Во вчерашнем номере «КП» мы рассказали о сенсационном «появлении на свет» нового китайского истребителя J-20. В Поднебесной его успели причислить к отряду самых современных боевых машин пятого поколения, которая может стать грозой своих аналогов в США (F-22) и в России (Т-50). Более того, J-20 якобы сможет повлиять на изменение геополитики не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире (?!). Однако об истинных тактико-технических характеристиках китайского истребителя знает пока лишь небольшой круг специалистов. Вот почему мы решили обратиться к известному военному эксперту, главному редактору журнала Moscow Defense Brief Михаилу БАРАБАНОВУ.
- Михаил Сергеевич, какие у вас первые впечатления о новой китайской машине?
- Полет того, что именуется «прототипом китайского истребителя пятого поколения», представляет собой еще одно бесспорное свидетельство прогресса КНР в авиастроении. Фактически мы можем наблюдать боевой самолет, спроектированный более или менее с нуля (в отличие от являющихся плодом переработки иностранных типов J-10 и FC-1). C другой стороны, рассмотрение внешнего облика нового самолета и его сопоставление с известными данными о прогрессе китайцев в таких ключевых для создания нового самолета областях, как двигателестроение, создание бортового радиолокационного оборудования (БРЭО) и т. д. заставляет со скепсисом отнестись к перспективам появления в Китае реального боевого авиационного комплекса пятого поколения в ближайшем будущем.
- Почему же?
- Бросается в глаза, что китайский самолет выглядит куда более крупной и «толстой» машиной, чем американский F-22 и российский Т-50. Соответственно больше и вес самолета. При этом Китай не имеет мощных двигателей пятого поколения, подобных американскому F-119. Реально КНР может рассчитывать на использование либо российского АЛ-31Ф или его аналога WS10, а в перспективе - на наши 117C, предварительная договоренность о приобретении которых была достигнута с российской стороной во время переговоров с участием Сердюкова в конце прошлого года. Даже с моторами 117С вряд ли возможно получить на китайском планере скоростные и динамические характеристики, необходимые для уровня пятого поколения.
- Однако «проблема мотора» оказалась трудноразрешимой и для российской программы Т-50...
- Но Т-50 представляет собой явно более легкую машину, чем китайский «переросток». Сам планер китайского самолета выглядит в ряде аспектов странновато и архаично, большое количество «торчащих» управляемых поверхностей явно противоречит требованиям малозаметности. Частично самолет похож на оставшийся тупиковым демонстратором микояновский 1.44, программа которого была закрыта после всего двух полетов в 1999 году.
Наконец, вызывает большое сомнение способность китайцев создать в обозримом будущем дееспособный комплекс бортового оборудования истребителя 5-го поколения, особенно учитывая китайское отставание в такой ключевой технологии, как РЛС с активной фазированной антенной решеткой, и в ряде других.
- Если суммировать все только что здесь вами сказанное, то...
- То следует, на мой взгляд, оценить совершившую первый полет китайскую машину не как полноценный прототип истребителя 5-го поколения, а скорее как некий экспериментальный самолет-демонстратор для отработки ряда технических решений 5-го поколения - подобный российским самолетам 90-х годов 1.44 и С-37.
- И что, при этом китайцы, создавая свою новую машину, ничего и ни у кого не слямзили?
- Китайцы в своем стиле широко прибегают к копированию, заимствованию и микшированию разнообразных технических решений как из России, так и из других стран. И явно подражая Западу. Отсюда и эклектичный облик нового самолета. Подобного рода подход трудно назвать рациональным для создания полноценного сбалансированного перспективного боевого авиационного комплекса.
- Многознающие авиаспециалисты США пророчат, что новая китайская машина появится в ВВС КНР еще не скоро...
- В целом американские оценки возможности реального поступления на вооружение в КНР истребителя пятого поколения не ранее 2025 года выглядят весьма достоверными. Новый китайский самолет - это шажок для китайского авиапрома, но никак не прорыв...