ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Планы регенерации российского флота

Планы регенерации российского флота


22-03-2011, 12:56. Разместил: VP

 

 

Планы регенерации российского флота


Последняя сделка, по которой Россия закупит четыре военных корабля класса Mistral во Франции, является важным доказательством того, что Москва становится серьезной, когда говорит о строительстве современного флота. Первые два вертолетоносца будут построены во Франции и, послужат значительным импульсом для судостроительной промышленности России, а два других будут построены по лицензии в России. По соглашению 25 января впервые будет заключена сделка, по которой западные страны передают какие-либо серьезные оружейные платформы в Россию после окончания Второй мировой войны. Однако, остается неясным, будет ли она толчком для нового этапа модернизации, и будут ли крупномасштабные реформы, предусмотренные в Государственной программе вооружений России в 2011-2020 реализованы.

 


 

 

Ускорение для российской промышленности


Соглашение имеет далеко идущие последствия для промышленности, для иностранных стремлений участвовать в русском рынке, для военного потенциала и для российских долгосрочных планов модернизации.

 

Она будет иметь значительное влияние на в настоящее время застойную судостроительную отрасли России. Покупка Mistral в действительности представляет признание того, что отрасли не хватает технических знаний и потенциала в области создания таких сложных судов. В феврале, начальник Генерального штаба генерал Николай Макаров признал, что российским верфям нужно было бы по крайней мере десять лет, чтобы построить подобный корабль. Однако, они будут играть значительную роль в сделке с Мистралями. Первые два корабля будут построены на верфи Санкт-Назер компании STX Europe, дочерней компании корейских судостроителей, которая приобрела ряд европейских коммерческих верфей. Она будет выполнять договор совместно с DCNS, большей частью государственным французским военно-морским судостроителем. Но значительная часть компонентов будет изготовлена в России: 20% для первого и 40% для второго корабля. Остальные два корабля будут построены на специально построенной верфи на острове Котлин в Санкт-Петербурге государственной Объединенной судостроительной корпорацией, при этом 80% комплектующих будет произведено в России. Хотя стоимость неизвестна, они оценивается от € 400 млн. до € 600 млн. ($ 550 миллионов, $ 820 миллионов) за лодку. По данным РИА "Новости", российского новостного агентства, первые два судна будут стоить России в общей сложности € 1370 млн ($ 1,9 млрд).

 

Это первый случай, когда вооруженные силы России позволили серьезное иностранное участие в закрытой в других случаях системе торгов, при которой заказы были заранее гарантированно отданы отечественным подрядчикам. В свете соглашения о Мистрале иностранное участие в будущих усилиях по модернизации кажется вероятным. Подписание 9 февраля соглашения, по которому можно будет увидеть строительство и оснащение немецкой Rheinmetall военного учебного центра в России, является еще одним свидетельством повышения открытости Москвы для иностранной конкуренции в оборонных закупках. Министерство обороны также подтвердило, что продолжит совместное предприятие с итальянской Iveco по производству бронированных машин Lynx в России.

 

Вливание специальных знаний и технологий из Франции поможет судостроительной промышленности, развитие которой сдерживалось верфями, неспособными выполнить внутренние и внешние заказы. Только четыре новых надводных корабля были заложены между 2000 и 2010, все - фрегаты и корветы. Тем временем контракт на Адмирала Горшкова, который включает переоборудование и преобразование авианосца класса Киев с коротким взлетом и палубой вертикального приземления на короткий взлет, но версию с тормозным покрытием для Индии, перенес много проблем. Контракт на $1,5 миллиарда было первоначально подписан в 2004, и поставка была намечена на 2008. Однако, проект был отсрочен, поскольку стал очевидным масштаб преобразований, и новый контракт на $2,3 миллиарда был подписан в 2010 с поставкой в Индию в декабре 2012.

 

Расширенные десантные возможности


Приобретение четырех вертолетоносцев обеспечивает проектированию морской авиации России весьма необходимый толчок. Единственный другой авианосец какого-либо вида во флоте - Адмирал Кузнецов, несущий и самолеты и вертолеты, которые неоднократно ремонтировались и имели небольшую эксплуатационную деятельность за свои 20 лет службы. Россия не оперировала никакими носителями только вертолетов, так как суда класса Москва были списаны в начале 1990-ых, хотя последующий класс Киев и класс Адмирал Кузнецов - оба несут и самолеты и вертолеты.

 

Новые вертолетоносцы позволят России разместить до 16 вертолетов на каждом судне, вероятно, в том числе морской вариант боевых ударных вертолетов Камова Ка-52 Аллигатор. Ка-52 находился на палубе французского Мистраля во время визита в Санкт-Петербурге в декабре 2009 года, когда, как теперь выглядит, проходили пророческие учения. Прочие активы, которые могут быть развернуты на российских вертолетоносцах, включают боевые противолодочные и транспортные вертолеты, такие как Ка-27 и Ка-29 Helix.

 

Наряду с вертолетами, Мистраль может транспортировать и высаживать 60 бронированных транспортных средств с 450 военнослужащими – значительно больше чем десантные корабли класса Ропуча (по российской классификации корабли проекта 775 – прим.пер.) и класса Аллигатор в нынешнем флоте России. Мистраль будет единственным судном на действительной военной службе в российском флоте с док-камерой. В настоящее время все транспортные средства на борту судов России разгружаются и загружаются через кормовые или носовые люки, что означает, что судно должно приблизиться на расстояние в пределах нескольких метров к береговой линии и подставить себя вражескому огню. Доковая камера, с другой стороны, позволяет высадку войск и транспортных средств на борт меньшего десантного судна из-за горизонта, минимизируя уязвимость судна для ракетных ударов. Это также учитывает десантные приземления на более трудном ландшафте, поскольку суда, которые должны приблизиться к береговой линии, намного меньше.

 

Развертывание является предметом международного контроля


Учитывая эти значительные улучшения в десантном потенциале России, сделка по Мистралю вызвала среди соседей России на Черном и Балтийском морях обеспокоенность, что вертолетоносцы могут быть использованы в конфликте против них. Во время войны 2008 года с Грузией, Черноморский флот России смог блокировать Поти и начать высадки десанта в Абхазии с участием нескольких сотен солдат морской пехоты.

 

Вашингтон также озабочен сделкой. В ноябре 2009 в донесении из Государственного департамента опубликованном на веб-сайте Wikileaks, посол США в Грузии Джон Р. Басс ответил на запрос от министра иностранных дел Грузии, «что США выступят на борьбу с этой сделкой». Согласно другому донесению, министр обороны США Роберт Гейтс «поднял вопрос об озабоченности США по поводу продажи вертолетоносцев класса Mistral в Россию» в ходе встречи с французским коллегой в Париже в феврале 2010 года.

 

Но, вероятно желая успокоить международную озабоченность и особенно своих соседей, Москва указала, что развернет первые два Мистраля на Северном и Тихоокеанском Флотах (хотя некоторая предположения об их предназначении остаются). Назначение быстроходного судна на север предлагает концентрацию внимания на проектировании морской авиации России в Арктике, добавляя больше мускулов к ее дипломатическим усилиям в спорном регионе, и быстрый доступ к Атлантике, когда это потребуется. На Тихоокеанском Флоте Мистраль не только добавил бы воздушный элемент к любым операциям, но также очень расширил бы десантные возможности флота в регионе, который включает нестабильный Корейский Полуостров, быстро улучшающийся китайский флот и продолжающийся спор с Японией по Курильским островам. Мистраль также может играть роль в гуманитарной помощи в регионе и операциях помощи при бедствиях.

 

У России остается открытой возможность развернуть третий и четвертый вертолетоносцы на Черноморском и Балтийском Флотах. Их присутствие облегчило бы быстрое развертывание в кризисных регионах, и продолжило дело двух вертолетоносцев класса Москва, которые были развернуты в Черном море в 1970-ых и 1980-ых. Такое решение указало бы на сдвиг приоритетоа российского флота по сравнению с предыдущими десятилетиями: все авианосцы класса Киев были развернуты на Северном и Тихоокеанском Флотах, отражая восприятие США и НАТО как основных угроз.

 

Однако, учитывая доминирование вооруженных сил России в Грузии, Mistral кажется излишне большим и мощным кораблем для любого двустороннего конфликта. А при строгом юридическом толковании Конвенции Монтре 1936 года, вертолетоносец, как авианосец, не сможет войти или выйти в Черное море через пролив Босфор. Балтика обеспечила бы более быстрый доступ к Атлантике, но разница будет минимальным по сравнению с Северным флотом, и доступ будет осуществляться через узкий морской проход, граничащий с несколькими странам НАТО.

 

Стимулирование модернизации


Независимо от вероятного будущего использования вертолетоносцев, их приобретение повышает возможность того, что военно-морской флот России может, наконец, выйти из 20-летнего периода упадка и застоя.

 

Военно-морская модернизация - проблема, которая экстенсивно обсуждалась, особенно начиная с прихода к власти Владимира Путина. Только спустя более чем год после его инаугурации как президента в 2000, Путин подписал Морскую Доктрину Российской Федерации до 2020 года, которая выдвинула на первый план роль флота в обеспечении территориального суверенитета и защите ресурсов России. Доктрина обрисовывала в общих чертах региональную, а не глобальную роль флота, но больший акцент был поставлен на проблемы, такие как арктические, территориальные споры и подводные ресурсы, выдвигая на первый план роль, которую флот мог играть во внешней политике России.

 

Впоследствии были опубликованы две государственные программы вооружения (Gosudarstvennaya Programma Vooruzheniya [ГПВ]), в которых детализировались планы оборонных закупок вооруженных сил России. Последняя, ГПВ 2007-2015 принятая в ноябре 2006 года, выделяла 5 трлн рублей ($ 188 миллиардов по обменному курсу ноября 2006) на оборонные закупкив течение девяти лет, и для военно-морского флота предполагалось построить 17 надводных кораблей и шесть подводных лодок. Хотя флот по-прежнему в значительной степени состоит из судов эпохи «холодной войны», стремления правительства остаются неизменными. Президент России Дмитрий Медведев заявил в марте 2010, что он хотел бы видеть ежегодный темп обновления оборудования вооруженных сил на уровне 9-11% по сравнению с нынешними 2%, для того, чтобы модернизировать 70% военной техники к 2020 году.

 

Следующая ГПВ, которая будет определять оборонные закупки до 2020 года, близится к завершению. Генерал Макаров заявил в феврале 2011 года, что 23 триллиона рублей ($ 784.5 миллиардов) будет выделено для покупки. Это существенная цифра, но совпадающая с другими оценками: в сентябре 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что ГПВ на 2011-2020 годы будет иметь бюджет в 22 триллиона рублей ($ 751 миллиард), с 19 триллионами рублей ($ 649 миллардов), выделенных Министерству обороны и 3 триллионами рублей ($ 102 миллиарда) - другим министерствам. Такие цифры проясняют, что Москва намерена значительно увеличить расходы на закупки в течение ближайшего десятилетия.

 

По словам Михаила Луканин, корреспондента русской газеты "Труд", из 19 триллионов рублей, выделенных Министерству обороны, 5 триллионов ($ 171 миллиард) пойдет на флот. Их можно было бы использовать для покупки более 30 подводных лодок и 42 боевых надводных судов, представляющих существенное обновление флота России - в настоящее время он поддерживает 67 подводных лодок и 103 боевых судов размером корвет или больше. Новые суда будут включать восемь подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, 22 подводные лодки, 12 фрегатов, 20 корветов и десять десантных судов.

 

Список Луканина опускает любые упоминания авианосцев или реконструкцию или покупку какого-либо крейсера или эсминца. Возможно потому, что в таких программах существует большая неопределенность, в частности, по будущим авианосцам: заявление Медведева в октябре 2008 года говорит, что, построенные русскими авианосцы будут введены в эксплуатацию с 2013 года, но ГПВ 2007-15 не упоминает такую возможность. Ни авианосцы, ни крейсера или эсминцы в настоящее время не строятся (хотя эсминец, по сообщениям, на стадии проектирования), предполагается, что больше внимания будет уделяться меньшим судам, которые окажутся более полезными в небольших конфликтах, чрезвычайных ситуациях и в роли региональных полицейских, например в борьбе с пиратством. Это еще больше укрепляет сдвиг в военно-морском внимании России, с возможности конфликта с США и НАТО на предполагаемые угрозы в Восточной Азии и странах ближнего зарубежья.

 

Перспективы обновления


Но даже при благоприятных экономических условиях, планы закупок изложенные в ГПВ 2011-2020 остаются амбициозными. Ожидается, что программа потребует ввода в эксплуатацию от восьми до десяти боевых судов в год, очень высокая цифра для размера флота России - особенно с учетом устаревших станков и наследия проектов восстановления ограничивающих ее судостроительные мощности, также как и коррупция и политиканство. Проблемы, стоящие перед такими программами, как запускаемые с подводных лодок баллистические ракеты Булава также указывают на сложности для возрождения флота.

 

Однако, избегая грандиозных проектов и облегчая заграничные покупки, ГПВ 2011–2020 может означать начало процесса умеренного обновления флота.

 

Учитывая различные суда уже спущенные на воду, но еще не эксплуатирующиеся, включая подводные лодки с баллистическими ракетами класса Борей, атомные подводные лодки с баллистическими ракетами класса Ясень, фрегаты класса Стерегущий и Адмирал Горшков, в ближайшие годы, вероятно, будет постоянный приток новых судов для ВМФ России.


Вернуться назад