Авианосные ударные силы ВМС США, объединяя в своем составе авианосцы, авиакрылья палубной авиации, суда охранения и снабжения, являются, по сути, специфическим видом флота. Авианосцы имеются и во флотах других стран, таких, например, как Великобритания, Франция, Италия, но по боевой мощи и масштабу возлагаемых на него задач авианосный флот США уникален.
БОЕВОЙ СОСТАВ АВИАНОСНЫХ СИЛ США
На текущее время и ближайшие 30 лет военно-политическим руководством США предусматривается наличие в действующем составе авианосных сил 11 крупных авианосцев. Такое количество должно обеспечить развертывание авианосных групп на боевую службу как в плановом, так и в экстренном порядке, и выполнение задач, предусмотренных военной доктриной США.
Многоцелевые авианосцы с базирующимся на них авиакрылом (75-85 самолетов) являются ядром авианосных ударных групп (АУГ), и авианосных ударных соединений (АУС), которые входят в состав оперативных флтов ВМС США в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, и Средиземном море. В XXI веке корабли этого класса останутся важнейшим средством ВМС США для завоевания и удержания господства на море, а также воздушного превосходства на сухопутных театрах военных действий.
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 - «Энтерпрайз». Все они оснащены ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Последний авианосец с неядерной энергетической установкой CV-63 «Китти Хок» был выведен из состава флота в 2009 году, одновременно с вводом в строй CVN-77 «Джордж Буш».
СРОКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАНОСЦЕВ
В ВМС США (НА НАЧАЛО 2010 ГОДА)
Бортовые номера
и названия
|
Месяц и год
закладки киля
|
Месяц и год
передачи ВМС
|
Сроки
эксплуатации,
лет
|
CVN-65 «Энтерпрайз»
|
Февраль 1958
|
Ноябрь 1961
|
48
|
CVN-68 «Нимитц»
|
Июнь 1968
|
Май 1975
|
34
|
CVN-69 «Дуайт
Эйзенхауэр»
|
Август 1970
|
Октябрь 1977
|
31
|
CVN-70 «Карл
Винсон»
|
Октябрь 1975
|
Март 1982
|
27
|
CVN-71 «Теодор
Рузвельт»
|
Октябрь 1981
|
Октябрь 1986
|
23
|
CVN-72 «Авраам
Линкольн»
|
Ноябрь 1984
|
Ноябрь 1989
|
19
|
CVN-73 «Джордж
Вашингтон»
|
Август 1986
|
Июль 1992
|
17
|
CVN-74 «Джон С.
Стэннис»
|
Март 1991
|
Декабрь 1995
|
14
|
CVN-75 «Гарри
Трумэн»
|
Ноябрь 1993
|
Июль1998
|
11
|
CVN-76 «Рональд
Рейган»
|
Февраль 1998
|
Июль 2003
|
6
|
CVN-77 «Джордж
Буш»
|
Сентябрь 2003
|
Январь 2009
|
1
|
В проекте авианосца «Джордж Буш» уже были заложены конструктивные особенности, делающие его переходной ступенью на пути к новому поколению авианосцев XXI века. В 2008 году был заложен первый авианосец этого типа «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году.
В настоящее время авианосец CVN-65 «Энтерпрайз» практически исчерпал свой эксплуатационный ресурс, и будет выведен из строя в 2013 году. При сохранении темпов строительства CVN-78 «Джеральд Р.Форд» флот США на протяжении 2 лет и 9 месяцев будет располагать лишь десятью авиносцами.
В дальнейшем все авианосцы типа «Нимитц» по исчерпании эксплуационного ресурса (45-50 лет) будут последовательно выводиться из боевого состава флота, и заменяться авианосцами типа «Джеральд Р.Форд» таким образом, чтобы ВМС США постоянно располагали 11 авианосцами. Согласно планов строительства авианосцев «Джеральд Р.Форд», второй авианосец этого типа CVN-79 будет заложен в 2012 году, передан флоту в 2019, а последний - CVN-88 заложен в 2051 году и введен в строй в 2058.
В соответствии с регламентом технической готовности авианосцев ВМС США, каждый из них после истечения половины срока службы (25 лет) должен проходить регламентный ремонт длительностью 3,5 года, с перезарядкой ЯЭУ. На это время корабль выбывает из боевого состава ВМС США. Данные работы проводятся на судоверфи компании «Нортроп-Груманн шипбилдинг» «Ньюпорт Ньюс» (штат Виргиния). В настоящее время ремонт проходит авианосец CVN-71 «Теодор Рузвельт». Последним из кораблей типа «Нимитц» станет на ремонт CVN-77 «Джордж Буш» (ориентировочно 2026-2028 гг).
По информации проектировщиков, первый авианосец типа «Джеральд Р. Форд» (CVN-78) сохранит конструкцию корпуса своего предшественника CVN-77. Однако на нем будет установлена более мощная ЯЭУ, и электромагнитные катапульты, которые обеспечат скорость взлета самолетов массой 45 т до 130 миль/ч. Размеры полетной палубы будут увеличены, что обеспечит базирование и использование любых типов самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, которые существуют в составе морской авиации США сейчас, а также появятся в будущем. Численность экипажа авианосца будет уменьшена с 5000 до 4300 человек. Водоизмещение корабля составит более 100 тыс. тонн.
На авианосцах типа «Джеральд Р.Форд» планируется внести существенные изменения в систему технического обслуживания палубной авиации. Это сократит время подготовки к вылетам. Вместе с тем максимальное число самолето-вылетов в сутки возрастет со 120 с авианосцев типа «Нимитц» до 160 с авианосцев типа «Джеральд Р.Форд».
Согласно административной организации флота США, авианосцы входят в состав авианосных ударных групп (АУГ). В Атлантическом флоте США имеются 2, 8, 10 и 12-я АУГ. В Тихоокеанском флоте – 1, 3, 5, 7, 9, 11 АУГ. Кроме авианосца, в каждой АУГ имеется от 1 до 4 крейсеров управляемого ракетного оружия типа «Тикондерога».
Состав и базирование АУГ США:
2-я: CVN-71 «Теодор Рузвельт», CVN-77 «Джордж Буш», КР УРО: CG-66 «Хью-Сити», CG-68 «Анцио», CG-72 «Велла Галф», CG-61 «Монтеррей». В данной АУГ числится два авианосца, но поскольку CVN-71 находится на ремонте, в строю находится только 1 авианосец.
8-я: CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр», КР УРО CG-60 «Норманди», CG-64 «Геттисберг».
10-я: CVN-75 «Гарри Трумэн», КР УРО CG-55 «Лейте Галф», CG-58 «Филлипин Си».
12-я: CVN-65 «Энтерпрайз», КР УРО CG-56 «Сан Джасинто», CG-69 «Виксбург».
1-я: CVN-70 «Карл Винсон», КР УРО CG-52 «Банкер Хилл».
3-я: CVN-74 «Джон С.Стеннис», КР УРО CG-57 «Лейк Чемплейн», CG-54 «Энтиетам».
5-я: CVN-73 «Джордж Вашингтон», КР УРО CG-63 «Коупенс», CG-67 «Шайло».
7-я: CVN-76 «Рональд Рейган», КР УРО CG-62 «Чанселлоросвилл», CG-71 «Кейп-Сент-Джордж».
9-я: CVN-72 «Авраам Линкольн», КР УРО CG-53 «Мобил Бей».
11-я: CVN-68 «Нимитц», КР УРО CG-59 «Принстон».
При выходе в море для выполнения боевых или учебных задач авианосец принимает самолеты соответствующего авиакрыла, а в состав АУГ включаются корабли охранения и боевого обеспечения.
ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ
Является основным ударным компонентом АУГ. Включает в себя 1117 самолетов и вертолетов основных сил, и до 70 – в резерве. Кроме собственно, палубной авиации, в составе Корпуса морской пехоты США имеется 182 истребителя-штурмовика и 24 самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также 48 самолетов в резерве.
Структурно палубная авиация делится на воздушные силы Атлантического и Тихоокеанского флотов, те состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.
Воздушные силы Атлантического флота включают:
1) Авиакрыло истребителей-штурмовиков (место базирования – Ошеана, штат Виргиния). Включает 10 эскадрилий F/A-18E/F «Супер Хорнет» (140 машин) и 8 эскадрилий F/A-18A/B/C/D «Хорнет» (122 машины).
2) Авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения (Норфолк, Виргиния): 6 эскадрилий самолетов ДРЛО E-2C «Хокай» (32 машины), 1 эскадрилья самолетов снабжения С-2A «Грейхаунд» (13 машин).
3) Ударное вертолетное авиакрыло (Мейпорт, Флорида): 5 эскадрилий противолодочных вертолетов SH-60B«Си Хок» (66 машин).
4) Авиакрыло боевых вертолетов (Норфолк): 5 эскадрилий противолодочно-спасательных вертолетов SH-60F«Оушен Хок» и спасательных HH-60H «Рескью Хоук» (45 машин), 5 эскадрилий многоцелевых вертолетов MH-60S «Кнайтхоук» (45 машин), 2 эскадрильи тяжелых военно-транспортных вертолетов MH-53E«Си Дрэгон» (25 машин).
Воздушные силы Тихоокеанского флота:
1) Авиакрыло истребителей-штурмовиков (Лемур, Калифорния): 10 эскадрилий F/A-18E/F«Супер Хорнет» (140 машин) и 10 эскадрилий F/A-18A/B/C/D«Хорнет» (181 машина).
2) Ударное авиакрыло РЭБ (Уидби-Айленд, Вашингтон): 14 эскадрилий самолетов РЭБ EA-68 «Проулер»/EA-18G «Гроулер» (69 машин).
3) Авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения (Норфолк, Виргиния): 5 эскадрилий E-2C«Хокай» (26 машин), 1 эскадрилья С-2A «Грейхаунд» (20 машин).
4) Ударное вертолетное авиакрыло (Норт-Айленд): 6 эскадрилий SH-60B «Си Хок» (78 машин), 1 эскадрилья противолодочно-ударных MH-60R «Си Хок» (12 машин).
5) Авиакрыло боевых вертолетов (Норт-Айленд): 5 эскадрилий SH-60F «Оушен Хок», HH-60H «Рескью Хок» (50 машин), 5 эскадрилий MH-60S «Кнайтхок» (51 машина), 1 эскадрилья MH-53E «Си Дрэгон» (14 машин).
В настоящее время реализуется ряд программ, направленных на обновление авиапарка палубной авиации. Во-первых, это разработка перспективного истребителя F-35C и F-35B «Лайтнинг-2». Для авиации создается палубный вариант этого самолета, а для морской пехоты вариант с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Предполагается, что истребители F-35 заменят F/A-18 «Хорнет» устаревших модификаций. Всего планируется закупить 480 новых машин. Также для замены «Хорнетов» во флот поступают более современные F/A-18E/F «Супер Хорнет». В настоящее время ими перевооружены 20 из 38 истребительно-штурмовых эскадрилий морской авиации. В настоящее время в составе авиации флотов США имеется 280 самолетов «Супер Хорнет», к 2015 году их число будет доведено до 548.
На базе F/A-18F создан самолет РЭБ EF-18G «Гроулер». До 2015 года их количество во флотах США достигнет 90, и они полностью заменят устаревшие EA-6B «Проулер».
Аналогично, к 2015 году самолеты ДРЛО E-2C «Хокай» будут заменены более современными E-2D «Супер Хокай» в количестве 75 единиц.
Также активно обновляется вертолетный парк палубной авиации США. Водятся в строй новые многоцелевые вертолеты MH-60S «Кнайтхок». Эти вертолеты предназначены для снабжения и выполнения вспомогательных миссий. Сейчас в строю 96 таких машин, до 2012 года будет 237.
До 2015 года ВМС США намерены приобрести 254 вертолета многоцелевых MH-60R «Страйк Хок», которые будут использоваться для противолодочных и спасательных миссий.
Новые вертолеты MH-60S и MH-60R способны будут решать весь спектр задач, который стоит перед палубной вертолетной авиацией ВМС США. Таким образом, в будущем количество типов боевой техники вертолетного парка будет существенно снижено, что сделает более удобным ее обслуживание.
В обозримом будущем численность самолетного и вертолетного парков палубной авиации США сохранится на прежнем уровне, однако произойдет замена большинства машин на новые образцы. Самолетный парк обновится примерно на 80 %, а вертолетный – на 90-100%. Поступление на вооружение современного радиоэлектронного оборужования и высокоточного оружия позволит существенно повысить ударные возможности палубной авиации, в том числе, по поражению групповых целей. Силами палубных и экспедиционных (авиация морской пехоты) ударных групп может быть нанесен удар по нескольким сотням целей. Самолеты РЭБ смогут не только подавлять радиоэлектронные системы противника, но и поражать их ракетно-бомбовыми ударами.
При выходе в море авианосец принимает на борт приписанное к нему авиакрыло. Поскольку в каждый момент времени 1 авианосец проходит ремонт, в составе флота США насчитывается 10 таких авиакрыльев (CVW-1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 14, 17). Каждое авиакрыло закреплено за определенным авианосцем, и меняет корабль-носитель только в случае его длительного ремонта.
В состав типового аиакрыла палубной авиации входит:
- 4 эскадрильи истребителей-штурмовиков (VFA) - 48 машин,
- эскадрилья самолетов РЭБ (VAQ) – 4 машины,
- эскадрилья ДРЛО (VAW) – 4 машины,
- эскадрилья боевых вертолетов (HSC)– 9 машин,
- эскадрилья противолодочных вертолетов (HS) – 6 машин,
- эскадрилья палубных транспортных самолетов C-2A (VRC) – 2 машины.
Таким образом, общая численность палубной авиации на одном авианосце составляет 70-80 машин. При этом авианосец рассчитан на 90-100 машин. При необходимости тому или иному авиакрылу придается истребительно-штурмовая эскадрилья морской пехоты (VMFA).
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВИАНОСНЫХ УДАРНЫХ СИЛ ФЛОТА США
Происходит в составе авианосных ударных групп (АУГ) или авианосных ударных соединений (АУС) оперативных флотов, развертываемых в зоне конфликта. При развертывании на боевую службу на базе корабельных соединений воздушных сил флота формируются оперативные АУГ. В них, кроме авианосца и крейсера (крейсеров) УРО, включаются фрегат и два эсминца УРО, атомная подводная лодка и транспорт снабжения.
В настоящее время 1-2 АУГ постоянно несут боевую службу в районе Персидского залива, и 1- в Средиземном море. Период боевой службы одной АУГ – 6 месяцев, затем происходит ротация. АУГ «Джордж Вашингтон» с 5 Акр с 2009 года на постоянной основе входит в состав 77-го оперативного соединения 7-го флота в Западной части Тихого океана. Одна-три АУГ постоянно принимают участие в маневрах в Атлантике, зоне Центральной и Южной Америки, либо Тихом океане в составе флотов США или объединенных ВМС НАТО.
Согласно плана оперативного развертывания сил флота (FRP – Fleet Response Plan), в случае необходимости в Мировом океане в тридцатидневный срок должны быть развернуты 6 АУГ, и еще две – в последующие 90 суток. Главная проблема здесь заключается в том, что все авианосцы США не могут находиться в одинаково боеготовом состоянии. После возвращения авианосца с боевой службы он проходит плановый ремонт сроком 18 месяцев. Для обеспечения возможностей оперативного развертывания согласно FRP планируется сократить сроки ремонта авианосцев до 9 месяцев.
В соответсвии с требованиями, предъявляемыми командованием ВМС США к авианосцам будущего «Джеральд Р.Форд», в течение суток должно обеспечиваться 160 самолето-вылетов, а в экстремальных ситуациях – 270, однако для этого необходимо задействовать дополнительный летно-технический состав.
В связи с усилением Китая в будущем США прийдется усиливать военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уже в 2010 году количество АУГ в составе Тихоокеанского флота было увеличено до с 5 до 6 за счет сил Атлантического флота.
Некоторые специалисты полагают, что боевая мощь авианосных сил ВМС США чрезмерна, и ее поддержание обходится бюджету слишком дорого. Для выполнения боевых задач, стоящих перед ВМС США достаточно 7-8 современных авианосцев. Однако направленность финансирования американского флота в последние годы остается прежней, и нет оснований считать, что в будущем США сократят количество своих авианосцев.
(По статье капитана 1 ранга Д.Рюрикова, капитана 2 ранга О.Подражанец в журнале «Зарубежное военной обозрение» 5/2010)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Лучше закидать "вонючими бомбами" (http://oko-planet.su/politik/politikarm/101019-samoe-strashnoe-oruzhie-mira.htm
l). Деваться то с корабля некуда :)
от god:
Гей бомбами в них кидаться уже бесполезно
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
И пока все разговоры о "неуязвимости" и "непотопляемости" авианосцев носят сугубо теоретический характер. Находясь в эпицентре испарится что эсминец, что авианосец - тут вариантов просто нет. Это если вопрос касается применения спецБЧ. А при поражении обычными средствами - надо посмотреть. Насколько живуч окажется. Ирану настойчиво предлагают права экспериментатора и первооткрывателя...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
А можно запрограммировать наши ПКР (Гранит, Вулкан и т.д.) на удар не в борт или ватерлинию, а допустим в надстройку? Выжечь объём 35*40*25 метров в центре управления очень даже эффективненько!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
а это уже "работа" для Су-24 ))))))))))))), а у Ту-22М3 только - топить так топить.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 3033
Рейтинг поста:
А если повредить взлетку и уничтожить рубку с кучей радаров? Функции взлета-посадки выполнять точно не сможет и не думаю, что быстро снесенные излучатели восстановят.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2348
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
а зачем атмосферу всего шарика загаживать?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 57
Рейтинг поста:
А если закидать их баллистическими ракетами с ядерными зарядами?