В 1969-м, когда я после школы поступал на мехмат МГУ, самым психологически напряженным был день вывешивания списков поступивших. Увы, меня там не оказалось. С той суммой баллов, что набралась у меня, приняли только медалистов и выходцев из села. Я же коренной одессит. И медали не получил: в том же 1969-м приняли новое положение о медалях — отменили серебряные и для золотых потребовали пятерок за два года; а у меня в 9-м, предвыпускном, классе была четверка по истории (единственный на всю школу плохой учитель сводил счеты со всеми, кто знал историю лучше него).
Правда, в вестибюле мехмата тогда дежурили представители десятков ВУЗов, готовых принять всех, кто сдал университетские экзамены без троек. А в некоторые ВУЗы — даже всех, кто без двоек. Все знали: в МГУ спрашивают строго и к тамошней оценке можно добавить по меньшей мере один балл. Впрочем, я этими приглашениями не воспользовался: раз уж не попал в один из лучших ВУЗов страны, решил учиться в родной Одессе, тем более так и родители советовали.
Тогдашнее свое стояние у списка я вспомнил недавно, увидев сходную картину в теленовостях. Обширные таблицы принятых в студенты по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) изучались столь же пристально. Вот только представителей родственных ВУЗов поблизости не заметил: школьники подавали копии документов сразу во все интересующие их места.
Эта возможность усиленно рекламируется как одно из важнейших достоинств ЕГЭ. Да и мировой опыт указывает: если критерии оценки повсеместно идентичны — можно участвовать в конкурсах хоть во все ВУЗы одновременно. Скажем, в Соединенных Штатах Америки уже несколько десятилетий едва ли не каждый школьник, желающий продолжить образование, рассылает результаты тестов сразу по десяткам адресов.
Но, как известно, все достоинства находят свое продолжение в недостатках. В частности, даже если параллельно поступишь в десятки ВУЗов — все равно не сможешь учиться даже в двух из них одновременно. Приходится отзывать документы из всех, кроме какого-то одного. И вовсе не обязательно, что он выбран по соображениям наивысшего качества обучения (как и я выбрал не лучший из доступных мне в 1969-м институтов, а ближайший к дому).
В результате вывешенные списки всего лишь приближение к окончательному составу студенческого корпуса. Причем приближение, как говорят физики, нулевое, то есть не отражающее реальность даже в самых общих чертах.
Причем дело тут не только в конкретных людях, но и в общем их числе. Возможности любого ВУЗа — и по учебным помещениям, и по оборудованию, и по преподавательскому составу — достаточно четко определены. И в свою очередь определяют количество студентов, которых можно обучить с надлежащим качеством. Если в список принятых включить именно это количество — скорее всего, реальных студентов окажется куда меньше и заметная часть преподавателей останется не у дел. Если же список составить с запасом — не исключено, что студентам придется набиваться в аудитории в два-три слоя. С соответствующими возможностями усвоения знаний.
«Разнобезобразным дипломостроительным академиверситетам» такая перспектива не страшна. Знания студентов там никто не намерен поднимать выше плинтуса. Да и преподавателей соответствующей квалификации всегда можно увольнять и набирать заново по мере колебаний числа клиентов. Как бы оно ни изменилось после вывешивания предварительного списка, всегда можно подстроиться под изменившуюся конъюнктуру рынка.
Зато действительно высшим учебным заведениям придется несладко. Недаром министерству пришлось особо предупредить: если уже принятый в студенты молодой человек передумает — надлежит отдать ему документы в течение суток. Очевидно, ВУЗы пытаются всячески замедлить перетасовку списков принятых, дабы хоть разобраться, что делать в условиях массовой миграции.
Правда, «организавры» реформы уверяют: она целиком опирается на западный опыт, а там миграция абитуриентов не вызывает никаких проблем. Увы, использовать западное решение нам вряд ли удастся. Оно основано на рыночных механизмах, у нас пока работающих с изрядными сбоями.
Обучение в большинстве тамошних ВУЗов платное. Соответственно, наплыв абитуриентов ограничен их возможностями получить деньги у родителей, добыть кредит, отличиться ради стипендии… Если же аудитория переполнена, можно чуть поднять цену – и лишние отсеются.
Кроме того, рынок предполагает избыток предложения по отношению к спросу. Общая пропускная способность системы высшего образования превышает потребности как страны в целом (в кадрах высокой квалификации), так и молодежи в частности (в приобретении такой квалификации). Если часть выпускников не найдет себе работы или часть ВУЗов останется не у дел — это их частные проблемы: развитая экономика может позволить себе растрату некоторой доли своих возможностей ради повышения суммарной эффективности.
Очевидно, нам ни одно из этих решений не подходит. Плодить избыточных специалистов, не располагая соответственно развитой системой переобучения невостребованных, – не просто аморально, а преступно безответственно: неиспользуемые возможности личности слишком часто оборачиваются против общества. Да и суммарная мощность нашей системы высшего образования в советское время довольно точно подгонялась под фактические потребности страны, а в первые постсоветские годы упала куда ниже этих потребностей, так что в исторически краткий срок может стать избыточна по отношению к реальному спросу только ценой использования малоквалифицированных преподавателей. Абитуриенты без должного жизненного опыта вряд ли смогут оценить возможности новых ВУЗов — значит, могут остаться неучами не по своей вине.
Выходит, и система параллельного поступления, многими десятилетиями рыночного опыта прекрасно состыкованная с рыночной же системой обучения, вряд ли может пригодиться нам до тех пор, пока наше обучение не переведено в полной мере на рыночные технологии.
То есть, скорее всего, не пригодится никогда. Рыночное обучение уже довольно убедительно показало: у него отсутствуют явные преимущества перед системой, принятой у нас еще в советское время и в общих чертах сохраненной по сей день. Очевидные достоинства учебного рынка уравновешиваются столь же очевидными недостатками. В таких условиях представляется целесообразным не толкать нашу систему высшего (да и среднего) образования все дальше к чистому рынку, а изыскать методы устранения ключевых дефектов нашей системы менее радикальными, нежели реформаторская гильотина, методами.
Что же касается суеты вчерашних школьников, мечущихся от списка к списку и судорожно решающих, у какой alma mater — матери-кормилицы — грудь вкуснее, то они, конечно, в этот момент находятся в заметно лучшем положении, чем предшествующие поколения, решающие подобный вопрос уже в момент подачи документов на вступительные экзамены.
Но это их преимущество куплено ценой изрядной дезорганизации работы самих ВУЗов и может в скором будущем обернуться очередным падением качества обучения. То есть ударит и по самим новоявленным студентам, и по всей нашей стране. Источник: gzt.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»
Александр Привалов
Говорят, намерения у авторов ЕГЭ были благие. Возможно. Готов здесь — для пущей краткости — не спорить и с тем, что, удайся царствие ЕГЭ в соответствии с планами, получилось бы для народного образования много плюсов; даже больше, чем минусов, — пожалуйста. Но посмотрим на первые же реальные плоды обязательности ЕГЭ; они мало-помалу просачиваются в газеты. В лучшие вузы пришли толпы абитуриентов с великолепными оценками по ЕГЭ — с нынешнего года вузы обязаны таких абитуриентов зачислять. Вот только люди сдавшие, судя по бумагам, русский язык на девяносто баллов из ста, не способны без ошибок написать заявление о приёме в вуз, а иные и изъясняются-то по-русски еле-еле.
Специальность, к которой готовит вуз, этих людей не интересует: они шумными и радостными роями налетают на приёмные комиссии любых сколько-нибудь престижных вузов. Ничего, помимо корочек, пригодных для похвальбы, им от будущей альмы матер не требуется; не поместятся в вуз А, поместятся в вуз Б. Так что и до объявления результатов приёмной страды можно уверенно гарантировать: огромную долю бюджетных мест (а почитать панические блоги членов разных приёмных комиссий, так и все бюджетные места) займут эти люди с дутыми егэшными баллами.
Чтобы понять, что иначе получиться и не могло, не нужно быть министром образования и науки; видимо, даже лучше им не быть. Достаточно помнить старый анекдот про советского торгпреда, которому в лондонском клубе сказали, что когда джентльмен говорит «очко!», ему верят на слово: «И тут-то мне начало везти!» Вот и с дарованием неоспоримости оценкам, выставленным школой собственным ученикам, начало везти самым беспардонным. По рассказам знакомых, да и по тому же рунету я знаю: и в школах обеих столиц случалось, что учителя, например, не слишком тщательно отбирали у ребят мобильники. Но до массовых подсказок и (или) подтасовок дело всё-таки не доходило; в нынешнем году это пока ещё считалось как бы неприличным, да и проверяющих мелькало побольше, чем в глубинке. В регионах — особенно в национальных республиках — нравы оказались проще. А как вы хотели? Чтобы одни и те же люди (избирательные участки нередко располагают в школах) считали хорошим делом стопроцентное голосование за правильного кандидата — и не считали хорошим делом массовое выправление баллов своим же детям? И ведь заметьте: минобр активнейшим образом использует ЕГЭ и как бесспорное мерило качества работы школы и конкретного учителя. Поэтому учителя толкают в сторону фальсификации: возможность гарантировать поступление в вузы своим ученикам (если и бестолковым, и ленивым — всё равно своим); давление руководства — от директора школы и выше; желание обеспечить собственное служебное благополучие. К этому перечню можно даже не прибавлять взятки от родителей — он и так увесист. Но для правды жизни можно и прибавить. Представление о приличиях, как-то сдерживавшее иных учителей в этом году, впредь не будет сдерживать никого: насмотревшись на происходящее, и столичные учителя перестанут отказываться от массовой «помощи» своим ученикам.
В утешение начавшей волноваться публике обещана куча проверок, от депутатских до прокурорских, но проку от них не будет никакого; максимум, накажут пару стрелочников. Если найдут. Свидетельством того, что искать будут без фанатизма, служит тот факт, что результатов ЕГЭ по регионам никому не показывают. Опубликовано только количество 100−балльных оценок в регионе — и только о них говорят минобровские чиновники, но ведь даже самый глупый фальсификатор понимает, что «своему» не надо ставить 100 баллов: зачем привлекать к мальчику лишнее внимание? Надо поставить ему 93 — и он поступит, оттеснив всех этих московских баранов. А в том, что результаты ЕГЭ не будут массово пересматриваться, можно и вообще не сомневаться.
Открывающиеся перспективы катастрофичны. Я не только о неизбежном крутом падении качества — сначала вузовского образования, потом выпускаемых специалистов. Я ещё и о катастрофе, которая пришла во множество семей, где диплом — не корочка для похвальбы, а привычная уже нескольким поколениям часть жизненной стратегии. По учителям, врачам, инженерам пришёлся удар девяностых годов, заметно понизивший их общественный статус; теперь, когда они — часть из них — начали обживаться заново, по ним бьют ещё раз — сильнее.
Теперь им резко сужают возможность выучить детей: понятно, что в нормальных городских школах никогда не будут рисовать баллы так бесшабашно, как нынче требуется, чтобы поступить в вуз на бюджетное место; а про платное место не всем ведь и думать можно. Но без заметного слоя людей с тремя дипломами (у него, у отца и у деда) страна обречена на деградацию.
«Эксперт» уже писал, что в северокавказских республиках сельский образ жизни быстро вытесняет городской — причём, добавлю, не настоящий сельский, неотделимый от каждодневного упорного труда, а «дотационно-сельский», без внятного дела, тупиковый. Города превращаются скорее не в деревни, а в слободы. Странным образом — через какой-то, прости Господи, ЕГЭ — эта безрадостная деурбанизация грозит теперь охватить уже всю Россию. Тем более что тут ЕГЭ будет дуть в одну дуду с кризисом. Кризис уплощает экономику, примитивизирует спрос на рабочую силу, ЕГЭ не будет пропускать в вузы тех, кто хочет и может учиться. Вот ещё в ВТО вступим, ещё сколько-то обрабатывающих отраслей схлопнутся. И будет большая сельская ярмарка: одни продают нефть и газ, другие — купленные на выручку тряпки. Чудо, как хорошо.
К сожалению, при всех наблюдённых красотах отменять ЕГЭ в его нынешнем статусе никто не будет — слишком долго минобр в ответ на любые вопросы и упрёки отвечал: зато мы внедряем ЕГЭ. Единственное, что всё-таки, кажется, ещё возможно, — сделать поступление по результатам ЕГЭ менее тотальным. Пусть он не распространяется хоть на горстку лучших университетов страны. Такое бывает: есть в стране, условно говоря, Эколь нормаль и Эколь политекник — и есть чёртова прорва других вузов, дипломы которых имеют ценность разве что декоративную. Но хотя бы это — позарез нужно сделать. Иначе ведь и правда — одичаем.