ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Георгию Данелия сегодня — 80!

Георгию Данелия сегодня — 80!


25-08-2010, 08:38. Разместил: VP

Автору легендарного фильма о планете Плюк сегодня — 80

 

Ну, конечно, в интервью он отказал. Хриплым, бесконечно приятным голосом, словами такими вежливыми, что закачаешься: “Проблема не в вас. Когда я читаю потом на бумаге то, что наговорил, мне все жутко не нравится. Приходится переписывать, и это отнимает очень много времени. А мне в свои 80 его немножечко жалко. Поэтому в последнее время журналисты придумывают вопросы и подставляют под них отрывки из моих книг. То, что получается, мне очень нравится”. Самый необычный режиссер нашего кино празднует сегодня свой юбилей, и мы от души его поздравляем.

 



Вся большая семья Георгия Данелия: жена, дети, внуки и праправнучка.

 

 

Еще когда приближался рубеж в 75 лет, Георгий Николаевич говорил: “Хорошо бы после 74 сразу наступило 76, и меня снова оставили в покое”. Еще бы! Когда такой человек празднует юбилей, каждому хочется к нему прикоснуться. Словом ли, делом. Да только каково самому юбиляру пережить такой наплыв всеобщего внимания — представляю.


— Нет, не представляете, — устало вздыхает в телефонной трубке Галина Ивановна, вот уже без малого тридцать лет супруга Георгия Николаевича. — Вся организация этого юбилея полностью легла на мои плечи. Кроме самой очевидной причины я еще и руководитель Фонда кино Георгия Данелия. Так что больше этим заниматься некому. А заниматься есть чем. В Библиотеке киноискусства им. С.М.Эйзенштейна запущена ретроспектива фильмов Данелия. По городу развешаны соответствующие плакаты. Готовится к изданию большой альбом-книга с ранее неопубликованными плакатами фильмов Данелия, его рисунков, шаржей, фотографий. Само празднование пройдет в банкетном зале на 300 персон. В фойе мы устроим большую выставку фотографий. Вести все это будет Леонид Ярмольник. Меладзе приготовил какое-то выступление. Кроме того, мы ожидаем всех актеров, которые снимались у Данелия и смогут в эти дни прийти. Обещались быть Федя Бондарчук, Ирина Скобцева, Бородянский, Соловьев, Тодоровский, Рязанов. Из политиков — Примаков. Из актеров — Полина Кутепова, Кирилл Пирогов, Женя Симонова, наш Афоня — Куравлев. Никита Михалков, если не уедет судить на какой-то фестиваль за границу, тоже обещался быть.


— Георгий Николаевич как-то участвует в подготовке праздника? Предлагает свои идеи?


— Нет, ему не до того. Сказал только: “Книжка — это хорошо”. Но мы как раз книжку закончить к его юбилею не успеваем. Выпустим уже осенью, в сентябре-октябре. Кстати, все гости, которые придут поздравить Данелия, сами тоже не останутся без подарка — это “Недетские мультфильмы”, которые выпускает Фонд кино Данелия — “Колобок” и “Луна/Марс”, диски с музыкой из его фильмов и симфонией “Данелиада”, которую написал Гия Канчели года три назад. Тогда, на ее премьере, Данелия выступал с ним на одной сцене и даже один раз сказал: “Ку!”.


— Как себя чувствует Георгий Николаевич накануне юбилея?


— Честно говоря, не очень. Жутко нервничает из-за своего анимационного проекта — продолжения “Кин-дза-дзы”. Пять лет уже прошло. Сейчас есть полностью готовый эскиз. Со звуком, фонами, задниками, озвучкой. Нужны деньги, чтобы закончить анимацию. Но денег нет. На Западе над такими проектами работают минимум 600 человек. Здесь же в последний год осталось только десять. Всю свою зарплату Данелия отдавал группе. Но сейчас и эти деньги закончились.


Во время жуткого московского смога он работал дома. Так у нас каждый день сидели по три-четыре человека. О чем-то там спорили, шумели. Я выскочу из комнаты полуголой, а там люди стоят. Ужас! Сейчас смог рассеялся, и он снова стал ходить на работу. Слава Богу, а то 10 человек в моей квартире я уже поместить никак не смогу. Но вообще ситуация ужасная. Страна, в которой нет денег для Данелия, чтобы тот снял фильм, ну что это за страна?


Мультфильм, который получается у Георгия Николаевича и его творческой группы — “Кин-дза-дза-дза!” — далеко не рядовой проект. Это исполнение детской мечты режиссера, который всегда хотел заниматься анимацией. И это сегодня единственная тема, ради которой он готов изменить своему принципу не давать интервью:


— Это ни в коем случае не ремейк, а полностью оригинальная картина. Работаю над ней уже пятый год. Удалось сделать две трети фильма. Полтора года как мы остановились. С декабря 2008-го находимся в стадии консервации. Да, есть какие-то люди, которые мне помогают, но этих средств недостаточно. Мы смонтировали очень подробный эскиз, устроили его просмотр в Министерстве культуры. Там нашу работу поддержали. Также я показал его своим друзьям, в том числе Тонино Гуэрра. Все сказали, что обязательно надо продолжать. Сейчас я жду, когда закончится этот кризис, чтобы получить финансирование. Я ожидаю участия частных инвесторов. Для них это очень выгодно: картина почти закончена, значит, вкладывать надо меньше. А проценты с дивидендов будут выше. Если все получится, это будет достойная точка в моей кинокарьере. Мы еще рассчитываем в Каннах приз получить, помяните мое слово! (Смеется.)


Никита Карцев

Тостуемый пьет до дна!


Георгий Николаевич не зря упоминает свои книги в ответ на просьбу дать интервью. И “Безбилетный пассажир”, и “Тостуемый пьет до дна” — настоящий клад занимательных историй. Вот несколько отрывков.


О том, как стал режиссером


“В тот судьбоносный день идем, гуляем — видим: под забором лежит пьяный. Нестандартный: в макинтоше, берете, очках и галстуке. И при часах. Могли бы и мимо пройти, но не прошли.


— Надо разбудить, — сказал Олег, — разденут этого интеллигента. Эй, коллега!


Интеллигент открыл глаза, сел, огляделся, соображая, где он, и тупо уставился на нас.


— Домой иди, пока в вытрезвитель не забрали, — сказал Олег.


— Я не пьян, — прохрипел интеллигент, — я отдыхаю...


Он вытащил из кармана скомканную газету, расправил ее, снова лег и сделал вид, что читает.


Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они — мои внучки, композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка, и не писал бы я сейчас эту дурацкую книжку.


Пьяный читал “Советскую культуру”, а там был заголовок: “Мосфильм” объявляет набор на режиссерские курсы”.


О создании Союза кинематографистов


“Пырьев к тому времени придумал и пробил в правительстве Союз кинематографистов. Снимать фильмы и руководить объединением ему не хватало — надо было еще куда-то девать свою неуемную энергию. (Думаю, если бы у Пырьева не отняли “Мосфильм”, то никакого Союза кинематографистов не было бы.)


Пырьев отвоевал здание на Васильевской, отремонтировал его и решил устроить во дворе летний ресторан. Но ему не хватало места для помоста с роялем. Надо было отодвинуть забор на два с половиной метра.


И Пырьев пошел по инстанциям — районные, городские, союзные... И везде получил отказ. Потому что рядом с Домом кино была школа, и никто не решался отнять землю у детей.


Тогда Пырьев со своим верным соратником, оргсекретарем союза Григорием Марьямовым, купили бутылку водки школьному сторожу и ночью втроем — сторож, Марьямов и первый секретарь Союза кинематографистов Пырьев (депутат Верховного Совета СССР, народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий) — переставили забор. Как показала потом экспертиза — на два метра шестьдесят сантиметров.


А утром Пырьев лично явился в школу и вручил постоянные пропуска в Дом кино директору школы и завучу. И все были довольны.


Кроме учителя истории — парторга школы. Учителю истории стало обидно, что Пырьев не признает ведущей роли Коммунистической партии, и он написал письмо лично главе государства Никите Сергеевичу Хрущеву, что режиссер Пырьев ограбил советских детей.


И теперь персональное дело Пырьева Ивана Александровича было на контроле в ЦК”.


О счастье


“А в сорок четвертом, когда начались победные салюты и по репродуктору играли гимн, девочки под гимн во дворе учили нас танцевать: “НАС ВЫРАСТИЛ СТАЛИН” — шаг вперед правой ногой — “НА РАДОСТЬ НАРОДАМ” — шаг вперед левой ногой — “НА ТРУД И НА ПОДВИГ” — шаг в сторону правой ногой — “ОН НАС ВДОХНОВИЛ” — приставляем левую ногу к правой... Сейчас я понимаю — это было счастье: мы побеждаем, в небе сверкает фейерверк, а ты танцуешь и обнимаешь девушку!..”


О своей фамилии


“Мою фамилию везде произносили по-разному. В Италии — Данела. В Армении — Данелян. В Израиле — Даниэль. В Мексике — Данила, а в армии — Данеля. (Ударение на последней букве.)


На сборах в первый же день, когда нас построили и старшина стал зачитывать список, дойдя до меня, он запнулся, а потом выкрикнул:


— Данеля!


И из ста пятидесяти фамилий он запомнил только мою. Идем в строю, старшина командует:


— Взвод! Песню запевай!


Не поют.


— Данеля, песню запевай!


И я запеваю, куда деваться.


Или:


— Кто хочет после чистки оружия дрова пилить? Два шага вперед!


Добровольцев нет.


— Данеля, два шага вперед!


Потом я понял, что военным так произносить мою фамилию удобнее. Они привыкли команды отдавать, и “Данеля” намного короче и четче, чем расплывчатое Данелия”.

Превращая свою жизнь в анекдот, Георгий Данелия и сам стал частью кинематографических легенд.


О съемках фильма “Путь к причалу”


“Д. обострил отношения с бортпроводницей и за минуту до старта покинул самолет в аэропорту “Внуково”… оставив в моем кармане деньги и документы, а в хвостовом гардеробе теплую полярную одежду из реквизита “Мосфильма”… С “Внуково” удалось связаться через сутки с Диксона. Радисты сообщили, что на трассе Великого Северного пути обнаружен дикий грузин. Он собирал хлебные огрызки на столах летной столовой то ли в Амдерме, то ли в Воркуте. Но не это потрясло полярников. Их потрясло, что грузин пробирался через Арктику в рубашке. Обратите внимание — Г.Н. не вернулся домой, чтобы прихватить деньги и одежду. Он продолжал демонстрировать вселенной свою неукротимую гордыню... Уже тогда я понял, что работать над сценарием с Д. будет трудно, что он будет держаться за свои позиции с цепкостью лемура… Мы воссоединились в Тикси… К прилету Данелия мы опоздали, и уже собирались уезжать, когда выяснилось, что вокруг пустого самолета кто-то бегает. Бегал Данелия — согревался”…


Виктор Конецкий. “Режиссеры и сценаристы”. Из сборника “Георгий Данелия”.


О том, как “Осенний марафон” оскорбил женщину


В Сан-Себастьяне, где “Осенний марафон” получил главный приз, фильм смотрела переводчица, которая под финал картины (когда стало ясно, что Бузыкин не бросит жену) вскочила, крикнула режиссеру: “Вы подлец!” — и выбежала из зала. Потом выяснилось, что она уже три года влюблена в женатого мужчину, а он от жены никак не уйдет.


О замысле “Мимино”


Историю о деревенском летчике, который приковывает вертолет к дереву цепью, чтобы не украли, рассказал Данелия его друг Резо Габриадзе. В начале съемок, кроме этой сцены и Вахтанга Кикабидзе у него не было вообще ничего. Георгий Николаевич собирался снимать совершенно другое кино. Вместе с Викторией Токаревой они написали сценарий про сельскую девочку, влюбленную в пилота вертолета, который играет на трубе и сочиняет стихи. Фильм уже был запущен в производство. Но, когда приятель напомнил режиссеру историю про вертолет на цепи, Данелия понял, что снимать про девочку и трубача уже не может. И в рекордные сроки написал новый сценарий.


Подготовили Никита КАРЦЕВ и Валерия ГОРЕЛОВА.


Вернуться назад