Полный текст договора о зонах безопасности в Сирии.
Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике
Исламская Республика Иран, Российская Федерация и Турецкая Республика
как страны-гаранты соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в
Сирийской Арабской Республике (далее – Гаранты):
руководствуясь положениями резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015); подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;
заявляя о стремлении снизить уровень военного противостояния и
обеспечить безопасность мирных граждан Сирийской Арабской Республики,
договорились о нижеследующем.
В целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и
формирования благоприятных условий для продвижения политического
урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике будут созданы
следующие зоны деэскалации:
провинция Идлиб, а также определенные части соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо),
определенные части на севере провинции Хомс,
Восточная Гута,
определенные районы на юге Сирии (провинции Деръа и Кунейтра).
Создание зон деэскалации и полос безопасности является временной мерой,
продолжительность которой составит 6 месяцев с автоматическим продлением
на основе консенсуса Гарантов.
В границах зон деэскалации:
прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами
(Правительство САР и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже
присоединились или присоединятся к РПБД), в том числе применение любых
видов вооружений, включая авиационные удары;
обеспечивается быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ;
создаются условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан;
принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения;
создаются условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.
3. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между
конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы
безопасности.
4. Полосы безопасности включают:
контрольно-пропускные пункты – для обеспечения беспрепятственного
перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной
помощи и содействия экономической деятельности;
наблюдательные пункты – для обеспечения соблюдения РПБД.
Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также
управление зонами безопасности, будет осуществляться силами Гарантов на
основе консенсуса. При необходимости могут быть использованы силы
третьих сторон на основе консенсуса Гарантов.
5. Гаранты обязуются:
принять все необходимые меры для обеспечения выполнения противоборствующими сторонами РПБД; принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ИГИЛ,
«Джабхат ан-Нусрой» и всеми другими лицами, группами, предприятиями и
организациями, связанными с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими
террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности
Организации Объединенных Наций как внутри, так и за пределами зон
деэскалации;
продолжить усилия по присоединению к РПБД формирований вооруженной
оппозиции, которые до настоящего времени не присоединились к РПБД.
6. Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности, а также
решения других оперативных и технических вопросов выполнения настоящего
Меморандума Гаранты в течение двух недель после его подписания создадут
Совместную рабочую группу по деэскалации (далее – Совместная рабочая
группа), состоящую из уполномоченных представителей.
Гаранты предпримут шаги для завершения подготовки карт зон деэскалации и
полос безопасности до 4 июня 2017 г., а также отмежевания формирований
вооруженной оппозиции от террористических группировок, указанных в
параграфе 5 Меморандума.
К этому же сроку Совместная рабочая группа подготовит для утверждения
Гарантами на основе консенсуса карты зон деэскалации и полос
безопасности, а также проект Положения о Совместной рабочей группе.
Совместная рабочая группа докладывает о результатах своей деятельности в ходе Международных встреч по Сирии в Астане.
Настоящий Меморандум вступает в силу на следующий день после подписания.
Совершено в г. Астана 4 мая 2017 г. в трех экземплярах каждый на английском языке, все тексты имеют одинаковую силу.
Подписано:
За Исламскую Республику Иран За Российскую Федерацию За Турецкую Республику
PS. Важная деталь, договор позволяет вести боевые действия и в "зонах
безопасности", в том случае, если боевые действия ведутся против
боевиков. на которых данное соглашение не распространяется. Так что на
полное прекращение боевых действий в Северной Хаме и в ряде районов
Идлиба я бы не стал. Так же в очередной раз стороны отметили
приверженность территориальной целостности Сирии в пику автономистским
курдским устремлением подогреваемыми США.
К июню должно стать понятно, насколько стороны смогут продвинуться в
реализации заявленный положений, которые носят несколько более
конкретный характер, нежели договоренности Лаврова и Керри в феврале
2016 года, которые привели к первой сделке США и РФ. Стоит так же
отметить, что Москва и Вашингтон заявили о готовности возобновить
контакты по выполнению меморандума о полетах в Сирии, которые были
прерваны после удара ВВС США по авиабазе Шайрат. Последующие события
показали, что этот спектакль оказался предназначен в первую очередь для
Китая и продолжения не последовало, а сама провокация в Хан-Шейхуне не
только не привела к снижению интенсивности авиаударов в северной Хаме,
но скорее наоборот - после удара по Шайрату, интенсивность ударов по
боевикам в Эль-Латаминском выступе выросла в разы.
Касательно вопросов - а не используют ли боевики очередное перемирие для
компенсации потерь и подготовки к будущим сражениям? Конечно
используют. Именно так и будет.
Вопрос в другом - как использовать время действия сделки для проведения
успешных операций против Халифата и Ан-Нусры с оглядкой на необходимость
подготовки к ведению интенсивных боевых действий в Восточной Гуте,
Северной Хаме, Дераа и ряде других районов. Если на время действия
перемирия САА сможет прирасти территориями и нанести ряд чувствительных
поражений Халифату и Ан-Нусре, то сделка уже себя по всякому оправдает.
Главное, следить за активностью боевиков и их спонсоров, чтобы не
проморгать момент возвращения боевых действий в интенсивную фазу. В
остальном же, ситуация для Сирийского ТВД отнюдь не нового,
периодическая смена фокуса стратегических операций (в том числе и
вынужденная), уже давно составляет неотъемлемую часть местной войны, где
сторон конфликта больше чем две. Отсюда и сложный характер
военно-политических операций, что сполна прочуствовали все ключевые
участники конфликта.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+