Когда в 1990 году в Москве открылся первый ресторан Макдональдс, его посетило 30 тысяч человек
Когда в ещё советской Москве впервые открылся МакДональдс, это американское предприятие быстрого питания получило приём, достойный Битлз.
В холодный февральский день посетители выстроились в очередь и ждали до четырёх часов, чтобы войти в новый ресторан на Пушкинской площади. В первый день работы он принял 30 тысяч посетителей.
Работа в ресторане была примерно так же популярна. После рекламы МакДональдс в местной газете около 25 тысяч человек подали заявки на работу в качестве кассиров, поваров и уборщиков.
Два десятилетия спустя конкуренты по быстрому питанию пытаются воссоздать магию первого успеха МакДональдс в Москве, врываясь в Россию и создавая аванпосты в далёких краях, в сибирском Иркутске и во Владивостоке на берегу Тихого океана. С 2010 года Cinnabon, Burger King, Dunkin’ Donuts и Wendy’s быстро вошли в Россию. Сейчас конкуренция усиливается.
Компания Burger King недавно объявила о своём расширении с 64 точек до нескольких сотен к 2017 году вместе с новым партнёром, государственным инвестиционным банком ВТБ Капитал. Компания Krispy Kreme из сети Doughnut заявила, что она будет работать с Аркадием Новиковым, ресторатором, более известным по шикарным кафе в России и в лондонском районе Мэйфэйр. В этом году ожидается открытие первого Krispy Kreme в Москве.
Новички прибывают, а сетевые предприятия питания, которые уже давно на российском рынке – KFC, Subway и McDonald’s – начинают завоевательный поход в города, находящиеся в семи часовых поясах от российской столицы.
Распространение гигантов американского фаст-фуда на развивающиеся рынки – не новость, но эффект в данном случае был значительным для страны, которая обычно считалась «вторым или третьим приоритетом» для транснациональных корпораций после Китая и зачастую Бразилии, говорит Сергей Плыкин, директор московского офиса Boston Consulting Group. «Компании МакДональдс потребовалось время для развития на российском рынке, и другим также нужно время, чтобы понять, что это за рынок», – говорит г-н Плыкин.
Пытаясь выйти на рынок как можно раньше – МакДональдс начал переговоры с советским правительством ещё в 1976 году - ресторанная группа сформировала тесные связи с советским, а затем российским правительством и с российскими потребителями. У их конкурентов возникли трудности с повторением этой стратегии.
Их не отпугнула также изменчивость российских реалий. Во время долгового кризиса 1998 года свернул свою деятельность ещё один ранний участник рынка – Pizza Hut, а Dunkin’ Donuts, прибывший в 1996-м, оставался до 2010-го.
Решение переждать распад Советского Союза и долговой кризис окупилось для МакДональдс в долгосрочной перспективе, поскольку временная изменчивость стала сдерживающим фактором для конкурентов.
Сегодня российский рынок по масштабам уступает китайскому. Но он предоставляет более престижную клиентуру, говорит Джеффри Уэлч, вице-президент Krispy Kreme. «На рынок стоит входить, когда начинает расти средний класс, а также покупательная способность».
Для компании Cinnabon это означает, что компания может продавать свою классическую выпечку примерно на 20 центов дороже, чем в США, что позволяет компенсировать затраты на импорт.
На недавно открытой третьей точке Cinnabon во Владивостоке, промышленном городе с 600-тысячным населением, присутствовавшие на открытии магазина посетители часа два смаковали выпечку, попивая кофе. «Многие жалуются, что теряют фигуру – но всё равно приходят», – смеётся Мария Антифорова, местный менеджер. – Есть люди, которые приходят каждый день. Мы в шоке».
Майк Шаттук, президент Focus Brands International – родительской компании Cinnabon, говорит, что в Америке клиенты Cinnabon обычно берут выпечку с собой, а в России эти точки рассматриваются как сидячие кафе, и большинство посетителей предпочитают поглощать кондитерские изделия там. «В России наш рабочий день обычно дольше. Здесь у нас много крупных покупок», – говорит г-н Шаттук.
Г-н Плыкин говорит: «В отличие от большинства западных стран, для многих россиян пойти в заведение быстрого питания – почти как в ресторан. В этом есть что-то от праздника».
«Даже если посмотреть на McDonald’s, Burger King, KFC – у них пик продаж в выходные. Вот что даёт такой высокий средний счёт. Люди просто покупают больше, и приходит много людей».
Чтобы этому соответствовать, обычно сети быстрого питания в России стараются сделать свои торговые точки ресторанами, где люди могут посидеть с семьёй, в частности, делают меню более разнообразным.
Например, Cinnabon в России предлагает не только свою знаменитую выпечку, но и более сытные вещи: сэндвичи, а также (только в России) блины и пиво. Средний счёт в сетевых ресторанах России примерно на 50 процентов больше их глобального среднего счёта.
Рост числа россиян, путешествующих за рубеж, повысил привлекательность иностранных брендов быстрого питания. Г-н Шаттук говорит, что клиенты знают Cinnabon по их излюбленному туристическому месту – городу Дубай. А руководитель отдела частных инвестиций ВТБ Капитал Тим Демченко утверждает, что россияне становятся всё более склонными к западным брендам. Российский рынок быстрого питания «примерно на 50% захвачен известными международными торговыми марками. В следующие несколько лет эта цифра увеличится до 70-80 процентов, а затем процесс слияния и поглощения также обеспечит резкое расширение», – сказал он.
Западные бренды встречают слабую конкуренцию со стороны местных игроков. «Были попытки использовать русскую кухню и адаптировать её… Но я видел не много удачных примеров, – говорит г-н Плыкин. – Гамбургеры вы дома не едите. А вот блины из фаст-фуда явно уступают домашним».
Рост западных сетей быстрого питания радует не всех. В этом месяце главный санитарный врач России Геннадий Онищенко осудил МакДональдс, после того как клиентом был обнаружен червяк в курином сэндвиче. «Хотел бы напомнить нашим согражданам, что не только черви, но и сами гамбургеры не являются хорошим выбором для жителей Москвы и России. Это не наша еда», – сказал Онищенко в радиоинтервью.
Компания МакДональдс пережила инцидент, отрицая наличие «посторонних предметов» в пище, и решала продолжить экспансию в Иркутск и Владивосток, распространяясь восточнее Урала впервые за 22 года своего пребывания в России.
Не имея среди своих поклонников г-на Онищенко, МакДональдс ранее в этом году получил поощрение от влиятельного заместителя премьер-министра Игоря Шувалова. «Во Владивостоке у нас нет Макдональдса, и я бы хотел, чтобы он там появился», – сказал он вице-президенту компании в феврале.
Золотые арки российского рынка фаст-фуда ещё впереди.
Слова, которыми заканчивается книга «Репортаж с петлей на шее» героя чешского Сопротивления времен Второй мировой войны, писателя Юлиуса Фучика (1903—1943).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+