ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Су-27КУБ - Корабельный, универсальный, безальтернативный

Су-27КУБ - Корабельный, универсальный, безальтернативный


27-09-2010, 11:54. Разместил: VP

журнал «Арсенал 21 века» №2(7),2010

 

Какие самолеты придут на смену стремительно стареющему парку истребительной и бомбардировочной авиации ВМФ? Нас уверяют, что МиГ- 29К, Су-34 и ПАК ФА – это именно то, что нужно. Но есть очень серьезные основания сомневаться в этом. Тем более, что уже существует самолет, реально способный решить практически ВСЕ задачи, которые стоят перед истребителями и бомбардировщиками флота на ближайшие два десятилетия. Самолет, существенно превосходящий ВСЕ существующие и перспективные российские и зарубежные машины аналогичного назначения по боевой эффективности, причем для оснащения им морской авиации потребуется НЕСОИЗМЕРИМО меньше денег российских налогоплательщиков, чем на предлагаемые сегодня варианты! Почему этот, уже летающий и испытанный самолет, производство которого подготовлено на КнААПО, до сих пор не запущен в серию? Когда же мы прекратим тратить деньги на то, что заведомо менее эффективно, чем уже найденные и ПРОФИНАНСИРОВАННЫЕ решения?

 
Авиация ВМФ на распутье: быть или не быть? 

Авиация Военно-морского Флота России подходит к переломной точке своего развития, когда можно будет смело ставить вопрос о ее существовании в принципе. Базой для такого вывода служит то, что в течение ближайших 5-7 лет большинство ее истребителей и бомбарди­ровщиков необходимо будет списать по ресурсу. Прежде всего, это относится к самолетам следую­щих типов: Су-27, Су-33, Су-27П, МиГ-31, Су-24М, Су-24МР. Конечно, некоторые машины получат продление, но по большей части это будет лишь фиктивной мерой: командиры, дорожащие жиз­нями своих подчиненных, просто не рискнут ин­тенсивно вести на них боевую подготовку.


Не видеть такого положения дел для главко­мата ВМФ и руководства МО – преступление. И не так давно было официально объявлено, что на смену устаревающей истребительной со­ставляющей авиации ВМФ должен поступить корабельный МиГ-29К/КУБ. Он разработан РСК «МиГ» (главный конструктор Николай Николаевич Бунтин) в соответствии с ТЗ индийского флота как палубный самолет для авианосца «Викрама­дитья» (бывший «Адмирал Горшков»). Также за­явлено, что на смену машинам семейства Су-24 должны в будущем поступить новейшие Су-34. А в перспективе мы имеем шанс увидеть на палу­бах кораблей будущего российского авианосного флота палубную модификацию ПАК ФА, так назы­ваемый ПАК КА.

 



 

 

Такие бодрые заявления успокаивают серд­ца и души обывателей и «ура-патриотов»: ясно, что руководители военного ведомства проблему видят и меры принимают. Только вот насколько эти меры окажутся действенными, насколько они соответствуют требованию критерия «стоимость-эффективность-реализуемость», и соответствуют ли реальной потребности морской авиации в свете потенциальных угроз России с морских направ­лений? Многие специалисты, профессионально разбирающиеся в данном вопросе – морские летчики, авиа- и кораблестроители – очень дале­ки от восторгов по поводу принимаемых решений об обновлении самолетного парка авиации ВМФ. Скорее даже наоборот…


Если суммировать их мнения вкратце, то по­лучается следующее: во-первых, МиГ-29К/КУБ – самолет иного класса, чем машины семейства Су- 27 – Су-33, и тем более МиГ-31. Это относительно легкая машина, принципиально не способная ре­шать ряд задач с такой же эффективностью, как тяжелые истребители «Сухого». Сравнивать воз­можности ее работы как перехватчика с МиГ-31 просто бессмысленно. Конечно, МиГ-29К может с успехом летать с палубы «Кузнецова», чтобы поддерживать в строю летчиков его палубного авиаполка. Но говорить о равной эффективности авиагруппы, укомплектованной такими машина­ми даже в сравнении с уходящими в историю, от­летавшими свое Су-33, было бы чересчур «опти­мистичным».


 Сравнение с авиагруппой из американских «новых» «Супер Хорнетов» F-18E/F, скорее все­го, также будет не в пользу «МиГов». Почему? Достаточно напомнить о том, что американцы создавали этот самолет как многоцелевую уни­версальную машину, по своим истребительным возможностям не уступающую Су-33. Несмотря на геометрическое подобие ранним модифика­циям «Хорнета», новая модель – принципиально другой самолет. Это другая машина, существен­но больших размеров, с новой мощной силовой установкой и новым «бортом», с большим ра­диусом действия. В результате осуществления этой программы ВМС США имеют сейчас более 500 «единых» машин в вариантах истребителя- бомбардировщика, дальнего перехватчика, за­правщика и самолета РЭБ «Гроулер».


Во-вторых, что касается Су-34, с его «штуч­ным» производством на НАПО (испытывающим тяжелые производственные проблемы), то дай Бог оснастить этим самолетом хоть несколько частей фронтовой авиации к тому моменту, как г-н Саакашвили начнет новый «освободительный поход». Проблемным может оказаться и приме­нение в его конструкции титана, если вспомнить, что сегодня почти весь российский титан закон­трактован к вывозу в США на годы вперед… При имеющихся темпах производства этой машины и ее дороговизне очередь до моряков дойдет (если еще все хорошо сложится) лет так через 10-15 в лучшем случае. А что будет с парком Су-24 в морской авиации к этому времени?


И, наконец, в-третьих. Что касается радужной перспективы по имени «ПАК КА, перспективный авиационный комплекс корабельной авиации», то здесь все выглядит еще пессимистичнее: с уче­том срыва плановых сроков по базовой модифи­кации нового «суховского» истребителя, ПАК ФА, на 3-4 года, срок возможного принятия на воору­жение его корабельной версии в 2015 году пред­ставляется практически нереальным. Неужели в основе бравых реляций адмиралов и чиновни­ков из МО лежит чья-то… дезинформация?


Печально, но похоже, что к подобной практике со стороны топ-менеджмента «Сухого» приходится привыкать и воспринимать это уже как систему: чего стоит десятилетнее мытарство с «Супердже­том», который уже два года как «вот-вот начнет производиться по 70 машин в год»? Скорее все­го, заказчики его и в 2011 году не увидят. Хотя реально летавшего конкурента – Ту-334 – в угоду «суперсамолету», пожалуй, лишь публично не рас­пяли… Плохая получается привычка: фирма, зам­кнувшая на себя два важнейших и самых дорогих в истории постсоветского отечественного авиа­строения проекта, раз за разом проваливается не только по срокам. Проблемным оказывается и ее «железо». К «Суперджету» уже появились се­рьезные вопросы – как собственно к самолету, так и к конструкции. Вдобавок он оказался «тяжел» для запроектированных для него двигателей SaM 146.
 

 

 

Что касается ПАК ФА, то вместо машины про­межуточной весовой категории (между МиГ-29 и Су-27, что позволяло сформировать однотипаж­ный истребительный парк из относительно недо­рогих машин) он оказался в итоге близок к ве­совым параметрам последнего, следовательно, и весьма дорогим (с учетом его новизны) в серии. Двигатель для него – «изделие 117» – проектиро­вался с учетом первоначально планировавшихся весовых характеристик ПАК ФА... Что же получа­ется? Наш истребитель нового поколения тоже «тяжел» для своей силовой установки? Если так, то рыбинские двигателестроители оказались заложниками конструкторско-управленческих проблем на «Сухом»: и с «Суперджетом», и с ПАК ФА! Уже появились мнения военных, ознакомив­шихся с этой машиной, позволяющие задуматься о том, что столь долго ожидавшийся «суперистре­битель» никакого особо революционного про­рыва в сравнении с машинами семейства Су-27 из себя не представляет, что «27-е» с новым «бортом» и двигателями почти ни в чем не уступят ПАК ФА! А вот по цене серийных машин окажутся дешевле в разы!

 


В поисках выхода: нужно ли изобретать велосипед?

Сколько же всего государство сможет позво­лить себе таких новейших «суперистребителей»? Сколько из них достанется флоту? Одна или две эскадрильи, может быть, даже полк? Следова­тельно, поиск более дешевой альтернативы или дополнения неизбежен? И кто должен ответить за тот тупик, в который загнана наша военная авиация, а с ней и государство, мы с вами? Ту­пик, проплаченный к тому же огромными народ­ными деньгами?


На примере «Сухого» необходимо понять: во главу угла проекта, цель которого – новое тех­ническое достижение (корабль, самолет, ракета нового поколения), должен ставиться конструк­тор – творец, идеолог, а не менеджер новой или какой-нибудь еще другой формации. Для менед­жера неважен сам товар или плановый срок, главное – организация и поддержка финансо­вого потока… с последующим «распилом» оного. Творец же думает о своем детище. О том, как сделать его лучше, сильнее, чем детище конструк­тора там – в стане вероятного противника. Ведь фраза «фронт идет через КБ» и сегодня не по­теряла своей актуальности. А менеджер думает о деньгах, и только о деньгах. Это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

 


 

 

Суммируем вышеизложенное. У профессио­налов складывается мнение, что предлагаемый авиации флота путь есть набор полумер и туман­ных перспектив, граничащих с очковтиратель­ством, базирующихся на принципе «после нас – хоть потоп». Подобное можно было бы стерпеть, промолчать, если бы речь шла о судьбе фир­мы – держателя сети магазинов или бензоко­лонок. Бизнес есть бизнес – умные, удачливые и дальновидные выигрывают, недалекие и «кры­сящие» проигрывают. Но в данном случае речь идет о важнейшем силовом компоненте ВМФ, о тех силах, которым, возможно, в недалеком будущем предстоит обеспечивать безопасность наших шельфовых зон – основы нашей добы­вающей экономики на десятилетия вперед. Это вопрос национальной безопасности, нормаль­ной жизни наших потомков. И замалчивать про­блемы здесь недопустимо.


Недопустимо больше молчать о том, что прак­тически все задачи тех шести типов истребите­лей, бомбардировщиков и разведчиков флота, которым суждено сойти со сцены в ближайшие годы, вполне может решать, и с успехом, один единственный тип самолета! Причем уже разра­ботанный, существующий в металле, серийное производство которого уже практически под­готовлено на КнААПО.


Он создан в ОКБ «Сухого» под руководством выдающегося авиаконструк­тора, давшего флоту Су-33, Константина Христо­форовича Марбашева. Короткий разговор с ним на одном из МАКС в начале века запал в душу – появилась уверенность в будущем нашей флот­ской авиации на первую четверть XXI столетия. И имя этому будущему было Су-27КУБ. Жизнь, однако, внесла свои коррективы и, к сожалению, пока безотрадные…


Почему эта замечательная машина до сих пор не запущена в серию, почему и с чьей по­дачи от нее отказалось флотское руководство, какова роль в этом лично главы Компании «Сухой» М.А. Погосяна? Почему так получается, что ВМФ, вложив немалые средства, позво­лившие создать для этой машины уникальное адаптивное крыло и интегрированный борт (на базе которого теперь строится борт Су-35, Су- 27СМ, Су-27СМ1, Су-27СМ2 и ПАК ФА), своего нового самолета ждет до сих пор? Это вопросы серьезного исследования для компетентных специалистов, а не для журнальной публикации. Наша цель иная. Мы хотим показать, что у мор­ской авиации России есть вполне реальный, более приемлемый по критерию «стоимость-эффективность-реализуемость» (чем наметив­шийся сегодня) вектор развития, позволяю­щий к тому же избежать обвального снижения (практически обнуления) боевых возможностей корабельной, истребительной, штурмовой и раз­ведывательной авиации ВМФ в критический для флота период с 2010 по 2020 г.


И, как уже понятно, связан он с Су-27КУБ. Изна­чально задуманный и созданный как корабельный учебный вариант Су-33, этот самолет к началу ново­го столетия трансформировался в универсальную машину с огромным потенциалом. Идеология едино­го самолета, столь успешно претворенная в жизнь ВМС США при реализации программы «Супер Хор­нета», закладывалась К.Х. Марбашевым и в проект Су-27КУБ. В итоге еще в 2006 году наш флот мог получить тяжелый палубный многофункциональный истребитель (и его специализированные модифи­кации), по боевой эффективности существенно пре­восходящий существующие и перспективные маши­ны ВМС США в перспективе на 20 – 25 лет. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их тактико- технические характеристики, приводимые в откры­той печати (смотри Таблицу №1).

 

 



 

 

При сохранении (в целях снижения стоимо­сти опытно-конструкторских работ и цены серий­ного самолёта) конструктивно-компоновочной схемы и силовой установки базовой машины Су-27КУБ отличается от предшественника но­вым составом специального радиоэлектрон­ного и общесамолетного оборудования, рас­ширенным составом управляемого ракетного вооружения для действий как по воздушным, так и по надводным (наземным) целям. Это истребитель-бомбардировщик, способный пора­жать надводные корабли, наземные цели – как точечные, так и площадные, уничтожать воздуш­ные цели, в том числе крылатые ракеты большой дальности и ПКР.


Су-27КУБ – двухместная машина, в которой оба летчика расположены в кабине не «тан­демом», а рядом. Мировая практика палубной авиации (и не только палубной) показывает, что такое расположение кресел экипажа обеспечи­вает летчикам максимальную взаимозаменяе­мость, прямой контакт и «чувство локтя», а так­же, что особенно важно для палубной машины, прекрасный обзор вперёд-вниз для выполнения аэрофинишерной посадки с любого рабочего места. В дополнение к лучшему значению по­казателя «боевая нагрузка – дальность полёта», чем у одноместных Су-33 и перспективного ПАК КА, наличие второго члена экипажа позволяет более эффективно реализовать возможности авиационного комплекса в условиях длитель­ного полёта, при автономных действиях. Вслед­ствие этого Су-27КУБ более приспособлен к ре­шению задач на больших удалениях от корабля или аэродрома базирования.


Су-27КУБ: Корабельный

В чем же принципиальные отличие «КУБа» от его предшественника – корабельного истребите­ля Су-33? Он обладает существенно более высо­кими, по сравнению с Су-33, ТТХ. Кроме того, он имеет на порядок меньшую заметность в радио­локационном диапазоне, более чем двукратное превосходство по продолжительности дежурства в воздухе, в 1,5 раза меньшую площадь разме­щения на палубе и в ангаре корабля, высокую помехозащищённость БРЭО и др. Такой уровень характеристик не может быть достигнут даже пу­тём глубокой модернизации Су-33.


Главное достоинство Су-27КУБ как ударного морского самолета – это широкий «ассортимент» противокорабельного управляемого ракетно­го оружия, некоторые образцы которого можно применять с дальности, превышающей дальность ответного удара корабельной ПВО вероятного противника. При действиях по надводным кора­блям могут использоваться различные вариан­ты противокорабельного вооружения самолёта, включающие:


- ракеты «воздух-поверхность» малой дально­сти пуска типа Х-29;

- тактические ПКР (противокорабельные раке­ты) типов Х-31А, Х-35, Х-59М;

- ПКР оперативно-тактического назначения.
 

 

 

С возможностями данных ракет читатели могли ознакомиться в ходе МАКС-2009. С учетом выполненных работ по РЛС, в том числе и по программе ПАК ФА, резко возросли возможности «КУБа» по обнаружению морских и наземных целей. Так, корабли классов «крей­сер» и «авианосец» обнаруживаются Су-27КУБ на удалениях, практически соответствующих ра­диогоризонту. Это даёт возможность применения по ним ПКР по собственным прицельным данным без входа в зону досягаемости корабельных ЗРК (например, модернизированного ЗРК «Иджис»). Самолёты МиГ-29К и Су-33М вынуждены входить в зону действия этого ЗРК, что будет неизбежно сопряжено со значительными потерями.


Необходимо заметить, что при наличии ис­требительного прикрытия корабельных групп противника в целях снижения (исключения) по­терь наших самолетов ПКР большой дальности должны применяться с удалений, соответствую­щих максимальной дальности пуска. Такое при­менение ПКР ОТН возможно лишь по внешнему целеуказанию (цель находится за радиогоризон­том). Для выдачи целеуказания УРО в ВМФ впол­не возможно создание и применение специали­зированного самолёта разведки и целеуказания в виде модификации Су-27КУБ.


Максимальная дальность действия тактиче­ских групп Су-27КУБ по корабельным группиров­кам противника может составить свыше полуто­ра тысяч километров. Такими возможностями группы самолётов Су-33 и МиГ-29К не обладают. Проводившиеся независимыми экспертами (в том числе и зарубежными) оценки эффективно­сти решения корабельными авиагруппами удар­ных задач показали, что при действиях по кора­блям противника авиагруппа Су-27КУБ почти в три раза превосходит авиагруппу самолетов МиГ-29К, главным образом из-за большего так­тического радиуса действий.


Су-27КУБ: Универсальный

Су-27КУБ – машина многофункциональная, потенциально способная выполнять широкий спектр задач. Так, путём переоборудования в корабельных условиях возможно применение этого самолёта для решения задач дозаправки в воздухе, поиска и оказания помощи терпящим бедствие на море, взаимногрупповой защиты са­молётов тактических групп путём радиоэлектрон­ного подавления корабельных РЛС обнаружения и РЛС управления оружием.

 


 

 

При решении авиагруппой Су-27КУБ (как ко­рабельной, так и берегового базирования) истре­бительных задач, основные варианты вооружения Су-27КУБ при наличии 10 точек подвески включа­ют следующие типы современных всеракурсных управляемых ракет класса «воздух-воздух»:


- ракеты большой дальности пуска. Включа­ются в состав вооружения при необходимо­сти ведения встречного ракетного боя с ис­требителями противника, для уничтожения самолётов ДРЛОУ, воздушных командных пунктов и т.п.;

-ракеты средней дальности пуска. Применя­ются в первую очередь при отражении мас­сированных налётов средств воздушного на­падения противника;

-ракеты малой дальности и ближнего боя.

Обеспечивается также применение УР «воздух-воздух» предыдущего поколения: ракет средней (Р-27) и повышенной (Р-27Э) дальности пуска с различными (полуактивной – Р, пассив­ной – П, тепловой – Т) головками самонаведения, а также ракеты малой дальности с ИК-головкой самонаведения Р-73.

 


Возможности обзорно-прицельной системы по обнаружению средств воздушного нападе­ния обеспечивают применение управляемого оружия на полную дальность пуска по всей но­менклатуре воздушных целей. Таким образом, авиагруппа самолётов Су-27КУБ имеет прием­лемый уровень решения истребительных задач, в том числе и после принятия на вооружение за­рубежными странами тактических истребителей нового поколения. По эффективности решения истребительных задач авиагруппа Су-27КУБ мо­жет превзойти авиагруппу самолётов Су-33 или Миг-29К почти в 2 раза.


 

 

Современное состояние разведывательной, штурмовой и истребительной авиации ВМФ ха­рактеризуется недопустимо низким уровнем бое­вых возможностей. Это обусловлено невысокой реальной исправностью авиационной техники, физическим и моральным старением авиапарка. Что же мы имеем сегодня в строю и какие пер­спективы у этих машин? Вот что говорится по это­му поводу в открытой печати:


«Самолёт-разведчик Су-24МР предназначен для ведения разведки на континентальных ТВД. Его оборудование не приспособлено к решению задачи выдачи целеуказания УРО ВМФ, самолёт обладает недостаточным для разведыватель­ного АК БМЗ радиусом действия. К 2020 году последние из 10 имеющихся ЛА будут списаны по выработке ресурса. Состоящий на воору­жении морской штурмовой авиации самолёт Су-24М, представляющий собой фронтовой бомбардировщик, по составу и характеристи­кам оборудования и вооружения не отвечает требованиям, предъявляемым к ударным ком­плексам ВМФ морской зоны. Как и Су-24МР, самолёты Су-24М также будут списаны к 2020 году по причине выработки ресурса. Стре­мительно устаревает и парк истребительной авиации ВМФ, состоящий из корабельных ис­требителей Су-33, а также переданных в состав морской авиации из бывших войск ПВО страны истребителей-перехватчиков Су-27П и МиГ-31. По причине выработки ресурса самолёты Су- 27П и Су-33 подлежат списанию после 2010 года, а МиГ-31 – после 2015 года».


Все эти типы самолетов может с успехом за­менить один – Су-27КУБ! Более того, технические решения, принятые при разработке самолёта Су- 27КУБ, позволяют создать на его базе не только корабельные самолёты боевого обеспечения РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и РЦ (разведки и целеуказания), но и авиационные комплексы морской зоны берегового базирования – удар­ный и разведывательный. Тем самым снижаются затраты на обучение личного состава, техниче­ские и эксплуатационные, закупки запчастей и т.п. И что особенно важно, за счет большой се­рии снижается цена самолета, его оборудования и вооружения.


Су-27КУБ: Безальтернативный

Необходимо подчеркнуть, что Су-27КУБ не яв­ляется альтернативой ни одному из находящих­ся в разработке или планируемых к созданию в стране авиационных комплексов. Различие сроков поступления на вооружение Су-27КУБ и ПАК КА обусловлено не только тем, что ОКР по Су-27КУБ была развёрнута на 10 лет раньше, но также и тем, что технические решения по нему ориентированы на существующий в стране научно-технический задел. Создание же ПАК КА потребует разработки и освоения новых матери­алов и технологий, что увеличивает технический и финансовый риск как в части сроков проведе­ния ОКР, так и в плане реализации требований к уровню основных ТТХ.

 


 

 

Различие в функциональных возможностях Су-27КУБ и ПАК КА объясняется следующим: тре­бования к ТТХ, составу БРЭО и вооружения Су- 27КУБ были сформированы исходя из потребно­стей ВМФ. А это – возможность нанесения ударов с применением ПКР ОТН по надводным кораблям на удалениях до 1500 км, большая дальность (продолжительность) полёта при патрулировании в заданном секторе (которая может составить более 2,5 ч на удалении 250 км от авианосца) либо при контроле воздушного пространства над заданной акваторией (протяжённость маршрута за 1 вылет – до 3000 км). Такой уровень харак­теристик ПАК КА при его создании на базе ПАК ФА может быть реализован только в случае зна­чительного уменьшения уровня их унификации по планеру, РЛПК и вооружению. В итоге допол­нительные расходы на разработки по программе ПАК КА несоизмеримо, раз в 30 – 40, превысят потребные ассигнования для завершения ОКР по Су-27КУБ!


Авиационные комплексы Су-27КУБ и ПАК КА в принципе можно рассматривать не как взаи­моисключающие, а как дополняющие друг друга, каждый из которых имеет свою «нишу» в составе смешанных корабельных авиагрупп. При этом ПАК КА брали бы на себя основной объём задач по истребительному прикрытию разнородных сил флота в заданных районах, а многофункциональ­ные Су-27КУБ привлекались бы главным обра­зом для решения задач уничтожения самолётов базовой патрульной авиации, нанесения с боль­ших удалений ударов по корабельным группам, а также обеспечения боевых действий.


ПАК КА неспособен адекватно заменить Су-27КУБ в этой роли, если учесть, что по прак­тической дальности он будет уступать последнему приблизительно в 1,5 раза, а заявления о «вы­дающейся малозаметности» его предшествен­ника – ПАК ФА уже вызвали серьезные сомне­ния у экспертного сообщества. Ведь достаточно взглянуть на фото новой машины с носового ракурса, чтобы увидеть в воздухозаборнике дви­гатель, который будет давать прекрасную «за­светку» для вражеских радаров! Что же касается новых материалов и покрытий, то их с успехом можно применить и на КУБе.


Но, при этом, важен еще один принципиаль­ный момент: Су-27КУБ способен стать настоя­щей «палочкой-выручалочкой» для нашего флота. В случае срыва сроков по программе ПАК КА (что сегодня уже представляется практически неиз­бежным) или, того хуже, в случае недостижения новой машиной заданных характеристик, нали­чие в строю многофункционального Су-27КУБ позволит избежать серьезного снижения боевой эффективности корабельных и береговых авиа­групп. Причем, с учетом затрат на НИОКР и про­изводство, первая партия из двух – трех десятков этих машин обойдется флоту почти в десять раз дешевле, чем ПАК КА.

 


 

 

Развертывание производства этого самоле­та должно, кроме того, сыграть важнейшую роль в деле сохранения уникального коллектива КнАА­ПО, способно снизить растущую на предприятии и в городе социальную напряженность, возникшую в связи с тем, что оптимистов, считающих програм­му «Суперджет» спасением предприятия, а не его «могильщиком», становится все меньше. В случае сворачивания этой программы и малосерийности ПАК ФА именно программа Су-27КУБ спасет КнАА­ПО от коллапса, а город от социального взрыва.


ВТС как лакмусовая бумажка

Конечно, нельзя забывать и о перспективах этой машины по линии военно-технического со­трудничества (ВТС). Высокий уровень ТТХ в со­четании со сравнительно невысокой стоимостью обеспечивают модификациям самолёта Су-27КУБ очевидные преимущества на мировом рынке воо­ружений, что позволит нашей стране в ближайшие 10-15 лет сохранить свои позиции в области экс­портных поставок авиационной техники.


Новые авионика и БРЛС с АФАР от «Фазотро­на» или НИИПа (конструкция носовой секции фю­зеляжа Су-27КУБ позволяет оснастить его БРЛС с существенно большей по сравнению с МиГ-29К и ПАК ФА площадью антенной решетки), модерни­зированные на ММПП «Салют» двигатели, имею­щие на 1,5 – 2 тонны большую тягу, позволят Су-27КУБ на протяжении минимум 15 лет оста­ваться наиболее могущественным многоцеле­вым истребителем корабельной авиации в мире! И интерес к этой машине со стороны потенциаль­ных покупателей давно очевиден.


Здесь уместно напомнить, что вскоре после приобретения Китаем у Украины авианесущего крейсера «Варяг» (однотипного нашему «Кузне­цову» и достраивающегося сейчас в качестве первого авианосца флота Поднебесной под име­нем «Ши Ланг») представители флота КНР выш­ли с предложением о закупке 150 (!) самолетов Су-27КУБ. Этот контракт смог бы принести Рос­сии порядка 1,5-2 млрд. долл., чего с избытком хватило бы не только на запуск производства Су-27КУБ. Разрешились бы все финансовые про­блемы, возникшие по программам ПАК ФА и «Су­перджет»! На такой контракт топ-менеджер «Су­хого» должен был бы молиться. И что же? Узнав о китайском предложении, Михаил Асланович Погосян немедленно вылетел в Поднебесную, и… сделка не состоялась!


Почему!? Неужели наши военные испугались того, что у флота КНР появится мощный много­целевой морской истребитель? Вряд ли. У Китая давно уже есть армейские Су-30МКК. А уж если и опасаться нам чего у китайцев, так это армии, но не флота. На море нам делить абсолютно нечего. Так, может быть, китайцы не согласи­лись на приличествующую цену? После при­обретения по цене металлолома «Варяга» это тоже маловероятно, так как в целом по проекту «авианосец» их экономия все равно оставалась бы огромной.


Отсюда вопрос: какова роль в срыве ТАКОГО контракта М.А. Погосяна, ведь именно после его «молниеносного» визита в Китай все и закончилось?


Может быть, все до банального просто: утверждаясь в роли единоличного лидера Хол­динга «Сухой», Михаил Асланович инстинктивно или осознанно «давил» проекты, к которым его личный «конструкторский гений» не был прило­жен? Тем более если это касалось еще и доведе­ния до победного конца битвы с «самостийными» директорами, из которых гендиректор КнААПО Виктор Иванович Меркулов продержался доль­ше всех, аж до 2006 года. Именно Меркулов продвигал «не погосяновские» Бе-103, Су-80 и Су-27КУБ. Их и заменил после отставки Мерку­лова Михаил Асланович на «свои» – Су-35, ПАК ФА и «Суперджет». Сколько же потеряло КнААПО в результате отказа только от программы Су- 27КУБ?! Ведь благодаря ей одной можно было бы провести действительно масштабное техни­ческое перевооружение предприятия, сохранить и укрепить кадровый потенциал, чтобы не сме­шить сегодня всю страну скандалом с «липовы­ми дипломами». Увы, не раз бывало в нашей истории, когда ради мелочных личных амбиций в жертву приносились и проекты, и коллективы, и даже безопасность страны… Неужели и здесь все также элементарно? Но великий Летчик, Пи­сатель и Гражданин Антуан де Сент-Экзюпери напоминает нам: «Если звезды зажигают, зна­чит, это кому-нибудь нужно…»


Кому же был так опасен этот самолет на ки­тайских палубах? Ответ очевиден – главному гео­политическому противнику КНР – Соединенным Штатам Америки…


Китайцы, однако, народ «упертый», остано­вить их не удалость. Палубную «сушку» их моряки уже имеют. Они просто пошли другим путем, ско­пировав для начала Су-33 под названием J-15. Причем Россия не получила и никогда не получит за это ни «ломаного юаня»… а вот российский флот без нового самолета пока остался.


В связи с этим еще вопрос: кому так важно было, чтобы наш ВМФ не получил Су-27КУБ – самолет, способный стать эффективным первым дальним рубежом обороны от роя крылатых ра­кет, направленных с моря по нашим городам и военным объектам? Ответ также очевиден – главному геополитическому сопернику России – Соединенным Штатам Америки…  


Генеральный директор Компании «Сухой» Михаил Асланович Погосян беседует с госсекретарём США Хиллари Клинтон

 

 

«Русские? Зачем вам этот флот? Вы же не мо­реходная нация», – упорно 300 лет убеждают нас англосаксы – сначала англичане, затем амери­канцы. Возможно, Михаил Асланович Погосян ис­кренне разделяет эту точку зрения, возможно, что им движет нечто иное, но тому, что сегодня в ди­рекции морских программ «Сухого» работает людей меньше, чем у человека пальцев на одной руке, ни в самой фирме, ни в среде морских летчиков уже никто не удивляется. ПАК КА, говорите? Ну-ну…


И это при том, что г-н Погосян кадровыми во­просами занимается очень углубленно. Лично осу­ществляет подбор молодых специалистов из МАИ, например, где он преподает ряд дисциплин. Более того, наиболее талантливые и подающие надежды студенты получают по его решению дополнитель­ную стипендию от «Сухого» в размере до 14 тысяч рублей! Это же просто здорово! Только вот хочется знать, куда потом попадают эти талантливые сти­пендиаты: в ОКБ «Сухого» для продолжения тра­диций нашего военного авиастроения или в ГСС на «Суперджет»? А может быть сразу в инженер­ный центр «Боинга» в России?


Не хочется завершать статью на такой ноте. Поэтому в заключение приведем слова из той дав­ней беседы с К.Х. Марбашевым, когда на вопрос: «Можно ли придать самолету Су-27КУБ свойства самолета с КВВП?» Константин Христофорович с таинственной улыбкой промолвил: «Технически это вполне реализуемо…». А может быть, время для таких решений приходит? И наше государ­ственное и военное руководство осознает, что Су- 27КУБ – это именно та машина, которой у авиа­ции ВМФ, у России, сегодня просто нет разумной альтернативы.

Виктор Русский

Вернуться назад