журнал «Арсенал 21 века» №2(7),2010
Какие самолеты придут на смену стремительно стареющему парку истребительной и бомбардировочной авиации ВМФ? Нас уверяют, что МиГ- 29К, Су-34 и ПАК ФА – это именно то, что нужно. Но есть очень серьезные основания сомневаться в этом. Тем более, что уже существует самолет, реально способный решить практически ВСЕ задачи, которые стоят перед истребителями и бомбардировщиками флота на ближайшие два десятилетия. Самолет, существенно превосходящий ВСЕ существующие и перспективные российские и зарубежные машины аналогичного назначения по боевой эффективности, причем для оснащения им морской авиации потребуется НЕСОИЗМЕРИМО меньше денег российских налогоплательщиков, чем на предлагаемые сегодня варианты! Почему этот, уже летающий и испытанный самолет, производство которого подготовлено на КнААПО, до сих пор не запущен в серию? Когда же мы прекратим тратить деньги на то, что заведомо менее эффективно, чем уже найденные и ПРОФИНАНСИРОВАННЫЕ решения?
Авиация ВМФ на распутье: быть или не быть?
Авиация Военно-морского Флота России подходит к переломной точке своего развития, когда можно будет смело ставить вопрос о ее существовании в принципе. Базой для такого вывода служит то, что в течение ближайших 5-7 лет большинство ее истребителей и бомбардировщиков необходимо будет списать по ресурсу. Прежде всего, это относится к самолетам следующих типов: Су-27, Су-33, Су-27П, МиГ-31, Су-24М, Су-24МР. Конечно, некоторые машины получат продление, но по большей части это будет лишь фиктивной мерой: командиры, дорожащие жизнями своих подчиненных, просто не рискнут интенсивно вести на них боевую подготовку.
Не видеть такого положения дел для главкомата ВМФ и руководства МО – преступление. И не так давно было официально объявлено, что на смену устаревающей истребительной составляющей авиации ВМФ должен поступить корабельный МиГ-29К/КУБ. Он разработан РСК «МиГ» (главный конструктор Николай Николаевич Бунтин) в соответствии с ТЗ индийского флота как палубный самолет для авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). Также заявлено, что на смену машинам семейства Су-24 должны в будущем поступить новейшие Су-34. А в перспективе мы имеем шанс увидеть на палубах кораблей будущего российского авианосного флота палубную модификацию ПАК ФА, так называемый ПАК КА.
Такие бодрые заявления успокаивают сердца и души обывателей и «ура-патриотов»: ясно, что руководители военного ведомства проблему видят и меры принимают. Только вот насколько эти меры окажутся действенными, насколько они соответствуют требованию критерия «стоимость-эффективность-реализуемость», и соответствуют ли реальной потребности морской авиации в свете потенциальных угроз России с морских направлений? Многие специалисты, профессионально разбирающиеся в данном вопросе – морские летчики, авиа- и кораблестроители – очень далеки от восторгов по поводу принимаемых решений об обновлении самолетного парка авиации ВМФ. Скорее даже наоборот…
Если суммировать их мнения вкратце, то получается следующее: во-первых, МиГ-29К/КУБ – самолет иного класса, чем машины семейства Су- 27 – Су-33, и тем более МиГ-31. Это относительно легкая машина, принципиально не способная решать ряд задач с такой же эффективностью, как тяжелые истребители «Сухого». Сравнивать возможности ее работы как перехватчика с МиГ-31 просто бессмысленно. Конечно, МиГ-29К может с успехом летать с палубы «Кузнецова», чтобы поддерживать в строю летчиков его палубного авиаполка. Но говорить о равной эффективности авиагруппы, укомплектованной такими машинами даже в сравнении с уходящими в историю, отлетавшими свое Су-33, было бы чересчур «оптимистичным».
Сравнение с авиагруппой из американских «новых» «Супер Хорнетов» F-18E/F, скорее всего, также будет не в пользу «МиГов». Почему? Достаточно напомнить о том, что американцы создавали этот самолет как многоцелевую универсальную машину, по своим истребительным возможностям не уступающую Су-33. Несмотря на геометрическое подобие ранним модификациям «Хорнета», новая модель – принципиально другой самолет. Это другая машина, существенно больших размеров, с новой мощной силовой установкой и новым «бортом», с большим радиусом действия. В результате осуществления этой программы ВМС США имеют сейчас более 500 «единых» машин в вариантах истребителя- бомбардировщика, дальнего перехватчика, заправщика и самолета РЭБ «Гроулер».
Во-вторых, что касается Су-34, с его «штучным» производством на НАПО (испытывающим тяжелые производственные проблемы), то дай Бог оснастить этим самолетом хоть несколько частей фронтовой авиации к тому моменту, как г-н Саакашвили начнет новый «освободительный поход». Проблемным может оказаться и применение в его конструкции титана, если вспомнить, что сегодня почти весь российский титан законтрактован к вывозу в США на годы вперед… При имеющихся темпах производства этой машины и ее дороговизне очередь до моряков дойдет (если еще все хорошо сложится) лет так через 10-15 в лучшем случае. А что будет с парком Су-24 в морской авиации к этому времени?
И, наконец, в-третьих. Что касается радужной перспективы по имени «ПАК КА, перспективный авиационный комплекс корабельной авиации», то здесь все выглядит еще пессимистичнее: с учетом срыва плановых сроков по базовой модификации нового «суховского» истребителя, ПАК ФА, на 3-4 года, срок возможного принятия на вооружение его корабельной версии в 2015 году представляется практически нереальным. Неужели в основе бравых реляций адмиралов и чиновников из МО лежит чья-то… дезинформация?
Печально, но похоже, что к подобной практике со стороны топ-менеджмента «Сухого» приходится привыкать и воспринимать это уже как систему: чего стоит десятилетнее мытарство с «Суперджетом», который уже два года как «вот-вот начнет производиться по 70 машин в год»? Скорее всего, заказчики его и в 2011 году не увидят. Хотя реально летавшего конкурента – Ту-334 – в угоду «суперсамолету», пожалуй, лишь публично не распяли… Плохая получается привычка: фирма, замкнувшая на себя два важнейших и самых дорогих в истории постсоветского отечественного авиастроения проекта, раз за разом проваливается не только по срокам. Проблемным оказывается и ее «железо». К «Суперджету» уже появились серьезные вопросы – как собственно к самолету, так и к конструкции. Вдобавок он оказался «тяжел» для запроектированных для него двигателей SaM 146.
Что касается ПАК ФА, то вместо машины промежуточной весовой категории (между МиГ-29 и Су-27, что позволяло сформировать однотипажный истребительный парк из относительно недорогих машин) он оказался в итоге близок к весовым параметрам последнего, следовательно, и весьма дорогим (с учетом его новизны) в серии. Двигатель для него – «изделие 117» – проектировался с учетом первоначально планировавшихся весовых характеристик ПАК ФА... Что же получается? Наш истребитель нового поколения тоже «тяжел» для своей силовой установки? Если так, то рыбинские двигателестроители оказались заложниками конструкторско-управленческих проблем на «Сухом»: и с «Суперджетом», и с ПАК ФА! Уже появились мнения военных, ознакомившихся с этой машиной, позволяющие задуматься о том, что столь долго ожидавшийся «суперистребитель» никакого особо революционного прорыва в сравнении с машинами семейства Су-27 из себя не представляет, что «27-е» с новым «бортом» и двигателями почти ни в чем не уступят ПАК ФА! А вот по цене серийных машин окажутся дешевле в разы!
В поисках выхода: нужно ли изобретать велосипед?
Сколько же всего государство сможет позволить себе таких новейших «суперистребителей»? Сколько из них достанется флоту? Одна или две эскадрильи, может быть, даже полк? Следовательно, поиск более дешевой альтернативы или дополнения неизбежен? И кто должен ответить за тот тупик, в который загнана наша военная авиация, а с ней и государство, мы с вами? Тупик, проплаченный к тому же огромными народными деньгами?
На примере «Сухого» необходимо понять: во главу угла проекта, цель которого – новое техническое достижение (корабль, самолет, ракета нового поколения), должен ставиться конструктор – творец, идеолог, а не менеджер новой или какой-нибудь еще другой формации. Для менеджера неважен сам товар или плановый срок, главное – организация и поддержка финансового потока… с последующим «распилом» оного. Творец же думает о своем детище. О том, как сделать его лучше, сильнее, чем детище конструктора там – в стане вероятного противника. Ведь фраза «фронт идет через КБ» и сегодня не потеряла своей актуальности. А менеджер думает о деньгах, и только о деньгах. Это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
Суммируем вышеизложенное. У профессионалов складывается мнение, что предлагаемый авиации флота путь есть набор полумер и туманных перспектив, граничащих с очковтирательством, базирующихся на принципе «после нас – хоть потоп». Подобное можно было бы стерпеть, промолчать, если бы речь шла о судьбе фирмы – держателя сети магазинов или бензоколонок. Бизнес есть бизнес – умные, удачливые и дальновидные выигрывают, недалекие и «крысящие» проигрывают. Но в данном случае речь идет о важнейшем силовом компоненте ВМФ, о тех силах, которым, возможно, в недалеком будущем предстоит обеспечивать безопасность наших шельфовых зон – основы нашей добывающей экономики на десятилетия вперед. Это вопрос национальной безопасности, нормальной жизни наших потомков. И замалчивать проблемы здесь недопустимо.
Недопустимо больше молчать о том, что практически все задачи тех шести типов истребителей, бомбардировщиков и разведчиков флота, которым суждено сойти со сцены в ближайшие годы, вполне может решать, и с успехом, один единственный тип самолета! Причем уже разработанный, существующий в металле, серийное производство которого уже практически подготовлено на КнААПО.
Он создан в ОКБ «Сухого» под руководством выдающегося авиаконструктора, давшего флоту Су-33, Константина Христофоровича Марбашева. Короткий разговор с ним на одном из МАКС в начале века запал в душу – появилась уверенность в будущем нашей флотской авиации на первую четверть XXI столетия. И имя этому будущему было Су-27КУБ. Жизнь, однако, внесла свои коррективы и, к сожалению, пока безотрадные…
Почему эта замечательная машина до сих пор не запущена в серию, почему и с чьей подачи от нее отказалось флотское руководство, какова роль в этом лично главы Компании «Сухой» М.А. Погосяна? Почему так получается, что ВМФ, вложив немалые средства, позволившие создать для этой машины уникальное адаптивное крыло и интегрированный борт (на базе которого теперь строится борт Су-35, Су- 27СМ, Су-27СМ1, Су-27СМ2 и ПАК ФА), своего нового самолета ждет до сих пор? Это вопросы серьезного исследования для компетентных специалистов, а не для журнальной публикации. Наша цель иная. Мы хотим показать, что у морской авиации России есть вполне реальный, более приемлемый по критерию «стоимость-эффективность-реализуемость» (чем наметившийся сегодня) вектор развития, позволяющий к тому же избежать обвального снижения (практически обнуления) боевых возможностей корабельной, истребительной, штурмовой и разведывательной авиации ВМФ в критический для флота период с 2010 по 2020 г.
И, как уже понятно, связан он с Су-27КУБ. Изначально задуманный и созданный как корабельный учебный вариант Су-33, этот самолет к началу нового столетия трансформировался в универсальную машину с огромным потенциалом. Идеология единого самолета, столь успешно претворенная в жизнь ВМС США при реализации программы «Супер Хорнета», закладывалась К.Х. Марбашевым и в проект Су-27КУБ. В итоге еще в 2006 году наш флот мог получить тяжелый палубный многофункциональный истребитель (и его специализированные модификации), по боевой эффективности существенно превосходящий существующие и перспективные машины ВМС США в перспективе на 20 – 25 лет. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их тактико- технические характеристики, приводимые в открытой печати (смотри Таблицу №1).
При сохранении (в целях снижения стоимости опытно-конструкторских работ и цены серийного самолёта) конструктивно-компоновочной схемы и силовой установки базовой машины Су-27КУБ отличается от предшественника новым составом специального радиоэлектронного и общесамолетного оборудования, расширенным составом управляемого ракетного вооружения для действий как по воздушным, так и по надводным (наземным) целям. Это истребитель-бомбардировщик, способный поражать надводные корабли, наземные цели – как точечные, так и площадные, уничтожать воздушные цели, в том числе крылатые ракеты большой дальности и ПКР.
Су-27КУБ – двухместная машина, в которой оба летчика расположены в кабине не «тандемом», а рядом. Мировая практика палубной авиации (и не только палубной) показывает, что такое расположение кресел экипажа обеспечивает летчикам максимальную взаимозаменяемость, прямой контакт и «чувство локтя», а также, что особенно важно для палубной машины, прекрасный обзор вперёд-вниз для выполнения аэрофинишерной посадки с любого рабочего места. В дополнение к лучшему значению показателя «боевая нагрузка – дальность полёта», чем у одноместных Су-33 и перспективного ПАК КА, наличие второго члена экипажа позволяет более эффективно реализовать возможности авиационного комплекса в условиях длительного полёта, при автономных действиях. Вследствие этого Су-27КУБ более приспособлен к решению задач на больших удалениях от корабля или аэродрома базирования.
Су-27КУБ: Корабельный
В чем же принципиальные отличие «КУБа» от его предшественника – корабельного истребителя Су-33? Он обладает существенно более высокими, по сравнению с Су-33, ТТХ. Кроме того, он имеет на порядок меньшую заметность в радиолокационном диапазоне, более чем двукратное превосходство по продолжительности дежурства в воздухе, в 1,5 раза меньшую площадь размещения на палубе и в ангаре корабля, высокую помехозащищённость БРЭО и др. Такой уровень характеристик не может быть достигнут даже путём глубокой модернизации Су-33.
Главное достоинство Су-27КУБ как ударного морского самолета – это широкий «ассортимент» противокорабельного управляемого ракетного оружия, некоторые образцы которого можно применять с дальности, превышающей дальность ответного удара корабельной ПВО вероятного противника. При действиях по надводным кораблям могут использоваться различные варианты противокорабельного вооружения самолёта, включающие:
- ракеты «воздух-поверхность» малой дальности пуска типа Х-29;
- тактические ПКР (противокорабельные ракеты) типов Х-31А, Х-35, Х-59М;
- ПКР оперативно-тактического назначения.
С возможностями данных ракет читатели могли ознакомиться в ходе МАКС-2009. С учетом выполненных работ по РЛС, в том числе и по программе ПАК ФА, резко возросли возможности «КУБа» по обнаружению морских и наземных целей. Так, корабли классов «крейсер» и «авианосец» обнаруживаются Су-27КУБ на удалениях, практически соответствующих радиогоризонту. Это даёт возможность применения по ним ПКР по собственным прицельным данным без входа в зону досягаемости корабельных ЗРК (например, модернизированного ЗРК «Иджис»). Самолёты МиГ-29К и Су-33М вынуждены входить в зону действия этого ЗРК, что будет неизбежно сопряжено со значительными потерями.
Необходимо заметить, что при наличии истребительного прикрытия корабельных групп противника в целях снижения (исключения) потерь наших самолетов ПКР большой дальности должны применяться с удалений, соответствующих максимальной дальности пуска. Такое применение ПКР ОТН возможно лишь по внешнему целеуказанию (цель находится за радиогоризонтом). Для выдачи целеуказания УРО в ВМФ вполне возможно создание и применение специализированного самолёта разведки и целеуказания в виде модификации Су-27КУБ.
Максимальная дальность действия тактических групп Су-27КУБ по корабельным группировкам противника может составить свыше полутора тысяч километров. Такими возможностями группы самолётов Су-33 и МиГ-29К не обладают. Проводившиеся независимыми экспертами (в том числе и зарубежными) оценки эффективности решения корабельными авиагруппами ударных задач показали, что при действиях по кораблям противника авиагруппа Су-27КУБ почти в три раза превосходит авиагруппу самолетов МиГ-29К, главным образом из-за большего тактического радиуса действий.
Су-27КУБ: Универсальный
Су-27КУБ – машина многофункциональная, потенциально способная выполнять широкий спектр задач. Так, путём переоборудования в корабельных условиях возможно применение этого самолёта для решения задач дозаправки в воздухе, поиска и оказания помощи терпящим бедствие на море, взаимногрупповой защиты самолётов тактических групп путём радиоэлектронного подавления корабельных РЛС обнаружения и РЛС управления оружием.
При решении авиагруппой Су-27КУБ (как корабельной, так и берегового базирования) истребительных задач, основные варианты вооружения Су-27КУБ при наличии 10 точек подвески включают следующие типы современных всеракурсных управляемых ракет класса «воздух-воздух»:
- ракеты большой дальности пуска. Включаются в состав вооружения при необходимости ведения встречного ракетного боя с истребителями противника, для уничтожения самолётов ДРЛОУ, воздушных командных пунктов и т.п.;
-ракеты средней дальности пуска. Применяются в первую очередь при отражении массированных налётов средств воздушного нападения противника;
-ракеты малой дальности и ближнего боя.
Обеспечивается также применение УР «воздух-воздух» предыдущего поколения: ракет средней (Р-27) и повышенной (Р-27Э) дальности пуска с различными (полуактивной – Р, пассивной – П, тепловой – Т) головками самонаведения, а также ракеты малой дальности с ИК-головкой самонаведения Р-73.
Возможности обзорно-прицельной системы по обнаружению средств воздушного нападения обеспечивают применение управляемого оружия на полную дальность пуска по всей номенклатуре воздушных целей. Таким образом, авиагруппа самолётов Су-27КУБ имеет приемлемый уровень решения истребительных задач, в том числе и после принятия на вооружение зарубежными странами тактических истребителей нового поколения. По эффективности решения истребительных задач авиагруппа Су-27КУБ может превзойти авиагруппу самолётов Су-33 или Миг-29К почти в 2 раза.
Современное состояние разведывательной, штурмовой и истребительной авиации ВМФ характеризуется недопустимо низким уровнем боевых возможностей. Это обусловлено невысокой реальной исправностью авиационной техники, физическим и моральным старением авиапарка. Что же мы имеем сегодня в строю и какие перспективы у этих машин? Вот что говорится по этому поводу в открытой печати:
«Самолёт-разведчик Су-24МР предназначен для ведения разведки на континентальных ТВД. Его оборудование не приспособлено к решению задачи выдачи целеуказания УРО ВМФ, самолёт обладает недостаточным для разведывательного АК БМЗ радиусом действия. К 2020 году последние из 10 имеющихся ЛА будут списаны по выработке ресурса. Состоящий на вооружении морской штурмовой авиации самолёт Су-24М, представляющий собой фронтовой бомбардировщик, по составу и характеристикам оборудования и вооружения не отвечает требованиям, предъявляемым к ударным комплексам ВМФ морской зоны. Как и Су-24МР, самолёты Су-24М также будут списаны к 2020 году по причине выработки ресурса. Стремительно устаревает и парк истребительной авиации ВМФ, состоящий из корабельных истребителей Су-33, а также переданных в состав морской авиации из бывших войск ПВО страны истребителей-перехватчиков Су-27П и МиГ-31. По причине выработки ресурса самолёты Су- 27П и Су-33 подлежат списанию после 2010 года, а МиГ-31 – после 2015 года».
Все эти типы самолетов может с успехом заменить один – Су-27КУБ! Более того, технические решения, принятые при разработке самолёта Су- 27КУБ, позволяют создать на его базе не только корабельные самолёты боевого обеспечения РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и РЦ (разведки и целеуказания), но и авиационные комплексы морской зоны берегового базирования – ударный и разведывательный. Тем самым снижаются затраты на обучение личного состава, технические и эксплуатационные, закупки запчастей и т.п. И что особенно важно, за счет большой серии снижается цена самолета, его оборудования и вооружения.
Су-27КУБ: Безальтернативный
Необходимо подчеркнуть, что Су-27КУБ не является альтернативой ни одному из находящихся в разработке или планируемых к созданию в стране авиационных комплексов. Различие сроков поступления на вооружение Су-27КУБ и ПАК КА обусловлено не только тем, что ОКР по Су-27КУБ была развёрнута на 10 лет раньше, но также и тем, что технические решения по нему ориентированы на существующий в стране научно-технический задел. Создание же ПАК КА потребует разработки и освоения новых материалов и технологий, что увеличивает технический и финансовый риск как в части сроков проведения ОКР, так и в плане реализации требований к уровню основных ТТХ.
Различие в функциональных возможностях Су-27КУБ и ПАК КА объясняется следующим: требования к ТТХ, составу БРЭО и вооружения Су- 27КУБ были сформированы исходя из потребностей ВМФ. А это – возможность нанесения ударов с применением ПКР ОТН по надводным кораблям на удалениях до 1500 км, большая дальность (продолжительность) полёта при патрулировании в заданном секторе (которая может составить более 2,5 ч на удалении 250 км от авианосца) либо при контроле воздушного пространства над заданной акваторией (протяжённость маршрута за 1 вылет – до 3000 км). Такой уровень характеристик ПАК КА при его создании на базе ПАК ФА может быть реализован только в случае значительного уменьшения уровня их унификации по планеру, РЛПК и вооружению. В итоге дополнительные расходы на разработки по программе ПАК КА несоизмеримо, раз в 30 – 40, превысят потребные ассигнования для завершения ОКР по Су-27КУБ!
Авиационные комплексы Су-27КУБ и ПАК КА в принципе можно рассматривать не как взаимоисключающие, а как дополняющие друг друга, каждый из которых имеет свою «нишу» в составе смешанных корабельных авиагрупп. При этом ПАК КА брали бы на себя основной объём задач по истребительному прикрытию разнородных сил флота в заданных районах, а многофункциональные Су-27КУБ привлекались бы главным образом для решения задач уничтожения самолётов базовой патрульной авиации, нанесения с больших удалений ударов по корабельным группам, а также обеспечения боевых действий.
ПАК КА неспособен адекватно заменить Су-27КУБ в этой роли, если учесть, что по практической дальности он будет уступать последнему приблизительно в 1,5 раза, а заявления о «выдающейся малозаметности» его предшественника – ПАК ФА уже вызвали серьезные сомнения у экспертного сообщества. Ведь достаточно взглянуть на фото новой машины с носового ракурса, чтобы увидеть в воздухозаборнике двигатель, который будет давать прекрасную «засветку» для вражеских радаров! Что же касается новых материалов и покрытий, то их с успехом можно применить и на КУБе.
Но, при этом, важен еще один принципиальный момент: Су-27КУБ способен стать настоящей «палочкой-выручалочкой» для нашего флота. В случае срыва сроков по программе ПАК КА (что сегодня уже представляется практически неизбежным) или, того хуже, в случае недостижения новой машиной заданных характеристик, наличие в строю многофункционального Су-27КУБ позволит избежать серьезного снижения боевой эффективности корабельных и береговых авиагрупп. Причем, с учетом затрат на НИОКР и производство, первая партия из двух – трех десятков этих машин обойдется флоту почти в десять раз дешевле, чем ПАК КА.
Развертывание производства этого самолета должно, кроме того, сыграть важнейшую роль в деле сохранения уникального коллектива КнААПО, способно снизить растущую на предприятии и в городе социальную напряженность, возникшую в связи с тем, что оптимистов, считающих программу «Суперджет» спасением предприятия, а не его «могильщиком», становится все меньше. В случае сворачивания этой программы и малосерийности ПАК ФА именно программа Су-27КУБ спасет КнААПО от коллапса, а город от социального взрыва.
ВТС как лакмусовая бумажка
Конечно, нельзя забывать и о перспективах этой машины по линии военно-технического сотрудничества (ВТС). Высокий уровень ТТХ в сочетании со сравнительно невысокой стоимостью обеспечивают модификациям самолёта Су-27КУБ очевидные преимущества на мировом рынке вооружений, что позволит нашей стране в ближайшие 10-15 лет сохранить свои позиции в области экспортных поставок авиационной техники.
Новые авионика и БРЛС с АФАР от «Фазотрона» или НИИПа (конструкция носовой секции фюзеляжа Су-27КУБ позволяет оснастить его БРЛС с существенно большей по сравнению с МиГ-29К и ПАК ФА площадью антенной решетки), модернизированные на ММПП «Салют» двигатели, имеющие на 1,5 – 2 тонны большую тягу, позволят Су-27КУБ на протяжении минимум 15 лет оставаться наиболее могущественным многоцелевым истребителем корабельной авиации в мире! И интерес к этой машине со стороны потенциальных покупателей давно очевиден.
Здесь уместно напомнить, что вскоре после приобретения Китаем у Украины авианесущего крейсера «Варяг» (однотипного нашему «Кузнецову» и достраивающегося сейчас в качестве первого авианосца флота Поднебесной под именем «Ши Ланг») представители флота КНР вышли с предложением о закупке 150 (!) самолетов Су-27КУБ. Этот контракт смог бы принести России порядка 1,5-2 млрд. долл., чего с избытком хватило бы не только на запуск производства Су-27КУБ. Разрешились бы все финансовые проблемы, возникшие по программам ПАК ФА и «Суперджет»! На такой контракт топ-менеджер «Сухого» должен был бы молиться. И что же? Узнав о китайском предложении, Михаил Асланович Погосян немедленно вылетел в Поднебесную, и… сделка не состоялась!
Почему!? Неужели наши военные испугались того, что у флота КНР появится мощный многоцелевой морской истребитель? Вряд ли. У Китая давно уже есть армейские Су-30МКК. А уж если и опасаться нам чего у китайцев, так это армии, но не флота. На море нам делить абсолютно нечего. Так, может быть, китайцы не согласились на приличествующую цену? После приобретения по цене металлолома «Варяга» это тоже маловероятно, так как в целом по проекту «авианосец» их экономия все равно оставалась бы огромной.
Отсюда вопрос: какова роль в срыве ТАКОГО контракта М.А. Погосяна, ведь именно после его «молниеносного» визита в Китай все и закончилось?
Может быть, все до банального просто: утверждаясь в роли единоличного лидера Холдинга «Сухой», Михаил Асланович инстинктивно или осознанно «давил» проекты, к которым его личный «конструкторский гений» не был приложен? Тем более если это касалось еще и доведения до победного конца битвы с «самостийными» директорами, из которых гендиректор КнААПО Виктор Иванович Меркулов продержался дольше всех, аж до 2006 года. Именно Меркулов продвигал «не погосяновские» Бе-103, Су-80 и Су-27КУБ. Их и заменил после отставки Меркулова Михаил Асланович на «свои» – Су-35, ПАК ФА и «Суперджет». Сколько же потеряло КнААПО в результате отказа только от программы Су- 27КУБ?! Ведь благодаря ей одной можно было бы провести действительно масштабное техническое перевооружение предприятия, сохранить и укрепить кадровый потенциал, чтобы не смешить сегодня всю страну скандалом с «липовыми дипломами». Увы, не раз бывало в нашей истории, когда ради мелочных личных амбиций в жертву приносились и проекты, и коллективы, и даже безопасность страны… Неужели и здесь все также элементарно? Но великий Летчик, Писатель и Гражданин Антуан де Сент-Экзюпери напоминает нам: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…»
Кому же был так опасен этот самолет на китайских палубах? Ответ очевиден – главному геополитическому противнику КНР – Соединенным Штатам Америки…
Китайцы, однако, народ «упертый», остановить их не удалость. Палубную «сушку» их моряки уже имеют. Они просто пошли другим путем, скопировав для начала Су-33 под названием J-15. Причем Россия не получила и никогда не получит за это ни «ломаного юаня»… а вот российский флот без нового самолета пока остался.
В связи с этим еще вопрос: кому так важно было, чтобы наш ВМФ не получил Су-27КУБ – самолет, способный стать эффективным первым дальним рубежом обороны от роя крылатых ракет, направленных с моря по нашим городам и военным объектам? Ответ также очевиден – главному геополитическому сопернику России – Соединенным Штатам Америки…
Генеральный директор Компании «Сухой» Михаил Асланович Погосян беседует с госсекретарём США Хиллари Клинтон
«Русские? Зачем вам этот флот? Вы же не мореходная нация», – упорно 300 лет убеждают нас англосаксы – сначала англичане, затем американцы. Возможно, Михаил Асланович Погосян искренне разделяет эту точку зрения, возможно, что им движет нечто иное, но тому, что сегодня в дирекции морских программ «Сухого» работает людей меньше, чем у человека пальцев на одной руке, ни в самой фирме, ни в среде морских летчиков уже никто не удивляется. ПАК КА, говорите? Ну-ну…
И это при том, что г-н Погосян кадровыми вопросами занимается очень углубленно. Лично осуществляет подбор молодых специалистов из МАИ, например, где он преподает ряд дисциплин. Более того, наиболее талантливые и подающие надежды студенты получают по его решению дополнительную стипендию от «Сухого» в размере до 14 тысяч рублей! Это же просто здорово! Только вот хочется знать, куда потом попадают эти талантливые стипендиаты: в ОКБ «Сухого» для продолжения традиций нашего военного авиастроения или в ГСС на «Суперджет»? А может быть сразу в инженерный центр «Боинга» в России?
Не хочется завершать статью на такой ноте. Поэтому в заключение приведем слова из той давней беседы с К.Х. Марбашевым, когда на вопрос: «Можно ли придать самолету Су-27КУБ свойства самолета с КВВП?» Константин Христофорович с таинственной улыбкой промолвил: «Технически это вполне реализуемо…». А может быть, время для таких решений приходит? И наше государственное и военное руководство осознает, что Су- 27КУБ – это именно та машина, которой у авиации ВМФ, у России, сегодня просто нет разумной альтернативы.
Виктор Русский Источник: aex.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
И правда, что-то Погосян с ПАК ФА тормозит.