Есть две логики, два пути рассуждений в науке и действий в политике. Есть два типа людей. Один путь — это поиск компромиссов, заключение договоров, достижение баланса интересов. Второй путь — неприемлемость никаких консенсусов, «умереть за единый аз учения». Вернер Зомбарт в свое время в одноименной работе писал о торгашах и героях. Отсюда торгашеская ментальность и ментальность героическая. Отсюда и два типа социализма: социал-демократический вариант — с компромиссами, договорами и т. д., и большевистский — с героикой низвержения всего буржуазного мира. Эволюционный и революционный пути. В России «герои»-большевики победили «торгашей»-меньшевиков, стал возможен великий советский проект. И наоборот, в 1991 г. 18 млн членов КПСС — конформистов (если называть вещи своими именами) не встали на защиту Советского Союза, и он прекратил свое существование.
В христианской культуре та же дихотомия. Христианский конформизм охватывал большинство населения средневековой Европы. Рассуждения конформиста сводились к следующему: христианские заповеди — это, конечно, очень хорошо, но есть и мирские дела. Возникает дихотомистское пространство.
И другое течение — христианский хилиазм. Наступают последние времена, Армагеддон, грядет Царствие Божие… А коли так, то все конформистские установки должны быть отвергнуты.
Посмотрим теперь на Россию.
Она почти всегда находилась в состоянии хилиастической одержимости. Доводилась до крайних пределов идеологическая поляризация бытия.
Ценностно-противоположный мир — это мир скверны, духовной проказы. Принять его невозможно. Принимая этот мир, ты оскверняешься сам. Для старообрядчества и по сей день легитимность светской власти не признается. Рухнула исторически попытка салонного, западнического поиска консенсуса. Его не получилось. Западники и славянофилы оказались непримиримы, их позиции — взаимно исключающими.
Показательна последовательность разложения советской элиты. Вначале принимается стиль западной жизни. Никто об отказе от советского проекта на этом этапе и не думал. Но возник ценностный компромисс. И далее из этого компромисса следовало:
1) перевод рубли в доллары;
2) открытость границ;
3) включение в западную мир-систему;
4) отказ от собственной системы;
5) положение аутсайдера;
6) гибель собственного государства.
Ценностный компромисс обернулся идеологическим капитулянтством и предательством. Могут возразить, что «реальная» политика выстраивается из множества компромиссов. Но речь-то идет не о тактике, а о возможности пойти на уступки в вопросе о ценностях. А это принципиально разные вещи. Ценностями не торгуют, ценности не уступаемы. Мировая политика развертывается в формате глобальной борьбы, и в ней побеждает тот, кто отстоит свои ценности.
О каком ценностном компромиссе с врагом можно было вести речь в условиях Великой Отечественной войны? А разве не идет сегодня информационно-психологическая война против России? И главный вопрос в ней не о территории и ресурсах, а именно о ценностях. Сдаст их Россия окончательно, и она — погибла.
Почему существует заданность ценностного дуализма? Возможны два подхода в раскрытии аксиологической дуальности. Первый подход — религиозный. Николай Васильевич именно его и представил в своем докладе. Определенное противоречие возникло при ответе на вопрос о возможности комбинации четырех ценностных пар. Докладчик ответил, что комбинации возможны. Но тогда нет дуализма, тогда нет абсолютного плюса и абсолютного минуса. Тогда мы можем посчитать, сколько идеологий возникает из комбинируемых ценностных сочетаний. Но если следовать по основной линии доклада, то, по сути дела, все эти аксиологические пары сводятся к единому вопросу — о существовании Бога: признаем мы существование Бога или не признаем. Из этого исходного ответа выстраивается либо одна, либо другая аксиологическая система. Компромисс тут невозможен. Ты либо признаешь существование Бога, либо нет; частичным признание быть не может.
Второе возможное преломление — это подход в рамках материалистической объяснительной системы. У докладчика прозвучала номинация — «бытийственный подход». Вспоминаются в этой связи слова А. Сен-Симона: нации, так же как индивиды, могут жить двояко — либо воруя, либо производя. Организмы бывают доноры, а бывают паразиты. Принципы жизни у них различные. Возможен ли между ними консенсус? Любой консенсус в данном случае на условиях паразита, поскольку для организма-донора цель состоит в избавлении от паразитирующего на нем организма. Ничего другого тут невозможно. Борьба будет вестись до конца, на уничтожение. Вопрос в свете обозначенных вызовов стоит о характере интегрированности России в мировую систему.
Можно ли договориться с мировым Центром? У нас говорят: ценности общие, различия в деталях. Ну, включили Россию в G8. Включат в какие-то еще международные структуры. Следствием всех этих компромиссов получается то, что Россия оказывается в ценностной системе другого мира, враждебного самому ее существованию. Попытки договориться с людоедом ни к чему хорошему привести не могут.
В.Э. Багдасарян, доктор исторических наук, эксперт Центра проблемного анализа
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+