоящие перед такими программами, как запускаемые с подводных лодок баллистические ракеты Булава также указывают на сложности для возрождения флота.
Однако, избегая грандиозных проектов и облегчая заграничные покупки, ГПВ 2011–2020 может означать начало процесса умеренного обновления флота.
Учитывая различные суда уже спущенные на воду, но еще не эксплуатирующиеся, включая подводные лодки с баллистическими ракетами класса Борей, атомные подводные лодки с баллистическими ракетами класса Ясень, фрегаты класса Стерегущий и Адмирал Горшков, в ближайшие годы, вероятно, будет постоянный приток новых судов для ВМФ России. Источник: contra-versia.ru.
Рейтинг публикации:
|