Российские Ту-142 обнаружили, классифицировали и взяли на сопровождение американские и английские субмарины
Российская противолодочная авиация обнаружила субмарины Североатлантического альянса, отрабатывавшие нанесение массированного ракетного удара. Два дальних противолодочных самолета Ту-142 (по классификации НАТО — Bear, т.е. «медведь») классифицировали и взяли на сопровождение атомные подводные лодки ВМС США и Великобритании. Эти АПЛ участвовали в масштабных учениях Ice Exercise 2018 в море Бофорта.
Как рассказали «Известиям» несколько информированных источников в военном ведомстве, с 20 по 22 марта нынешнего года два самолета Ту-142 противолодочной авиации Северного флота ВМФ РФ отработали задачи по поиску и классификации подлодок условного противника в акватории Баренцева моря, у российского побережья Северного Ледовитого океана, а также вдоль границ территориальных вод Канады и США. Попутно эти самолеты провели доразведку района проведения учений ВМС НАТО Ice Exercise 2018 в море Бофорта. Были обнаружены, классифицированы и взяты на сопровождение действовавшие в этом районе подводные лодки. После выполнения поставленных задач оба Ту-142 благополучно вернулись в места постоянного базирования
Пятинедельные международные учения Ice Exercise 2018 начались 10 марта. Они стали одними из самых масштабных маневров вооруженных сил США в Арктическом регионе. В море Бофорта (Северный Ледовитый океан, около берегов Аляски) были направлены две американские (Hartford и Connecticut) и одна британская (Trenchant) субмарины. Они отрабатывали действия под ледовым покровом, в том числе нанесение массированных ударов крылатыми ракетами морского базирования.
Как заявил начальник Центра развития подводных боевых действий (Undersea Warfighting Development Center) адмирал Джеймс Питс, в ходе учений главными задачами для атомных подводных лодок стали проверки боевых систем, комплексов навигации, гидроакустических станций и другого оборудования в сложных условиях Арктики.
Помимо субмарин, в маневрах приняли участие военнослужащие сухопутных войск и морской пехоты, а также бойцы сил специального назначения — «зеленые береты». С воздуха наземную и морскую группировку поддерживали самолеты и вертолеты.
10 марта в ходе отработки всплытия во льдах застряла АПЛ Connecticut. Информацию об инциденте с фотографией на своей странице в Twitter опубликовал журнал U.S. Navy Currents Magazine. Позже телеканал CNN продемонстрировал сюжет со всплытием субмарины. Как хорошо видно на кадрах, американским морякам пришлось распиливать лед, чтобы освободить атомную подлодку. Также им на помощь прилетел вертолет. Позже Connecticut всё же разломал лед и занял позицию, позволяющую произвести залп крылатыми ракетами Tomahawk.
Российский дальний противолодочный самолет Ту-142 создан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Первый полет он совершил в 1968 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение. Боевой радиус Ту-142 — более 5 тыс. км. На борту этот самолет несет специальные гидроакустические буи, детектор магнитных аномалий, несколько десятков торпед и глубинных бомб. Экипаж машины — 10 человек.
— Уникальные противолодочные Ту-142 особенно востребованы в Арктике с ее большими расстояниями и неразвитой аэродромной инфраструктурой, — отметил военный историк Дмитрий Болтенков.
По словам эксперта, эти машины способны надежно прикрыть побережье Севера России — от Камчатки до Баренцева моря.
В составе морской авиации РФ действуют две эскадрильи Ту-142. Одна из них базируется на аэродроме Кипелово (Вологодская область). Именно ее самолеты и обнаружили американские субмарины. Другая эскадрилья дислоцируется на дальневосточном аэродроме Каменный Ручей.
Hartford — субмарина типа Los Angeles, она была введена в строй в 1994 году. На ее борту размещается до двенадцати ракет типа Tomahawk. Connecticut — одна из трех американских подлодок типа Sea Wolf. Эти АПЛ считаются одними из самых современных в мире. Они отличаются малошумностью, на их борту размещены мощные гидроакустические станции. В арсенале Connecticut — несколько десятков крылатых ракет и торпед.