Военный эксперт Михаил Барабанов: «Новый истребитель - это всего лишь новый шажок китайского авиапрома. Но не прорыв...»
На вопросы «КП» отвечает военный эксперт
Виктор БАРАНЕЦ — 13.01.2011
Во вчерашнем номере «КП» мы рассказали о сенсационном «появлении на свет» нового китайского истребителя J-20. В Поднебесной его успели причислить к отряду самых современных боевых машин пятого поколения, которая может стать грозой своих аналогов в США (F-22) и в России (Т-50). Более того, J-20 якобы сможет повлиять на изменение геополитики не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире (?!). Однако об истинных тактико-технических характеристиках китайского истребителя знает пока лишь небольшой круг специалистов. Вот почему мы решили обратиться к известному военному эксперту, главному редактору журнала Moscow Defense Brief Михаилу БАРАБАНОВУ.
- Михаил Сергеевич, какие у вас первые впечатления о новой китайской машине?
- Полет того, что именуется «прототипом китайского истребителя пятого поколения», представляет собой еще одно бесспорное свидетельство прогресса КНР в авиастроении. Фактически мы можем наблюдать боевой самолет, спроектированный более или менее с нуля (в отличие от являющихся плодом переработки иностранных типов J-10 и FC-1). C другой стороны, рассмотрение внешнего облика нового самолета и его сопоставление с известными данными о прогрессе китайцев в таких ключевых для создания нового самолета областях, как двигателестроение, создание бортового радиолокационного оборудования (БРЭО) и т. д. заставляет со скепсисом отнестись к перспективам появления в Китае реального боевого авиационного комплекса пятого поколения в ближайшем будущем.
- Почему же?
- Бросается в глаза, что китайский самолет выглядит куда более крупной и «толстой» машиной, чем американский F-22 и российский Т-50. Соответственно больше и вес самолета. При этом Китай не имеет мощных двигателей пятого поколения, подобных американскому F-119. Реально КНР может рассчитывать на использование либо российского АЛ-31Ф или его аналога WS10, а в перспективе - на наши 117C, предварительная договоренность о приобретении которых была достигнута с российской стороной во время переговоров с участием Сердюкова в конце прошлого года. Даже с моторами 117С вряд ли возможно получить на китайском планере скоростные и динамические характеристики, необходимые для уровня пятого поколения.
- Однако «проблема мотора» оказалась трудноразрешимой и для российской программы Т-50...
- Но Т-50 представляет собой явно более легкую машину, чем китайский «переросток». Сам планер китайского самолета выглядит в ряде аспектов странновато и архаично, большое количество «торчащих» управляемых поверхностей явно противоречит требованиям малозаметности. Частично самолет похож на оставшийся тупиковым демонстратором микояновский 1.44, программа которого была закрыта после всего двух полетов в 1999 году.
Наконец, вызывает большое сомнение способность китайцев создать в обозримом будущем дееспособный комплекс бортового оборудования истребителя 5-го поколения, особенно учитывая китайское отставание в такой ключевой технологии, как РЛС с активной фазированной антенной решеткой, и в ряде других.
- Если суммировать все только что здесь вами сказанное, то...
- То следует, на мой взгляд, оценить совершившую первый полет китайскую машину не как полноценный прототип истребителя 5-го поколения, а скорее как некий экспериментальный самолет-демонстратор для отработки ряда технических решений 5-го поколения - подобный российским самолетам 90-х годов 1.44 и С-37.
- И что, при этом китайцы, создавая свою новую машину, ничего и ни у кого не слямзили?
- Китайцы в своем стиле широко прибегают к копированию, заимствованию и микшированию разнообразных технических решений как из России, так и из других стран. И явно подражая Западу. Отсюда и эклектичный облик нового самолета. Подобного рода подход трудно назвать рациональным для создания полноценного сбалансированного перспективного боевого авиационного комплекса.
- Многознающие авиаспециалисты США пророчат, что новая китайская машина появится в ВВС КНР еще не скоро...
- В целом американские оценки возможности реального поступления на вооружение в КНР истребителя пятого поколения не ранее 2025 года выглядят весьма достоверными. Новый китайский самолет - это шажок для китайского авиапрома, но никак не прорыв...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: Князь (17 января 2011 17:56) Статус: |
оснастить американские ракеты SM-2 и SM-3 новыми боеголовками двойного действия, пригодными и для противоракетной обороны, и для ударов по кораблям и сухопутным объектам. «Эту боеголовку для ракеты SM-2 следует поставлять Японии, Южной Корее и другим союзникам США в Азии, - требует он. - Следует срочно модернизировать самолет F-22, ускорить разработки лазерного и электромагнитного оружия».
Дядя, вы дурак? (с)
С какой минимальной высоты могут начать работать SM-3? Километров 30, кажется... по памяти.. И маневрировать она не умеет. Только противоракетная она...
Если в Америке такие адмиралы - своим отливает памятники в полный рост. Из чистого золота. На лошади.
Полет китайского истребителя J-20 «спустил курок» западной прессы, начавшей яростную атаку на Поднебесную
Американский адмирал в отставке Джеймс Лайонс, бывший главнокомандующий Тихоокеанского флота США и верховный военный представитель в ООН, разразился одним из первых, попрекая Китай «за империализм» в «The Washington Times».
«Преследуя свои империалистические цели, Китай последние 20 лет финансирует беспрецедентную программу военной экспансии, - утверждает он, - незаконно претендуя, на всю акваторию Южно-Китайского моря, объявив ее ключевой зоной своих интересов».
Адмирала не смущает, что действия Китая мало чем отличаются от внешнеполитической практики его собственной страны. Понятное дело, что адмирала больше волнует судьба союзника: японская «Asahi» писала, что вооруженные силы Китая разработали и опробовали на учениях план силового захвата спорных островов в Южно-Китайском море. А неделю назад японское агентство новостей «Kyodo» сообщило, что китайские военные задумываются о нанесении превентивного ядерного удара, «если страна окажется в критическом положении в ходе войны с другим ядерным государством». Что новый китайский самолет J-20, истребитель пятого поколения типа американского «Стелс» и новая китайская антикорабельная баллистическая ракета угрожают интересам США и их союзникам в этом регионе мира. Адмирал полагает, что Китай планирует закрыть доступ на так называемую «вторую череду архипелагов» в западной части Тихого океана, включая остров Гуам, и призывает принять меры на случай, если Китай продаст Северной Корее и Ирану ракеты или ракетные технологии, - оснастить американские ракеты SM-2 и SM-3 новыми боеголовками двойного действия, пригодными и для противоракетной обороны, и для ударов по кораблям и сухопутным объектам. «Эту боеголовку для ракеты SM-2 следует поставлять Японии, Южной Корее и другим союзникам США в Азии, - требует он. - Следует срочно модернизировать самолет F-22, ускорить разработки лазерного и электромагнитного оружия».
И, разумеется, «разъяснить китайскому руководству, что США считают размещение китайских баллистических ракет «недружественным актом», тогда как все американские предложения, разумеется, надо воспринимать Китаю как безусловно дружеские.
Адмирал уверен, что цель Китая - подорвать альянс США с Японией и Южной Кореей и призывает Конгресс пересмотреть планы ВМФ и ВВС США, дабы они соответствовали нынешним и будущим угрозам.
Не меньшая истерика наблюдается и по эту сторону Атлантики. «В 2010 году Китай стал второй экономической державой в мире - на десять лет раньше, чем предполагалось, - бьет тревогу французская «Le Figaro». Правда, это стало возможным благодаря тому, прежде всего, что западные компании рванули на Восток, желая завоевать быстро растущий рынок. «Тем не менее, восхищение Запада Китаем не должно превращаться в жалкую наивность. Некоторые промышленные компании, хотевшие любой ценой торговать с Китаем, скоро пожалеют об уступках, на которые были вынуждены пойти», - напоминает газета о подписанном пять лет назад рекордном контракте «EADS» на строительство 150 самолетов Airbus A320.
Оказывается, этот франко-германский концерн, согласившись на производство самолетов в Китае, открыл тем самым путь к масштабной передаче туда технологий, а это уже совсем нехорошо.
«Но сегодня Китай пошел гораздо дальше, - продолжает «Le Figaro». - Обладая огромными валютными резервами, он предлагает помощь странам еврозоны, испытывающим серьезные проблемы». И это действительно так.
Несколько месяцев назад Китай купил греческий порт, а на днях заключил соглашение с оказавшимися на грани банкротства испанцами, взамен обещавшими китайцам не поддерживать требования Евросоюза о повышении курса юаня. Цену молчания Испании французы считают анекдотической. Однако если правительство начнет выражать мнение не собственного, а другого государства, бьют тревогу французы, Испания потеряет часть своего суверенитета. «Пекин готов использовать любые средства, лишь бы наверстать отставание от традиционных экономических держав и вернуть себе место ведущей мировой державы, утраченное в середине XIX века», - считает «Le Figaro». Но, «к счастью, есть люди, - радуется газета, - осознающие опасности, которые таят в себе наши традиционные ценности». Так, итальянский комиссар по промышленности предложил создать европейский орган, контролирующий китайские инвестиции в Европе. «Пора отказаться от некоторых теорий, возведенных в ранг догм, вроде слепого поклонения свободной торговле, - заявляет «Le Figaro», потрясая самые основы западной демократии. - Пришло время вспомнить слова Лаокоона, пытавшегося убедить троянцев не впускать в город Троянского коня: «Боюсь данайцев, даже дары приносящих». Если адаптировать их к сегодняшним реалиям, получится: «Боюсь китайцев, даже дары приносящих».
Как известно, Евросоюз наложил эмбарго на торговлю оружием с Китаем в 1989 году, сразу после студенческих беспорядков на площади Тяньаньмэнь. И то, что это не помешало Поднебесной создать бомбардировщик-невидимку, совершивший на днях свой первый полет, приводит Запад в ярость.
«Наряду с новой антикорабельной баллистической ракетой, быстрое создание которой, похоже, удивило Пентагон, - пишет «The Times», - эта информация демонстрирует, как новая экономическая мощь Китая позволяет Пекину наращивать военное могущество».
Всего только месяц назад баронесса Эштон оф Апхолланд, высокий представитель ЕС по международным делам и политике безопасности, предложила отменить китайское эмбарго на том основании, что оно является «большой помехой» к улучшению отношений, напоминает газета. Но Китай обязан стать более открытым с точки зрения своей программы военной модернизации. «ЕС, безусловно, не отменит свое эмбарго на торговлю оружием сразу после гневной реакции Китая на награждение диссидента Лю Сяобо Нобелевской премией мира. Место для нового реализма по Китаю остается, и нужны дебаты. Но вмешательство леди Эштон представляется более чем поспешным», - пишет «The Times».
По словам самого Гейтса, которого цитирует газета, американцы были удивлены тем, как далеко, судя по всему, шагнули китайцы. «Подобная неприкрытая демонстрация силы может лишь усилить непонимание американцами, какие цели преследует Пекин столь стремительной модернизацией своих вооруженных сил». Ну, а Америка аргументирует свое растущее присутствие в тихоокеанском регионе угрозой со стороны Северной Кореи – и это должно быть китайцам понятно.
Но, даже не принимая во внимание заявление заместителя начальника канцелярии по иностранным делам при министерстве обороны КНР Гуань Юфэй о том, что развитие китайской военной техники не нацелено против каких-либо стран, в настоящее время оно не имеет определенной нацеленности и соответствует нормальному порядку работы. По обе стороны Атлантики следует бояться не столько новейших истребителей, произведенных в Китае, сколько мертвой хватки китайских политиков, упорно и без лишнего шума «дожевывающих» европейские правительства, мало способные к тому, чтобы побороть искушение прорваться на фактически безграничный китайский рынок.
На днях вице-премьер Госсовета КНР Ли Кэцян встречался с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. После прихода к власти правящая коалиция Великобритании стала гибче в отношении Китая.
В ноябре прошлого года тот же Кэмерон возглавил самую представительную в истории Англии делегацию в Китай. Тогда в ходе визита руководители двух стран достигли важного общего понимания по вопросам дальнейшего углубления политического взаимодоверия, развития сотрудничества в различных областях, и этому не помешали ни руководящая роль Компартии Китая, ни плановая экономика Поднебесной. Ли Кэцян провел переговоры с заместителем премьер-министра Великобритании Ником Клеггом и вместе с ним присутствовал на церемонии подписания межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.
Уточню: Великобритания была последним пунктом турне Ли Кэцяна по трем европейским странам. Он уже побывал в Испании и Германии. Встречался с министром по делам Шотландии Майклом Муром и первым министром правительства Шотландии Алексом Салмондом.
К этому можно добавить, что, как сообщает агентство «Reuters», один из крупнейших китайских банков Китая «Bank of Chinа» начал продажу юаней американским клиентам. Накануне визита главы КНР Ху Цзиньтао в Америку, легко просматривается вывод о том, что расширение роли китайской национальной валюты в международной торговле открывает двери для финансовой экспансии Китая, обладающего крупнейшими в мире валютными запасами и являющегося, по сути, крупнейшим кредитором США.
«Bank of Chinа» позволяет своим американским клиентам совершать операции с юанем и с западными финансовыми компаниями и банками, предлагает открывать счета и делать вклады в юанях клиентам в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Минимальный размер вклада в юанях составляет эквивалент 3000 долларов.
Судите сами, сколь прочно пристегивает Китай к своей экономической колеснице тех же европейцев, если заместитель премьера Госсовета КНР Ли Кэцзян на вечернем банкете с участием представителей торгово-промышленных кругов Великобритании посоветовал британцам стремиться к увеличению объема двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов США, поддерживать развертывание китайскими и британскими предприятиями инвестиционного и торгового сотрудничества в области автомобильных запчастей, нефтехимической промышленности, новых и высоких технологий и строительства инфраструктуры, проводить сотрудничество с третьими сторонами и содействовать реализации новых крупных проектов сотрудничества. А кроме того, учитывая, что Китаю необходимо внедрять «зеленую экономику», а Великобритания является мировым лидером в сфере энергосбережения и охраны окружающей среды, Китай надеется на укрепление сотрудничества с британской стороной в области низкоуглеродных технологий, новых источников энергии, поступательного городского строительства и так далее и тому подобное.
Так что китайский «троянский конь» уже добрался не только до Афин и Мадрида. Он уже вовсю роет копытами землю в Лондоне, Париже, Берлине.
Ну, а мы-то чем можем похвалиться в этом самом «китайском ключе»? Тем, что качаем сырую нефть китайскому конкуренту?
Как сообщило агентство «Синьхуа», на 10 января сего года по нефтепроводу «Китай-Россия», который 1 января официально вступил в строй, из России в КНР было доставлено в общей сложности 394,616 тысячи тонн сырой нефти. Вся линия нефтяной магистрали функционирует в нормальном режиме. Начальник нефтеперекачивающей станции Линьюань в Дацине, конечном пункте китайского участка нефтепровода, Цзинь Янь заявила, что вся российская нефть уже успешно поступила в трубопроводную систему Северо-Восточного Китая...
«АН» уже писали об информационной шумихе, которая периодически возникает в Китае вокруг разработки перспективного истребителя пятого поколения. Незадолго до Нового года история получила продолжение – появились его фотографии. А 11 января китайцы распространили видео первого полета самолета, который в Поднебесной называют J-20 «Черный орел». Ранее он носил еще более пафосное название – «Могучий дракон».
Что же реально сделали наши восточные соседи?
В России кое-кто уже договорился до того, что китайцы в области производства истребителей 5-го поколения сократили отставание от нашей страны до одного года. Однако чуда не случилось. Никакого конкурента Т-50 или американского F-22A не родилось. Отставание Китая составляет не год, а 12–15 лет.
Русский предок
«Черный орел»–это очень крупная машина (длина 21–23 м), очертаниями напоминающая российский МиГ «1.44». Этот самолет, «демонстратор технологий» перспективного истребителя, был создан на основе выданного еще в начале 80-х годов прошлого века технического задания. Микояновцы пошли по пути создания тяжелого дальнего перехватчика. «1.44» взлетел в 2000 г., хотя был готов значительно раньше. Но после ряда полетов проект закрыли.
Дело в том, что старые технологии привели к рождению машины, если и не отстающей от конкурентов из-за океана, то и не имеющей потенциала для достижения превосходства. Говорят, конструкторскую документацию по МиГ «1.44» в итоге продали в Китай. Где ее и реализовали, но со своим уровнем понимания. Китайцы попытались осовременить решения 80-х годов и приспособить их к возможностям своего авиапрома. Получилось плоховато.
Тем временем в России в 1997 г. в ОКБ им. Сухого создали совсем иную машину – опытный истребитель С-37 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла. В ходе испытаний он столкнулся с рядом проблем, и в итоге этот проект был свернут в пользу Т-50.
Я его слепила из того, что было…
J-20 представляет собой истребитель, построенный по схеме «утка». Он имеет треугольное крыло и цельноповоротное переднее оперение. Схема такая же, как у «1.44», но есть отличия в деталях. МиГ имел крыло большей площади, что обеспечивало ему меньшую удельную нагрузку и лучшую маневренность. Кили китайца развалены в стороны, чего не было у нашего самолета. Конфигурация наплывов крыла тоже явно своя, как и форма килей переднего оперения. Носовая часть фюзеляжа выглядит срисованной у F-22A. Воздухозаборники явно скопированы у «злосчастного» F-35. Фонарь кабины скопирован у американцев, он выполнен по перспективной беспереплетной схеме. Получился весьма некрасивый самолет, слепленный из решений разных поколений, стран, конструкторских школ. В общем, эдакий «летающий Франкенштейн», которому пришили американскую «морду» к российскому «телу». Причем пришили китайскими нитками и иглой из настоящего металла. Со всеми вытекающими последствиями.
…А потом я долго руки с мылом мыла
Аэродинами-ческая схема с передним оперением для самолета, претендующего на малозаметность, является изначально ошибочной. Она создает проблемы с малозаметностью и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полета. Особенно забавным выглядит использование на тяжелом самолете, который должен стать главной ударной силой китайских ВВС, воздухозаборников от F-35. Они не рассчитаны на большой сверхзвук – их форма просто не позволит J-20 достичь скоростей более 1,6 скорости звука. Такое ощущение, что китайцы копировали не думая.
Но самое страшное не в этом. Для самолета нет своих двигателей.
Перспективный двигатель 5го поколения WS-15 существует лишь в мечтах и далеких планах. Имеющийся собственный двигатель 4-го поколения WS-10A неработоспособен. Он обладает отвратительной динамикой и низкой устойчивостью на разных режимах работы. У него околонулевой ресурс – 25–40 часов работы вместо требуемых 400–800.
Ставить такой двигатель на самолет просто страшно. Пока WS-10A установлен лишь на наземном стенде J-20. Он, кстати, имеет одинаковые с летающим самолетом бортовые номера – китайская экзотика. А на летном экземпляре стоят наши АЛ-31ФН, поставляемые для истребителей J-10. Судя по всему, «Черный орел» будет иметь большой взлетный вес – 35–40 тонн. Поэтому его тяговооруженность маловата. Шансы на то, что Россия продаст для него переходные к следующему поколению двигатели «117С» отдельно от истребителей Су-35, близки к нулю.
Вывод – получился тяжелый, габаритный, немалозаметный самолет с низкой маневренностью и тяговооруженностью. Он не способен достичь скоростей в 2 и более скоростей звука. На ум приходит сравнение не с орлом или драконом, а с мегатерием. Этот живший давным-давно родственник современного ленивца по высоте вдвое превосходил слона.
Ну и куда такой самолет годится? На прототип 5-го поколения он не тянет никак. Китайцам еще предстоит пройти эту дорогу, и она будет долгой. Публика да и пресса Поднебесной самостоятельно не могут разобраться в том, что вместо реального 5-го поколения ей подсунули подделку. Сумеет ли понять это руководство Китая?
http://www.argumenti.ru/army/n271/90196/
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дядя, вы дурак? (с)
С какой минимальной высоты могут начать работать SM-3? Километров 30, кажется... по памяти.. И маневрировать она не умеет. Только противоракетная она...
Если в Америке такие адмиралы - своим отливает памятники в полный рост. Из чистого золота. На лошади.
Но скорее всего журналюги.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
«Троянский конь» Пекина
Американский адмирал в отставке Джеймс Лайонс, бывший главнокомандующий Тихоокеанского флота США и верховный военный представитель в ООН, разразился одним из первых, попрекая Китай «за империализм» в «The Washington Times».
«Преследуя свои империалистические цели, Китай последние 20 лет финансирует беспрецедентную программу военной экспансии, - утверждает он, - незаконно претендуя, на всю акваторию Южно-Китайского моря, объявив ее ключевой зоной своих интересов».
Адмирала не смущает, что действия Китая мало чем отличаются от внешнеполитической практики его собственной страны. Понятное дело, что адмирала больше волнует судьба союзника: японская «Asahi» писала, что вооруженные силы Китая разработали и опробовали на учениях план силового захвата спорных островов в Южно-Китайском море. А неделю назад японское агентство новостей «Kyodo» сообщило, что китайские военные задумываются о нанесении превентивного ядерного удара, «если страна окажется в критическом положении в ходе войны с другим ядерным государством». Что новый китайский самолет J-20, истребитель пятого поколения типа американского «Стелс» и новая китайская антикорабельная баллистическая ракета угрожают интересам США и их союзникам в этом регионе мира. Адмирал полагает, что Китай планирует закрыть доступ на так называемую «вторую череду архипелагов» в западной части Тихого океана, включая остров Гуам, и призывает принять меры на случай, если Китай продаст Северной Корее и Ирану ракеты или ракетные технологии, - оснастить американские ракеты SM-2 и SM-3 новыми боеголовками двойного действия, пригодными и для противоракетной обороны, и для ударов по кораблям и сухопутным объектам. «Эту боеголовку для ракеты SM-2 следует поставлять Японии, Южной Корее и другим союзникам США в Азии, - требует он. - Следует срочно модернизировать самолет F-22, ускорить разработки лазерного и электромагнитного оружия».
Адмирал уверен, что цель Китая - подорвать альянс США с Японией и Южной Кореей и призывает Конгресс пересмотреть планы ВМФ и ВВС США, дабы они соответствовали нынешним и будущим угрозам.
Не меньшая истерика наблюдается и по эту сторону Атлантики. «В 2010 году Китай стал второй экономической державой в мире - на десять лет раньше, чем предполагалось, - бьет тревогу французская «Le Figaro». Правда, это стало возможным благодаря тому, прежде всего, что западные компании рванули на Восток, желая завоевать быстро растущий рынок. «Тем не менее, восхищение Запада Китаем не должно превращаться в жалкую наивность. Некоторые промышленные компании, хотевшие любой ценой торговать с Китаем, скоро пожалеют об уступках, на которые были вынуждены пойти», - напоминает газета о подписанном пять лет назад рекордном контракте «EADS» на строительство 150 самолетов Airbus A320.
Оказывается, этот франко-германский концерн, согласившись на производство самолетов в Китае, открыл тем самым путь к масштабной передаче туда технологий, а это уже совсем нехорошо.
«Но сегодня Китай пошел гораздо дальше, - продолжает «Le Figaro». - Обладая огромными валютными резервами, он предлагает помощь странам еврозоны, испытывающим серьезные проблемы». И это действительно так.
Несколько месяцев назад Китай купил греческий порт, а на днях заключил соглашение с оказавшимися на грани банкротства испанцами, взамен обещавшими китайцам не поддерживать требования Евросоюза о повышении курса юаня. Цену молчания Испании французы считают анекдотической. Однако если правительство начнет выражать мнение не собственного, а другого государства, бьют тревогу французы, Испания потеряет часть своего суверенитета. «Пекин готов использовать любые средства, лишь бы наверстать отставание от традиционных экономических держав и вернуть себе место ведущей мировой державы, утраченное в середине XIX века», - считает «Le Figaro». Но, «к счастью, есть люди, - радуется газета, - осознающие опасности, которые таят в себе наши традиционные ценности». Так, итальянский комиссар по промышленности предложил создать европейский орган, контролирующий китайские инвестиции в Европе. «Пора отказаться от некоторых теорий, возведенных в ранг догм, вроде слепого поклонения свободной торговле, - заявляет «Le Figaro», потрясая самые основы западной демократии. - Пришло время вспомнить слова Лаокоона, пытавшегося убедить троянцев не впускать в город Троянского коня: «Боюсь данайцев, даже дары приносящих». Если адаптировать их к сегодняшним реалиям, получится: «Боюсь китайцев, даже дары приносящих».
Как известно, Евросоюз наложил эмбарго на торговлю оружием с Китаем в 1989 году, сразу после студенческих беспорядков на площади Тяньаньмэнь. И то, что это не помешало Поднебесной создать бомбардировщик-невидимку, совершивший на днях свой первый полет, приводит Запад в ярость.
Всего только месяц назад баронесса Эштон оф Апхолланд, высокий представитель ЕС по международным делам и политике безопасности, предложила отменить китайское эмбарго на том основании, что оно является «большой помехой» к улучшению отношений, напоминает газета. Но Китай обязан стать более открытым с точки зрения своей программы военной модернизации. «ЕС, безусловно, не отменит свое эмбарго на торговлю оружием сразу после гневной реакции Китая на награждение диссидента Лю Сяобо Нобелевской премией мира. Место для нового реализма по Китаю остается, и нужны дебаты. Но вмешательство леди Эштон представляется более чем поспешным», - пишет «The Times».
По словам самого Гейтса, которого цитирует газета, американцы были удивлены тем, как далеко, судя по всему, шагнули китайцы. «Подобная неприкрытая демонстрация силы может лишь усилить непонимание американцами, какие цели преследует Пекин столь стремительной модернизацией своих вооруженных сил». Ну, а Америка аргументирует свое растущее присутствие в тихоокеанском регионе угрозой со стороны Северной Кореи – и это должно быть китайцам понятно.
Но, даже не принимая во внимание заявление заместителя начальника канцелярии по иностранным делам при министерстве обороны КНР Гуань Юфэй о том, что развитие китайской военной техники не нацелено против каких-либо стран, в настоящее время оно не имеет определенной нацеленности и соответствует нормальному порядку работы. По обе стороны Атлантики следует бояться не столько новейших истребителей, произведенных в Китае, сколько мертвой хватки китайских политиков, упорно и без лишнего шума «дожевывающих» европейские правительства, мало способные к тому, чтобы побороть искушение прорваться на фактически безграничный китайский рынок.
В ноябре прошлого года тот же Кэмерон возглавил самую представительную в истории Англии делегацию в Китай. Тогда в ходе визита руководители двух стран достигли важного общего понимания по вопросам дальнейшего углубления политического взаимодоверия, развития сотрудничества в различных областях, и этому не помешали ни руководящая роль Компартии Китая, ни плановая экономика Поднебесной. Ли Кэцян провел переговоры с заместителем премьер-министра Великобритании Ником Клеггом и вместе с ним присутствовал на церемонии подписания межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.
Уточню: Великобритания была последним пунктом турне Ли Кэцяна по трем европейским странам. Он уже побывал в Испании и Германии. Встречался с министром по делам Шотландии Майклом Муром и первым министром правительства Шотландии Алексом Салмондом.
К этому можно добавить, что, как сообщает агентство «Reuters», один из крупнейших китайских банков Китая «Bank of Chinа» начал продажу юаней американским клиентам. Накануне визита главы КНР Ху Цзиньтао в Америку, легко просматривается вывод о том, что расширение роли китайской национальной валюты в международной торговле открывает двери для финансовой экспансии Китая, обладающего крупнейшими в мире валютными запасами и являющегося, по сути, крупнейшим кредитором США.
«Bank of Chinа» позволяет своим американским клиентам совершать операции с юанем и с западными финансовыми компаниями и банками, предлагает открывать счета и делать вклады в юанях клиентам в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Минимальный размер вклада в юанях составляет эквивалент 3000 долларов.
Судите сами, сколь прочно пристегивает Китай к своей экономической колеснице тех же европейцев, если заместитель премьера Госсовета КНР Ли Кэцзян на вечернем банкете с участием представителей торгово-промышленных кругов Великобритании посоветовал британцам стремиться к увеличению объема двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов США, поддерживать развертывание китайскими и британскими предприятиями инвестиционного и торгового сотрудничества в области автомобильных запчастей, нефтехимической промышленности, новых и высоких технологий и строительства инфраструктуры, проводить сотрудничество с третьими сторонами и содействовать реализации новых крупных проектов сотрудничества. А кроме того, учитывая, что Китаю необходимо внедрять «зеленую экономику», а Великобритания является мировым лидером в сфере энергосбережения и охраны окружающей среды, Китай надеется на укрепление сотрудничества с британской стороной в области низкоуглеродных технологий, новых источников энергии, поступательного городского строительства и так далее и тому подобное.
Так что китайский «троянский конь» уже добрался не только до Афин и Мадрида. Он уже вовсю роет копытами землю в Лондоне, Париже, Берлине.
Как сообщило агентство «Синьхуа», на 10 января сего года по нефтепроводу «Китай-Россия», который 1 января официально вступил в строй, из России в КНР было доставлено в общей сложности 394,616 тысячи тонн сырой нефти. Вся линия нефтяной магистрали функционирует в нормальном режиме. Начальник нефтеперекачивающей станции Линьюань в Дацине, конечном пункте китайского участка нефтепровода, Цзинь Янь заявила, что вся российская нефть уже успешно поступила в трубопроводную систему Северо-Восточного Китая...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
«Черный орел» или ископаемый ленивец?
«АН» уже писали об информационной шумихе, которая периодически возникает в Китае вокруг разработки перспективного истребителя пятого поколения. Незадолго до Нового года история получила продолжение – появились его фотографии. А 11 января китайцы распространили видео первого полета самолета, который в Поднебесной называют J-20 «Черный орел». Ранее он носил еще более пафосное название – «Могучий дракон».
Что же реально сделали наши восточные соседи?
В России кое-кто уже договорился до того, что китайцы в области производства истребителей 5-го поколения сократили отставание от нашей страны до одного года. Однако чуда не случилось. Никакого конкурента Т-50 или американского F-22A не родилось. Отставание Китая составляет не год, а 12–15 лет.
Русский предок
«Черный орел» – это очень крупная машина (длина 21–23 м), очертаниями напоминающая российский МиГ «1.44». Этот самолет, «демонстратор технологий» перспективного истребителя, был создан на основе выданного еще в начале 80-х годов прошлого века технического задания. Микояновцы пошли по пути создания тяжелого дальнего перехватчика. «1.44» взлетел в 2000 г., хотя был готов значительно раньше. Но после ряда полетов проект закрыли.
Дело в том, что старые технологии привели к рождению машины, если и не отстающей от конкурентов из-за океана, то и не имеющей потенциала для достижения превосходства. Говорят, конструкторскую документацию по МиГ «1.44» в итоге продали в Китай. Где ее и реализовали, но со своим уровнем понимания. Китайцы попытались осовременить решения 80-х годов и приспособить их к возможностям своего авиапрома. Получилось плоховато.
Тем временем в России в 1997 г. в ОКБ им. Сухого создали совсем иную машину – опытный истребитель С-37 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла. В ходе испытаний он столкнулся с рядом проблем, и в итоге этот проект был свернут в пользу Т-50.
Я его слепила из того, что было…
J-20 представляет собой истребитель, построенный по схеме «утка». Он имеет треугольное крыло и цельноповоротное переднее оперение. Схема такая же, как у «1.44», но есть отличия в деталях. МиГ имел крыло большей площади, что обеспечивало ему меньшую удельную нагрузку и лучшую маневренность. Кили китайца развалены в стороны, чего не было у нашего самолета. Конфигурация наплывов крыла тоже явно своя, как и форма килей переднего оперения. Носовая часть фюзеляжа выглядит срисованной у F-22A. Воздухозаборники явно скопированы у «злосчастного» F-35. Фонарь кабины скопирован у американцев, он выполнен по перспективной беспереплетной схеме. Получился весьма некрасивый самолет, слепленный из решений разных поколений, стран, конструкторских школ. В общем, эдакий «летающий Франкенштейн», которому пришили американскую «морду» к российскому «телу». Причем пришили китайскими нитками и иглой из настоящего металла. Со всеми вытекающими последствиями.
…А потом я долго руки с мылом мыла
Аэродинами-ческая схема с передним оперением для самолета, претендующего на малозаметность, является изначально ошибочной. Она создает проблемы с малозаметностью и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полета. Особенно забавным выглядит использование на тяжелом самолете, который должен стать главной ударной силой китайских ВВС, воздухозаборников от F-35. Они не рассчитаны на большой сверхзвук – их форма просто не позволит J-20 достичь скоростей более 1,6 скорости звука. Такое ощущение, что китайцы копировали не думая.
Но самое страшное не в этом. Для самолета нет своих двигателей.
Перспективный двигатель 5го поколения WS-15 существует лишь в мечтах и далеких планах. Имеющийся собственный двигатель 4-го поколения WS-10A неработоспособен. Он обладает отвратительной динамикой и низкой устойчивостью на разных режимах работы. У него околонулевой ресурс – 25–40 часов работы вместо требуемых 400–800.
Ставить такой двигатель на самолет просто страшно. Пока WS-10A установлен лишь на наземном стенде J-20. Он, кстати, имеет одинаковые с летающим самолетом бортовые номера – китайская экзотика. А на летном экземпляре стоят наши АЛ-31ФН, поставляемые для истребителей J-10. Судя по всему, «Черный орел» будет иметь большой взлетный вес – 35–40 тонн. Поэтому его тяговооруженность маловата. Шансы на то, что Россия продаст для него переходные к следующему поколению двигатели «117С» отдельно от истребителей Су-35, близки к нулю.
Вывод – получился тяжелый, габаритный, немалозаметный самолет с низкой маневренностью и тяговооруженностью. Он не способен достичь скоростей в 2 и более скоростей звука. На ум приходит сравнение не с орлом или драконом, а с мегатерием. Этот живший давным-давно родственник современного ленивца по высоте вдвое превосходил слона.
Ну и куда такой самолет годится? На прототип 5-го поколения он не тянет никак. Китайцам еще предстоит пройти эту дорогу, и она будет долгой. Публика да и пресса Поднебесной самостоятельно не могут разобраться в том, что вместо реального 5-го поколения ей подсунули подделку. Сумеет ли понять это руководство Китая?
http://www.argumenti.ru/army/n271/90196/