26-27
мая в Японии прошел саммит G-7. Это уже 42-я встреча лидеров ведущих
стран "золотого миллиарда" - США, Великобритании, Германии, Франции,
Италии, Японии, Канады. Нынешняя встреча "Группы семи" своими
особенностями сильно отличалась от тех, которые проходили в прошлом
столетии, и даже от встреч 2000-х годов, когда "семёрка" ещё носила
облик "восьмёрки" с Россией в своём составе.
Эти особенности многое могут сказать о направлениях эволюции современной миросистемы.
Первая особенность. В 70-х годах прошлого века саммиты G7 задумывались как инструмент
решения мировых экономических и финансовых проблем. Первая встреча
состоялась в 1974 году. Это была драматическая пора, когда произошел
развал Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы, а новой системы еще
не было. Первый саммит G-7 в каком-то смысле готовил почву для Ямайской
валютно-финансовой системы, решение о создании которой было принято на
Ямайке в 1976 году и которая существует поныне.
Из
повестки дня только что завершившегося в Японии 42-го по счёту саммита
G7 видно, что "Группа семи" сосредоточилась, главным образом, на
вопросах политических или тех, что находятся на стыке экономики и
политики, как, например, вопрос о санкциях. Подобная политизация работы
"семёрки" - следствие процесса демонтажа остатков так называемого
свободного мирового рынка.
Современная мировая
экономика управляется не рыночным спросом и предложением, как утверждают
проповедники либеральных догм, а политическими решениями горстки
западных государств. Политика сегодня полностью доминирует над
экономикой. Запад, декларируя свободу движения товаров, капитала,
рабочей силы, выставляет барьеры в сфере международных экономических
отношений, называя эти барьеры "экономическими санкциями". В странах,
которые находятся под разного рода санкциями, проживает сегодня половина
населения планеты. Суть санкционной политики – ослабление государств,
препятствующих реализации американского проекта однополярного мира.
Половина всех решений завершившегося саммита прямо или опосредованно
нацелена против Китая и России.
Второй особенностью последних саммитов является полное "единодушие" всех участников, чем-то
напоминающее единодушие на последних съездах КПСС в Советском Союзе.
Это очень тревожный симптом, говорящий о том, что в один прекрасный
момент может произойти полный развал показного единства.
Третья особенность. Когда-то G7 была достаточно закрытым клубом. Сегодня правилом стало
приглашать на встречи "Группы семи" руководителей большого количества
государств и международных организаций. Это можно рассматривать и как
демонстрацию "особого доверия", и как средство втягивания отдельных
государств и международных организаций в орбиту интересов "семёрки". На
саммите в Японии помимо президентов и глав правительств стран G7
присутствовали: председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и глава
Евросовета Дональд Туск, президенты Индонезии, Чада, Шри-Ланки,
премьер-министры Бангладеш, Вьетнама, Лаоса и Папуа - Новой Гвинеи. На
дополнительных сессиях появлялись Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун,
директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард,
президент Всемирного банка Джим Ен Ким, глава Организации экономического
сотрудничества и развития Анхель Гурриа, президент Азиатского банка
развития Такэхико Накао.
Если бы такое расширение
круга участников говорило о демократизации характера работы "Группы
семи", то логично было бы ожидать приглашения на эти встречи в первую
очередь не руководителей Лаоса или Папуа - Новой Гвинеи, а Китая и
России. Поэтому некоторые эксперты и полагают, что саммиты G7 давно
превратились в шоу, а все серьёзные вопросы ведущие западные лидеры
обсуждают на других площадках при закрытых дверях и без лишнего шума.
Четвёртая особенность заключается в том, что с каждым разом решения G7 становятся все более
размытыми и неконкретными. Это та цена, которую приходится платить за
демонстрацию показного единодушия. Кроме того, на Западе нет сегодня
чётких представлений о том, как решать те или иные проблемы глобального
порядка. А признаться, что без Китая и России большинство мировых
проблем не могут быть решены в принципе, "вершители судеб" не готовы.
Кроме
того, доля G7 в мировой экономике снижается, о чём лишний раз
вспоминать не хочется. Представление о том, что страны G7 продолжают
доминировать в мировой экономике является глубоким заблуждением.
Известный финский экономист Йон Хеллевиг приводит данные о том, как
менялось соотношение уровней экономического развития стран G7 и emerging
economies за последнюю четверть века. Для наглядности во вторую группу
он включает также семь стран: Китай, Индия, Россия, Бразилия, Индонезия,
Мексика и Южная Корея.
Табл. 1.
Соотношение уровней экономического развития G7 и группы "альтернативной семёрки"
ВВП G7, ВВП "альтернативной семёрки", Отношение ВВП "альтернативной семёрки"
трлн. долл.* трлн. долл.* к ВВП G7, %
1990 год 14,4 2,2 15,3
2013 год 32,0 35,0 109,4
2013 г. по 2,22 2,22 -
отношению к 1990 г.,
раз
* Расчет ВВП по паритету покупательной способности валют.
Источник: Jon Hellevig. Awara Group Study on Real GDP Growth Net-of-Debt
"Альтернативная
семёрка" обошла G7 после финансового кризиса 2007-2009 гг. Йон Хеллевиг
считает это чрезвычайно знаменательным событием, которое кто-то не
хочет замечать, но которое будет иметь далеко идущие последствия для
всего мира. На сегодняшний день имеется уже более свежая статистика
(данные МВФ). По нашим расчётам, в 2014 году доля G7 в мировом ВВП была
равна 31,95%, а доля "альтернативной семёрки" - 35,83%. Соответственно,
2014 году отношение ВВП "альтернативной семёрки" к ВВП G7 составляло уже
112,1%. Разрыв увеличивается, G7 всё больше перемещается на положение
отстающих.
Пятая особенность последних саммитов "семёрки" - увеличение количества вопросов,
включаемых в повестку дня без понятного различения их на главные и
второстепенные. В старые добрые времена на встречах "Группы семи"
обсуждались один-два, максимум три вопроса. Сегодня обсуждаемые вопросы и
принимаемые по ним решения девальвировались.
Вот
неполный перечень того, что было предложено к обсуждению на последнем
саммите: состояние мировой экономики и пути предотвращения ее сползания в
яму кризиса, мировая торговля и способы ее оживления, мировая
энергетика, климатические изменения, офшоры (обсуждение скандала,
связанного с утечкой документов по офшорным компаниям и клиентам из
панамской посреднической фирмы), борьба с коррупцией, финансированием
терроризма, уклонением от уплаты налогов, возможный выход Великобритании
из Европейского союза и его экономические последствия, ситуация в Сирии
и на Ближнем Востоке, испытания ядерного оружия Северной Кореей,
миграционный кризис в Европе, ситуация на Украине, возможность
восстановления "восьмёрки" (возвращение России), экономические санкции
против России…
А по поводу ослабления позиций
стран G7 в мировой экономике Йон Хеллевиг пишет: "Проблема заключается в
том, что изменить этот сценарий развития событий уже не получится,
потому что западные державы утратили свои конкурентные преимущества. В
конечном счёте, их экономики будут сжиматься до тех пор, пока они не
начнут соответствовать их ресурсной базе и численности населения".
Для
справки: доля "семёрки" в численности населения планеты составляет
примерно 11,5%. Надежд на экономическое восстановление Запада мало. Еще
меньше, чем было шансов у западного капитализма на преодоление
экономической депрессии 30-х годов прошлого века (тогда её удалось
преодолеть благодаря развязыванию Второй мировой войны).
С учётом приведенных цифр и надо оценивать значимость только что завершившегося в Японии саммита G-7.
Автор: Валентин КАТАСОНОВ
Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова |