Еще когда приближался рубеж в 75 лет, Георгий Николаевич говорил: “Хорошо бы после 74 сразу наступило 76, и меня снова оставили в покое”. Еще бы! Когда такой человек празднует юбилей, каждому хочется к нему прикоснуться. Словом ли, делом. Да только каково самому юбиляру пережить такой наплыв всеобщего внимания — представляю.
— Нет, не представляете, — устало вздыхает в телефонной трубке Галина Ивановна, вот уже без малого тридцать лет супруга Георгия Николаевича. — Вся организация этого юбилея полностью легла на мои плечи. Кроме самой очевидной причины я еще и руководитель Фонда кино Георгия Данелия. Так что больше этим заниматься некому. А заниматься есть чем. В Библиотеке киноискусства им. С.М.Эйзенштейна запущена ретроспектива фильмов Данелия. По городу развешаны соответствующие плакаты. Готовится к изданию большой альбом-книга с ранее неопубликованными плакатами фильмов Данелия, его рисунков, шаржей, фотографий. Само празднование пройдет в банкетном зале на 300 персон. В фойе мы устроим большую выставку фотографий. Вести все это будет Леонид Ярмольник. Меладзе приготовил какое-то выступление. Кроме того, мы ожидаем всех актеров, которые снимались у Данелия и смогут в эти дни прийти. Обещались быть Федя Бондарчук, Ирина Скобцева, Бородянский, Соловьев, Тодоровский, Рязанов. Из политиков — Примаков. Из актеров — Полина Кутепова, Кирилл Пирогов, Женя Симонова, наш Афоня — Куравлев. Никита Михалков, если не уедет судить на какой-то фестиваль за границу, тоже обещался быть.
— Георгий Николаевич как-то участвует в подготовке праздника? Предлагает свои идеи?
— Нет, ему не до того. Сказал только: “Книжка — это хорошо”. Но мы как раз книжку закончить к его юбилею не успеваем. Выпустим уже осенью, в сентябре-октябре. Кстати, все гости, которые придут поздравить Данелия, сами тоже не останутся без подарка — это “Недетские мультфильмы”, которые выпускает Фонд кино Данелия — “Колобок” и “Луна/Марс”, диски с музыкой из его фильмов и симфонией “Данелиада”, которую написал Гия Канчели года три назад. Тогда, на ее премьере, Данелия выступал с ним на одной сцене и даже один раз сказал: “Ку!”.
— Как себя чувствует Георгий Николаевич накануне юбилея?
— Честно говоря, не очень. Жутко нервничает из-за своего анимационного проекта — продолжения “Кин-дза-дзы”. Пять лет уже прошло. Сейчас есть полностью готовый эскиз. Со звуком, фонами, задниками, озвучкой. Нужны деньги, чтобы закончить анимацию. Но денег нет. На Западе над такими проектами работают минимум 600 человек. Здесь же в последний год осталось только десять. Всю свою зарплату Данелия отдавал группе. Но сейчас и эти деньги закончились.
Во время жуткого московского смога он работал дома. Так у нас каждый день сидели по три-четыре человека. О чем-то там спорили, шумели. Я выскочу из комнаты полуголой, а там люди стоят. Ужас! Сейчас смог рассеялся, и он снова стал ходить на работу. Слава Богу, а то 10 человек в моей квартире я уже поместить никак не смогу. Но вообще ситуация ужасная. Страна, в которой нет денег для Данелия, чтобы тот снял фильм, ну что это за страна?
Мультфильм, который получается у Георгия Николаевича и его творческой группы — “Кин-дза-дза-дза!” — далеко не рядовой проект. Это исполнение детской мечты режиссера, который всегда хотел заниматься анимацией. И это сегодня единственная тема, ради которой он готов изменить своему принципу не давать интервью:
— Это ни в коем случае не ремейк, а полностью оригинальная картина. Работаю над ней уже пятый год. Удалось сделать две трети фильма. Полтора года как мы остановились. С декабря 2008-го находимся в стадии консервации. Да, есть какие-то люди, которые мне помогают, но этих средств недостаточно. Мы смонтировали очень подробный эскиз, устроили его просмотр в Министерстве культуры. Там нашу работу поддержали. Также я показал его своим друзьям, в том числе Тонино Гуэрра. Все сказали, что обязательно надо продолжать. Сейчас я жду, когда закончится этот кризис, чтобы получить финансирование. Я ожидаю участия частных инвесторов. Для них это очень выгодно: картина почти закончена, значит, вкладывать надо меньше. А проценты с дивидендов будут выше. Если все получится, это будет достойная точка в моей кинокарьере. Мы еще рассчитываем в Каннах приз получить, помяните мое слово! (Смеется.)
Никита Карцев
Тостуемый пьет до дна!
Георгий Николаевич не зря упоминает свои книги в ответ на просьбу дать интервью. И “Безбилетный пассажир”, и “Тостуемый пьет до дна” — настоящий клад занимательных историй. Вот несколько отрывков.
О том, как стал режиссером
“В тот судьбоносный день идем, гуляем — видим: под забором лежит пьяный. Нестандартный: в макинтоше, берете, очках и галстуке. И при часах. Могли бы и мимо пройти, но не прошли.
— Надо разбудить, — сказал Олег, — разденут этого интеллигента. Эй, коллега!
Интеллигент открыл глаза, сел, огляделся, соображая, где он, и тупо уставился на нас.
— Домой иди, пока в вытрезвитель не забрали, — сказал Олег.
— Я не пьян, — прохрипел интеллигент, — я отдыхаю...
Он вытащил из кармана скомканную газету, расправил ее, снова лег и сделал вид, что читает.
Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они — мои внучки, композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка, и не писал бы я сейчас эту дурацкую книжку.
Пьяный читал “Советскую культуру”, а там был заголовок: “Мосфильм” объявляет набор на режиссерские курсы”.
О создании Союза кинематографистов
“Пырьев к тому времени придумал и пробил в правительстве Союз кинематографистов. Снимать фильмы и руководить объединением ему не хватало — надо было еще куда-то девать свою неуемную энергию. (Думаю, если бы у Пырьева не отняли “Мосфильм”, то никакого Союза кинематографистов не было бы.)
Пырьев отвоевал здание на Васильевской, отремонтировал его и решил устроить во дворе летний ресторан. Но ему не хватало места для помоста с роялем. Надо было отодвинуть забор на два с половиной метра.
И Пырьев пошел по инстанциям — районные, городские, союзные... И везде получил отказ. Потому что рядом с Домом кино была школа, и никто не решался отнять землю у детей.
Тогда Пырьев со своим верным соратником, оргсекретарем союза Григорием Марьямовым, купили бутылку водки школьному сторожу и ночью втроем — сторож, Марьямов и первый секретарь Союза кинематографистов Пырьев (депутат Верховного Совета СССР, народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий) — переставили забор. Как показала потом экспертиза — на два метра шестьдесят сантиметров.
А утром Пырьев лично явился в школу и вручил постоянные пропуска в Дом кино директору школы и завучу. И все были довольны.
Кроме учителя истории — парторга школы. Учителю истории стало обидно, что Пырьев не признает ведущей роли Коммунистической партии, и он написал письмо лично главе государства Никите Сергеевичу Хрущеву, что режиссер Пырьев ограбил советских детей.
И теперь персональное дело Пырьева Ивана Александровича было на контроле в ЦК”.
О счастье
“А в сорок четвертом, когда начались победные салюты и по репродуктору играли гимн, девочки под гимн во дворе учили нас танцевать: “НАС ВЫРАСТИЛ СТАЛИН” — шаг вперед правой ногой — “НА РАДОСТЬ НАРОДАМ” — шаг вперед левой ногой — “НА ТРУД И НА ПОДВИГ” — шаг в сторону правой ногой — “ОН НАС ВДОХНОВИЛ” — приставляем левую ногу к правой... Сейчас я понимаю — это было счастье: мы побеждаем, в небе сверкает фейерверк, а ты танцуешь и обнимаешь девушку!..”
О своей фамилии
“Мою фамилию везде произносили по-разному. В Италии — Данела. В Армении — Данелян. В Израиле — Даниэль. В Мексике — Данила, а в армии — Данеля. (Ударение на последней букве.)
На сборах в первый же день, когда нас построили и старшина стал зачитывать список, дойдя до меня, он запнулся, а потом выкрикнул:
— Данеля!
И из ста пятидесяти фамилий он запомнил только мою. Идем в строю, старшина командует:
— Взвод! Песню запевай!
Не поют.
— Данеля, песню запевай!
И я запеваю, куда деваться.
Или:
— Кто хочет после чистки оружия дрова пилить? Два шага вперед!
Добровольцев нет.
— Данеля, два шага вперед!
Потом я понял, что военным так произносить мою фамилию удобнее. Они привыкли команды отдавать, и “Данеля” намного короче и четче, чем расплывчатое Данелия”.
Превращая свою жизнь в анекдот, Георгий Данелия и сам стал частью кинематографических легенд.
О съемках фильма “Путь к причалу”
“Д. обострил отношения с бортпроводницей и за минуту до старта покинул самолет в аэропорту “Внуково”… оставив в моем кармане деньги и документы, а в хвостовом гардеробе теплую полярную одежду из реквизита “Мосфильма”… С “Внуково” удалось связаться через сутки с Диксона. Радисты сообщили, что на трассе Великого Северного пути обнаружен дикий грузин. Он собирал хлебные огрызки на столах летной столовой то ли в Амдерме, то ли в Воркуте. Но не это потрясло полярников. Их потрясло, что грузин пробирался через Арктику в рубашке. Обратите внимание — Г.Н. не вернулся домой, чтобы прихватить деньги и одежду. Он продолжал демонстрировать вселенной свою неукротимую гордыню... Уже тогда я понял, что работать над сценарием с Д. будет трудно, что он будет держаться за свои позиции с цепкостью лемура… Мы воссоединились в Тикси… К прилету Данелия мы опоздали, и уже собирались уезжать, когда выяснилось, что вокруг пустого самолета кто-то бегает. Бегал Данелия — согревался”…
Виктор Конецкий. “Режиссеры и сценаристы”. Из сборника “Георгий Данелия”.
О том, как “Осенний марафон” оскорбил женщину
В Сан-Себастьяне, где “Осенний марафон” получил главный приз, фильм смотрела переводчица, которая под финал картины (когда стало ясно, что Бузыкин не бросит жену) вскочила, крикнула режиссеру: “Вы подлец!” — и выбежала из зала. Потом выяснилось, что она уже три года влюблена в женатого мужчину, а он от жены никак не уйдет.
О замысле “Мимино”
Историю о деревенском летчике, который приковывает вертолет к дереву цепью, чтобы не украли, рассказал Данелия его друг Резо Габриадзе. В начале съемок, кроме этой сцены и Вахтанга Кикабидзе у него не было вообще ничего. Георгий Николаевич собирался снимать совершенно другое кино. Вместе с Викторией Токаревой они написали сценарий про сельскую девочку, влюбленную в пилота вертолета, который играет на трубе и сочиняет стихи. Фильм уже был запущен в производство. Но, когда приятель напомнил режиссеру историю про вертолет на цепи, Данелия понял, что снимать про девочку и трубача уже не может. И в рекордные сроки написал новый сценарий.
Подготовили Никита КАРЦЕВ и Валерия ГОРЕЛОВА.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
кхм. К-д-д=2 это рисованный мультик. причем - делает его Данелия, для души.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Какой позор! Лучше бы он денег дал на то, чтобы данелия Кин-дза-зда 2" мог закончить. А как умрёт сразу вспомнят, что он на свои деньги в 80 лет кино снимал. Всё через ж...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Медведев наградил Данелию орденом "За заслуги перед Отечеством"
МОСКВА, 25 авг - РИА Новости. Президент России Дмитрий Медведев наградил кинорежиссера Георгия Данелию, которому в среду исполняется 80 лет, орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, сообщает пресс-служба Кремля.
Согласно сообщению, режиссер получил орден "за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность".
Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Отец режиссера был главным инженером Метростроя Москвы и СССР. Мать работала на "Мосфильме" режиссером постановщиком. Детство Данелии прошло в Москве, куда семья переехала из Тбилиси в 1931 году. После окончания школы Данелия поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1954 году.
В 1954-1955 годах он работал архитектором в Институте проектирования городов ("Гипрогор"). Интересовался кино, снимался в массовках и в 1956 году поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии "Мосфильм". Окончив в 1959 году курсы, начал работать режиссером постановщиком на "Мосфильме".
В 1960 году на экраны вышла дебютная картина Георгия Данелия "Сережа", снятая им в соавторстве с Игорем Таланкиным по одноименной повести Веры Пановой. Фильм был отмечен Гран При Международного кинофестиваля в Карловых Варах.
Известность пришла к режиссеру в 1963 году, после выхода на экраны комедийной мелодрамы "Я шагаю по Москве", одну из главных ролей в которой сыграл юный Никита Михалков. Критики причисляют этот фильм к классике мирового киноискусства.
В 1965 году Данелия снял фильм "Тридцать три" в жанре острой сатиры, гротеска, после чего продолжил работу в этом жанре в качестве штатного режиссера сатирического киножурнала "Фитиль", создав в 1967-1970 годах несколько миниатюр для киножурнала.
Позже он поставил фильмы "Не горюй!" (1969), "Совсем пропащий" (1973), "Афоня" (1975), "Мимино" (1977), "Осенний марафон" (1979), "Слезы капали" (1982), "Кин-дза-дза" (1986), "Паспорт" (1990), "Настя" (1993), "Орел и решка" (1995). В 2000 году, после долгого перерыва, режиссер снял фильм "Фортуна" и начал работу над анимационным фильмом по мотивам комедии "Кин-дза-дза".
Данелия является автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов: "Сережа", "Джентльмены удачи", "Совсем пропащий", "Паспорт", "Орел и решка", а также соавтором сценария картин, снятых другими режиссерами, в том числе "Джентльмены удачи" (совместно с Викторией Токаревой), "Француз" (совместно с Сергеем Бодровым), "Привет от Чарли Трубача" (совместно с Сергеем Дерновым). В соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым написал сценарий "Анна" по пьесе Островского "Без вины виноватые".
Он автор биографических книг "Безбилетный пассажир" (2002), "Тостуемый пьет до дна" (2005), "Чито грито" (2006).
Как актер он снялся в фильмах "Георгий Саакадзе", "Незабываемый 1919-й", "Мексиканец" (в массовках), "Я шагаю по Москве" (чистильщик обуви), "Не горюй" (штабс-капитан), "Мимино" (пилот самолета), "Осенний марафон" (офицер), "Слезы капали" (пассажир в трамвае), "Кин дза дза!" (Абрадокс), "Паспорт" (араб с осликом), "Настя" (контрабасист), "Орел и решка" (инженер конструктор), "Фортуна" (вор в законе).
Данелия получил звания Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист РСФСР (1974), народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм "Мимино"); лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1981, за фильм "Осенний марафон"); лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы "Паспорт", "Настя", "Орел и решка").
В 1980 году Данелия был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2000 году орденом "За заслуги перед Отечеством" третьей степени и грузинским орденом Чести.
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук. С 2003 года является президентом "Фонда Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино".
http://rian.ru/culture/20100825/268740034.html
Георгий Николаевич Данелия. Биографическая справка
25 августа исполняется 80 лет известному режиссеру, сценаристц и актеру Георгию Данелия.
Режиссер, сценарист, актер, Народный артист СССР Георгий Николаевич Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Отец режиссёра был главным инженером Метростроя Москвы и СССР. Мать работала на "Мосфильме" режиссёром постановщиком. Детство Георгия Данелия прошло в Москве, куда семья переехала из Тбилиси в 1931 году. После окончания школы Данелия поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1954 году.
В 1954-1955 годах он работал архитектором в Институте проектирования городов ("Гипрогор"). Интересовался кино, снимался в массовках и в 1956 году поступил на Высшие режиссёрские курсы при киностудии "Мосфильм" в мастерскую Михаила Калатозова. Здесь, на режиссерских курсах, Данелия снял две короткометражные картины: курсовую "Васисуалий Лоханкин" (совместно с Шухратом Аббасовым) и дипломную, в двух частях, "Тоже люди" (1959) – экранизацию отрывка из романа "Война и мир" Льва Николаевича Толстого.
Окончив в 1959 году курсы, Георгий Данелия начал работать режиссером-постановщиком на киностудии "Мосфильм".
В 1960 году на экраны вышла дебютная картина Георгия Данелия "Сережа", снятая им в соавторстве с Игорем Таланкиным по одноименной повести Веры Пановой. Фильм был отмечен Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах.
Следующая работа – психологическая драма "Путь к причалу" – вышла на экраны страны в 1962 году. Известность пришла к режиссеру в 1963 году, после выхода на экраны комедийной мелодрамы "Я шагаю по Москве", одну из главных ролей в которой сыграл юный Никита Михалков. Критики причисляют этот фильм к классике мирового киноискусства.
В 1965 году Данелия снял фильм "Тридцать три" в жанре острой сатиры, гротеска, после чего продолжил работу в этом жанре в качестве штатного режиссера сатирического киножурнала "Фитиль", создав в 1967 – 1970 годах несколько миниатюр для киножурнала. В 1969 году в прокате появилась картина "Не горюй!", снятая по мотивам романа Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен" один из любимых фильмов режиссера.
Позже он поставил фильмы: "Совсем пропащий" (1973), "Афоня" (1975), "Мимино" (1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978), "Осенний марафон" (1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981), "Слезы капали" (1982) "Кин-дза-дза" (1986, специальный приз за изобразительную концепцию на Международном кинофестивале в Рио де Жанейро), "Паспорт" (1990), "Настя" (1993), "Орел и решка" (1995), в 2000 году, после долгого перерыва, режиссер поставил фильм "Фортуна" и начал работу над анимационным фильмом по мотивам комедии "Кин-дза-дза".
Георгий Данелия является автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов "Сережа", "Джентельмены удачи", "Совсем пропащий", "Паспорт", "Орел и решка", а также соавтором сценария картин, снятых другими режиссерами, в том числе "Джентльмены удачи" (совместно с Викторией Токаревой), "Француз" (совместно с Сергеем Бодровым), "Привет от Чарли Трубача" (совместно с Сергеем Дерновым), в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым написал сценарий "Анна" по пьесе Островского "Без вины виноватые".
Георгий Данелия - автор биографических книг: "Безбилетный пассажир" (2002), "Тостуемый пьет до дна" (2005), "Чито-грито" (2006).
Как актер Георгий Данелия снялся в фильмах "Георгий Саакадзе", "Незабываемый 1919-й", "Мексиканец" (в массовках), "Я шагаю по Москве" (чистильщик обуви), "Не горюй"(штабс капитан), "Мимино" (пилот самолёта), "Осенний марафон" (офицер), "Слёзы капали" (пассажир в трамвае), "Кин-дза-дза!" (Абрадокс), "Паспорт" (араб с осликом), "Настя" (контрабасист), "Орёл и решка" (инженер конструктор), "Фортуна" (вор в законе).
Георгий Данелия Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист РСФСР (1974), народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм "Мимино"); лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1981, за фильм "Осенний марафон"); лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы: "Паспорт", "Настя", "Орел и решка").
Лауреат премий "Золотой Овен" (1994) и Национальной премии "Триумф" (2002). В 2006 году он стал лауреатом премии "Золотой Орел" в почетной номинации "За верность профессии".
В 1980 году Данелия был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2000 году орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени и грузинским орденом Чести.
В 2002 году конгресс фантастов России "Странник-2002" назвал Георгия Данелия "Легендой фантастического кинематографа" (за фильм "Кин-дза-дза").
Георгий Данелия обладатель беспрецедентного числа призов на различных кинофестивалях, в том числе главных на фестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан Себастьяне, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шамрузе, Map дель Плата, Каннах (в разделе "Перспектива кино"), а также специальных призов в Акапулько, Римини, Мадриде, Рио де Жанейро, Стратфорде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др.
Георгий Данелия – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук. С 1987 года он президент и художественный руководитель киностудии "Ритм" Киноконцерна "Мосфильм".
С 2003 года является президентом "Фонда Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино".
Он увлекается живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов.
Георгий Данелия был женат три раза. Первая жена Ирина была юристом, от нее у Георгия Данелия дочь Светлана, юрист. Второй женой Георгия Николаевича была народная артистка СССР Любовь Соколова, от которой у него был сын Николай (1959 1985), режиссер, поэт, художник.
Третья супруга - Галина Ивановна Данелия, режиссер постановщик. Сын Галины Ивановны от первого брака - Кирилл Данелия , художник. Внуки: Ирина, Маргарита, Алена, Саша, Денис, Петр. Правнучка - Александра.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
http://rian.ru/spravka/20100825/267348798.html