Дальность действия - земной шар: почему боевая авиация России везде дотянется
Дозаправка в полете - одна из наиболее сложных по
технике исполнения операций в воздухе. Не случайно ее проводят только в
боевой и военно-транспортной авиации, а умение пополнять топливные баки в
полете всегда отличает опытного аса от молодого летчика. Дозаправка
продлевает время пребывания летательных аппаратов в воздухе, дает
возможность совершать более длительные перелеты, брать на борт больше
вооружения. Что говорить, если оборудованием для закачки топлива в
полете оборудован даже перспективный авиационный комплекс фронтовой
авиации Т-50, которому только предстоит стать в строй российских ВКС.
О
том, как и по какому принципу работает «воздушная АЗС», как готовят
пилотов к выполнению этой сложнейшей процедуры и что надо знать летчику,
чтобы уметь заправить самолет на скорости в сотни километров в час и на
высоте в несколько километров над землей, расскажет журналист Алексей
Егоров в очередном выпуске программы из цикла «Военная приемка» на
телеканале «Звезда».
Когда баки «на нуле»
Возможности заправки
в воздухе есть у наших ракетоносцев-исполинов Ту-160, у Су-27, у Су-34.
По отзывам многих строевых летчиков, выполнение этой процедуры со всей
ответственностью можно отнести к маневрам высшего пилотажа. Заслуженный
летчик-испытатель РФ, полковник запаса, Герой России Сергей Богдан был
первым, кто научил заправляться на высоте наш ПАК ФА.
«Характеристики
самолета на режимах дозаправки подтвердились, никаких существенных
особенностей выявлено не было, - отмечает он. - Были определенные
замечания, которые впоследствии скорректировались, доработана система
управления, чтобы получить более приемлемые характеристики».
Заправка
в воздухе выполняется в заранее определенном диапазоне, который
вымеряется в зависимости от конструкции самолета. Конечно, во время этой
процедуры потрясывает, говорят пилоты: на малых дистанциях всегда
проявляется так называемый «спутный след». Однако у подготовленного
летчика поддержка устойчивости и управляемости самолета не вызывает
испуга, ведь порядок действий отрабатывается еще на земле. К слову, на
Т-50 - этом новом и во многом революционном самолете российской боевой
авиации, система дозаправки выполнена в более совершенном варианте.
Штанга для приема топлива здесь «спрятана», да и сама машина
скомпонована так, что практически не «цепляет» спутного следа.
Небесные «ювелиры»
Самолет Ил-78
считается в наших ВКС основным и в некотором смысле классическим
топливозаправщиком. Задачи по воздушной заправке машины этого типа
выполняют уже не один десяток лет. Размах крыла этого воздушного
грузовика - 50 метров, максимальная взлетная масса - 210 тонн, причем
более половины этого веса составляет то самое авиационное топливо.
Цистерны занимают практически весь грузовой отсек, а кроме того топливо
закачивается в крыльевые баки, которые соединены в единую систему.
Главный специалист Научно-производственного предприятия «Звезда» Василий
Елисеев вкратце пересказывает технологию заправки: топливо из баков
специальными подкачивающими насосами подается на вход в подвесной
агрегат, затем открывается передний воздухозаборник, который открывает
доступ воздуха к турбонасосному агрегату. Отсюда заправочные шланги с
конусом на конце спускаются к машине, который и подлежит заправке.
На
НПП «Звезда» - уникальном предприятии, создавшем не одно оригинальное
устройство для отечественной авиации, был разработан конус - ключевой
элемент воздушной заправочной системы. Это специальная «аэроюбка»,
которая расположена на конце топливного шланга, и позволяющая устройству
плавно парить в воздухе. Задача пилота - максимально четко
пристыковаться к конусу, причем сделать это как можно ближе к центру.
Летчики сравнивают стыковку в воздухе с попаданием
ниткой в игольное ушко, с одной оговоркой: обе машины - и заправляемая, и
танкер - сохраняют при этом внушительные скорости. Например, МиГ-29
выполняет эту процедуру в темпе свыше пятисот километров в час. Пилоты
проходят обучение этому маневру не один день, отрабатывая его на
специальном тренажере. Инструкторы говорят, что истребитель в момент
заправки будто бы «танцует» в воздухе, правда, действия летчика здесь
должны быть не столько виртуозными, сколько филигранными. Скорость
держится с ювелирной точностью, отклонения не допустимы. В помощь пилоту
разработан датчик дозаправки, активация которого помогает самолету быть
более устойчивым, подстраиваться под условия обстановки.
Как работает воздушная АЗС
Ил-78
способен заправлять в воздухе боевые машины разных типов. Помимо уже
упомянутых стоит назвать также МиГ-31, Су-24. Практикуется и парная
заправка, когда топливо принимают сразу две машины. Топливо поступает
под огромным давлением, достаточно сказать, что заправить истребитель
можно за 8 минут, а тяжелый ракетоносец - за 20.
Стыковать
заправочный конус с топливной штангой помогают мощные электромагниты
(усилие притягивания составляет порядка 80 кг). Оригинально устроен и
топливный шланг: его особенность в том, что он никогда не провисает
между двумя самолетами, автоматически подматываясь в процессе заправки.
Кстати,
интересный факт: на Ил-78 устанавливают сразу три подвесных агрегата
дозаправки, то есть теоретически возможна заправка и трех машин. Однако
специалисты говорят, что такое больше напоминает цирковой номер -
настолько сложен в исполнении этот маневр. По словам Василия Елисеева из
НПП «Звезда», куда комфортнее и спокойнее заправлять два самолета. В
этом случае расстояние между законцовками крыльев обоих заправляемых
машин безопасное, и кроме того остается пространство для маневра.
Система дозаправки в воздухе существует и в армиях
стран НАТО. Однако там процессом управляет и руководит командир
самолета-танкера, тогда как в российской авиации куда большая
ответственность лежит на пилотах заправляемых машин. И это логично,
говорят наши специалисты, ведь с танкера невозможно оценить болтанку,
крен, другие параметры. Кроме того, только в российской авиации в
качестве заправщика могут выступать как специальные танкеры, так и
другие машины, на которые может ставиться соответствующая аппаратура. По
словам Сергея Богдана, подобное может пригодиться, например, в палубной
авиации, когда самолеты дозаправляют в воздухе друг друга. В этом
случае радиус их действия радикально увеличивается. При этом что важно,
на самолет, выступающий в роли танкера, не ставится дополнительных
топливных баков. Он просто отдает то топливо, которое у него есть,
оставляя, естественно, запас для завершения своего полета.
Под крылом - вся планета
Новые
технологии давно пришли и в сферу обеспечения самолетов топливом.
Скажем, баки для летательных аппаратов теперь защищены пенополиуретаном,
который предотвращает взрыв топлива в случае попадания снаряда. Этот же
материал предотвращает «раскачивание» самолета, так как не дает топливу
«плескаться». Правда, такая технология применяется только на боевых
машинах, тот же Ил-78 принимает топливо в свои цистерны по обычной
схеме.
Авиационный полк, на вооружении которого находятся
эти самолеты, дислоцируется в Рязани. Здесь же расположен единственный в
ВКС России учебный центр для подготовки летчиков летающих танкеров. По
словам командира части полковника Михаила Максимова, уникальность
подготовки специалистов в том, что тренируется сразу весь экипаж,
отрабатывается совокупность всех действий сразу.
В обозримой перспективе в российскую авиацию должны
поступить глубоко модернизированные небесные заправщики. Новую машину,
получившую индекс Ил-78М-90А уже собирают на Ульяновском
авиастроительном заводе, а в числе ее ключевых отличий от предыдущей
модели - модернизированное крыло, представляющее собой единую
конструкцию. Новым будет и устройство для дозаправки, его мощность
предполагается повысить как минимум на 15 процентов. Суммарный объем
резервуаров, которые будущий танкер примет на борт, составит 40 тонн.
Этого хватит, к примеру, чтобы заправить четыре истребителя Су-35. Важно
заметить, что небесный танкер может в любой момент
переквалифицироваться в обычный военно-транспортный самолет. Баки в
грузовом отсеке в этом случае демонтируются, а на их место ставятся
сидения для размещения личного состава.
По мнению
командующего Дальней авиацией генерал-майора Героя России Сергея
Кобылаша, самолеты-заправщики будут в обозримой перспективе востребованы
в авиации. Ведь именно они способны обеспечить возможность запросто
облететь земной шар, не совершая промежуточных посадок для пополнения
топливных баков.
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: Алексей Иванов / ТРК «Звезда», Вадим Савицкий/Минобороны России
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+