Меморандум о создании зон деэскалации в САР
Полный текст договора о зонах безопасности в Сирии.
Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике
Исламская Республика Иран, Российская Федерация и Турецкая Республика
как страны-гаранты соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в
Сирийской Арабской Республике (далее – Гаранты):
руководствуясь положениями резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015);
подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;
заявляя о стремлении снизить уровень военного противостояния и
обеспечить безопасность мирных граждан Сирийской Арабской Республики,
договорились о нижеследующем.
В целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и
формирования благоприятных условий для продвижения политического
урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике будут созданы
следующие зоны деэскалации:
провинция Идлиб, а также определенные части соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо),
определенные части на севере провинции Хомс,
Восточная Гута,
определенные районы на юге Сирии (провинции Деръа и Кунейтра).
Создание зон деэскалации и полос безопасности является временной мерой,
продолжительность которой составит 6 месяцев с автоматическим продлением
на основе консенсуса Гарантов.
В границах зон деэскалации:
прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами
(Правительство САР и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже
присоединились или присоединятся к РПБД), в том числе применение любых
видов вооружений, включая авиационные удары;
обеспечивается быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ;
создаются условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан;
принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения;
создаются условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.
3. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между
конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы
безопасности.
4. Полосы безопасности включают:
контрольно-пропускные пункты – для обеспечения беспрепятственного
перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной
помощи и содействия экономической деятельности;
наблюдательные пункты – для обеспечения соблюдения РПБД.
Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также
управление зонами безопасности, будет осуществляться силами Гарантов на
основе консенсуса. При необходимости могут быть использованы силы
третьих сторон на основе консенсуса Гарантов.
5. Гаранты обязуются:
принять все необходимые меры для обеспечения выполнения противоборствующими сторонами РПБД;
принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ИГИЛ,
«Джабхат ан-Нусрой» и всеми другими лицами, группами, предприятиями и
организациями, связанными с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими
террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности
Организации Объединенных Наций как внутри, так и за пределами зон
деэскалации;
продолжить усилия по присоединению к РПБД формирований вооруженной
оппозиции, которые до настоящего времени не присоединились к РПБД.
6. Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности, а также
решения других оперативных и технических вопросов выполнения настоящего
Меморандума Гаранты в течение двух недель после его подписания создадут
Совместную рабочую группу по деэскалации (далее – Совместная рабочая
группа), состоящую из уполномоченных представителей.
Гаранты предпримут шаги для завершения подготовки карт зон деэскалации и
полос безопасности до 4 июня 2017 г., а также отмежевания формирований
вооруженной оппозиции от террористических группировок, указанных в
параграфе 5 Меморандума.
К этому же сроку Совместная рабочая группа подготовит для утверждения
Гарантами на основе консенсуса карты зон деэскалации и полос
безопасности, а также проект Положения о Совместной рабочей группе.
Совместная рабочая группа докладывает о результатах своей деятельности в ходе Международных встреч по Сирии в Астане.
Настоящий Меморандум вступает в силу на следующий день после подписания.
Совершено в г. Астана 4 мая 2017 г. в трех экземплярах каждый на английском языке, все тексты имеют одинаковую силу.
Подписано:
За Исламскую Республику Иран За Российскую Федерацию За Турецкую Республику
http://www.mid.ru/ru/foreign_p... - цинк
PS. Важная деталь, договор позволяет вести боевые действия и в "зонах
безопасности", в том случае, если боевые действия ведутся против
боевиков. на которых данное соглашение не распространяется. Так что на
полное прекращение боевых действий в Северной Хаме и в ряде районов
Идлиба я бы не стал. Так же в очередной раз стороны отметили
приверженность территориальной целостности Сирии в пику автономистским
курдским устремлением подогреваемыми США.
К июню должно стать понятно, насколько стороны смогут продвинуться в
реализации заявленный положений, которые носят несколько более
конкретный характер, нежели договоренности Лаврова и Керри в феврале
2016 года, которые привели к первой сделке США и РФ. Стоит так же
отметить, что Москва и Вашингтон заявили о готовности возобновить
контакты по выполнению меморандума о полетах в Сирии, которые были
прерваны после удара ВВС США по авиабазе Шайрат. Последующие события
показали, что этот спектакль оказался предназначен в первую очередь для
Китая и продолжения не последовало, а сама провокация в Хан-Шейхуне не
только не привела к снижению интенсивности авиаударов в северной Хаме,
но скорее наоборот - после удара по Шайрату, интенсивность ударов по
боевикам в Эль-Латаминском выступе выросла в разы.
Касательно вопросов - а не используют ли боевики очередное перемирие для
компенсации потерь и подготовки к будущим сражениям? Конечно
используют. Именно так и будет.
Вопрос в другом - как использовать время действия сделки для проведения
успешных операций против Халифата и Ан-Нусры с оглядкой на необходимость
подготовки к ведению интенсивных боевых действий в Восточной Гуте,
Северной Хаме, Дераа и ряде других районов. Если на время действия
перемирия САА сможет прирасти территориями и нанести ряд чувствительных
поражений Халифату и Ан-Нусре, то сделка уже себя по всякому оправдает.
Главное, следить за активностью боевиков и их спонсоров, чтобы не
проморгать момент возвращения боевых действий в интенсивную фазу. В
остальном же, ситуация для Сирийского ТВД отнюдь не нового,
периодическая смена фокуса стратегических операций (в том числе и
вынужденная), уже давно составляет неотъемлемую часть местной войны, где
сторон конфликта больше чем две. Отсюда и сложный характер
военно-политических операций, что сполна прочуствовали все ключевые
участники конфликта.
Вернуться назад
|