В 2016 году российская авиационная промышленность уверенно
поддерживала весьма высокий темп поставок новой авиационной
техники в Вооруженные Силы России. Кроме того, насколько можно
судить, в отличие от предыдущих лет, в 2016 году все поставки
боевых самолетов и учебно-боевых самолетов по Государственному
оборонному заказу в ВКС и ВМФ России были выполнены в плановые
сроки.
Всего, по известным данным, в 2016 году Вооруженные Силы
России
получили 59 боевых самолетов нового производства (12 МиГ-29СМТ,
два Су-30М2, 17 Су-30СМ, 16 Су-34 и 12 Су-35С) и десять
учебно-боевых самолетов Як-130. Это несколько меньше, чем в пиковые
2014 и 2015 годы, что связано в первую очередь с некоторым сокращением
поставок самолетов Су-30СМ и Як-130 с Иркутского авиационного завода
(отчасти ввиду выполнения
предприятием экспортных программ).
Поступивший в состав 159-го гвардейского истребительного
авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й
Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного
округа истребитель Су-35С (красный бортовой номер «54», серийный
номер 03513), построенный в 2016 году на Комсомольском-на-Амуре
авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиал ПАО «Компания
«Сухой») по контракту декабря 2015 года. Бесовец (Карелия),
06.12.2016
В числе поставленных в 2016 году Вооруженным Силам России
самолетов:
12 истребителей МиГ-29СМТ. Последние 12
самолетов МиГ-29СМТ (тип «9-19Р», иногда обозначаются как
МиГ-29СМТ(Р)), построенных АО «РСК «МиГ» по контракту на поставку
16 машин, заключенному Министерством обороны России в апреле 2014
года с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), в состав которой входит АО «РСК «МиГ». Самолеты с синими бортовыми
номерами с «24» по «35», поступили в состав 116-го Учебного
центра боевого применения 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации ВКС России на аэродроме
Приволжский в Астраханской области. Первые два самолета МиГ-29СМТ
с синими бортовыми номерами «24» и «25» поставки 2016 года
прибыли в Приволжский еще в феврале, затем в июне поступил борт
«26 синий», а остальные прибыли осенью и в декабре.
Первые четыре МиГ-29СМТ по данному контракту (синие бортовые
номера с «20» по «23») поступили в состав 116-го Учебного
центра боевого применения в 2015 году. Таким образом, с учетом 28
истребителей МиГ-29СМТ (тип «9-19»), переданных Вооруженным Силам
России в 2009 году ввиду аннулирования алжирского контакта, общее
количество МиГ-29СМТ в ВКС России достигло 44 единиц.
Истребитель МиГ-29СМТ (тип «9-19Р») с бортовым номером «31
синий» новой постройки АО «РСК «МиГ» по контракту 2014 года.
Жуковский,
21.11.2016 © Вениамин Игнатьевич /
russianplanes.net
Два истребителя Су-30М2. Последние два
двухместных истребителя Су-30М2, построенные на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина
(филиале ПАО «Компания «Сухой») по контракту от декабря 2012 года
на поставку Министерству обороны 16 самолетов Су-30М2.
Самолеты с синими бортовыми номерами «89» и «90» (серийные
номера 88522 и 88523) поступили в апреле в состав 38-го
истребительного авиационного полка 27-й смешанной авиационной
дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Бельбек (Крым), однако фактически с лета 2016 года
использовались в Летно-исследовательском институте имени М.М.
Громова в Жуковском в качестве «спарок» для обучения
китайского летного состава на самолеты Су-35.
Первые три
истребителя Су-30М2 по данному контракту декабря 2012
года были сданы ВВС России в конце 2013 года, еще восемь — в течение
2014 года, и три — в конце 2015 года. Таким образом, с учетом четырех
Су-30М2, поставленных в 2010-2011 годах по контракту 2009 года, общее
количество самолетов Су-30М2 в ВКС
России достигло 20 машин.
Два последних истребителя Су-30М2 ВКС России по контракту
2012 года (синие бортовые номера «89» и «90», серийные номера
88522 и 88523 соответственно) во время обучения китайского
летного состава в Жуковском, сентябрь 2016 года © Анатолий
Бурцев / russianplanes.net
17 истребителей Су-30СМ. В течении 2016
года Иркутский авиационный завод ПАО «Корпорация «Иркут» поставил
Вооруженным Силам России 17 многофункциональных двухместных
истребителей Су-30СМ. Из них десять, построенные в рамках второго
контракта от декабря 2012 года, поступили в состав ВКС
России, а еще семь были поставлены в рамках отдельных контрактов
Морской авиации ВМФ России.
Первые два Су-30СМ, переданные ВКС России в 2016 году, (самолеты
с красными бортовыми номерами «29» и «30», серийные номера
10МК5 1309 и 1310) были поставлены в состав 31-й истребительного
авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии
ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродром Миллерово
(Ростовская область). Ранее с октября 2015 года по февраль 2016
года 31-й авиационный полк получил 20 новых истребителей Су-30СМ
(красные бортовые номера с «01» по «12» и с «21» по «28»)
постройки программы 2015 года.
Еще восемь Су-30СМ получила
в октябре-ноябре 2016 года двумя
партиями авиационная группа высшего пилотажа ВКС России «Русские
Витязи», входящая в состав Центра показа авиационной техники 4-го
ордена Ленина Краснознамённого Центра войсковых испытаний и подготовки
персонала ВКС имени В. П. Чкалова и базирующаяся на аэродром Кубинка.
Ей были поставлены самолеты Су-30СМ с синими
бортовыми номерами с «30» по «37» (серийные номера,
соответственно, 10МК5 1313, 1314, 1318-1320, 1401, 1402 и 1407),
окрашенные в «фирменные» цвета группы. С получением этих восьми
Су-30СМ был осуществлен процесс практического перевооружения
группы «Русские Витязи» с истребителей Су-27.
Морская авиация ВМФ России получила в 2016 году по контрактам
2014 и 2015 годов семь самолетов Су-30СМ, четыре из которых с синими бортовыми номерами «43» и с «45» по «47» (серийные номера
10МК5 1317 и 1403-1405 соответственно) поступили в состав 43-го
отдельного морского штурмового авиационного полка Черноморского
флота, дислоцированного на аэродроме Саки в Крыму (ранее этот
полк получил в 2014-2015 годах восемь Су-30СМ с синими бортовыми
номерами с «35» по «42»). Еще два переданных ВМФ в 2016 году
Су-30СМ с синими бортовыми номерами «22» и «23» (серийные
номера 10МК5 1408 и 1409) поступили в конце декабря в состав
279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка
45-й армии ВВС и ПВО Северного флота на аэродроме Североморск-3,
а еще один (бортовой номер «70 синий», серийный номер 10МК5 1406)
поступил в декабре в состав 72-й авиационной базы авиации
Балтийского флота на аэродром Черняховск. Полученные Северным и Балтийским флотами истребители Су-30СМ стали первыми машинами
этого типа на данных флотах.
Всего суммарно с 2012 года для
Министерства обороны России было
законтрактовано 116 самолетов Су-30СМ, из которых 88
предназначены для ВВС (ВКС) России, и еще 28 — для Морской
авиации ВМФ России. К настоящему времени ВКС России в рамках
подписанных контрактов получили таким образом 66 истребителей
Су-30СМ (из них десять в 2016 году), а Морская авиация — 15 (из них
семь в 2016 году).Сообщается также, что на ИАЗ до настоящего
времени находятся два построенных по программе 2016 года (были
подняты в воздух еще в апреле) для ВКС России, но до сих пор,
видимо, формально не переданных заказчику истребителя Су-30СМ
с красными бортовыми номерами «50» и «51» (серийные номера 10МК5
1311 и 10МК5 1312).
Поставленный в состав 72-й авиационной базы авиации
Балтийского флота на аэродром Черняховск (Калининградская
область) первый многоцелевой истребитель Су-30СМ (бортовой номер
«70 синий», серийный номер 10МК5 1406) постройки 2016 года,
ноябрь 2016 года © Андрей Захаренко /
russianplanes.net
16 фронтовых бомбардировщиков Су-34. В течении
2016 года Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова ПАО
«Компания «Сухой» передал ВКС России очередные 16 фронтовых
бомбардировщиков Су-34 в рамках контракта от февраля 2012 года на 92
таких самолета. Все эти 16 Су-34 поступили для перевооружения
277-го бомбардировочного авиационного полка 303-й смешанной
авиационной дивизии 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО
Восточного военного округа на аэродроме Хурба (близ
Комсомольска-на-Амуре, Хабаровский край). Самолеты Су-34 с красными
бортовыми номерами с «01» по «07», с «09» по «12», «14»
и с «20» по «23») поступили в состав 277-го полка четырьмя
партиями с мая по декабрь.
С поставкой этих 16 Су-34 общее количество самолетов данного
типа, переданных ВКС по контракту 2012 года достигло 54 единиц.
Первые два Су-34 по данному контракту были переданы в Новосибирске ВВС России 24 декабря 2013 года, следующие 18
самолетов — в 2014 году, еще 18 самолетов — в 2015 году, и теперь
16 — в 2016 году.
С передачей ВКС России 16 бомбардировщиков в 2016 году, общее
количество Су-34, сданных по всем контрактам, включая семь
опытных и предсерийных образцов, достигло 98 единиц.
Остается неясным вопрос с еще двумя самолетами Су-34, по известным сведениям, завершенными постройкой в 2016 году как
«сверхплановые» (один из которых был выкачен на НАЗ еще 19
августа 2016 года в качестве сотого «официально» построенного
бомбардировщика Су-34), однако передача которых ВКС России до конца 2016 года, видимо, произведена так и не была.
Фронтовой бомбардировщик Су-34 (бортовой номер «14 красный»)
постройки 2016 года Новосибирского авиационного завода имени В.П.
Чкалова ПАО «Компания «Сухой». Октябрь 2016 года © VVN /
russianplanes.net
12 истребителей Су-35С. В 2016 году
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина
(филиал ПАО «Компания «Сухой») передал ВКС России два последних
истребителя Су-35С по контракту 2009 года на 48 машин этого типа,
и первые десять самолетов по заключенному в декабре 2015 года
Министерством обороны России с АО «Компания «Сухой» новому
пятилетнему контракту на поставку 50 дополнительных истребителей
Су-35С.
Два последних Су-35С, построенных по контракту 2009 года,
были в феврале 2016 года переданы в состав первым перевооруженного
в 2014 году истребителями Су-35С 23-го истребительного авиационного
полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии
ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Дземги
в Комсомольске-на-Амуре. Это самолеты с красными бортовыми номерами
«21» и «22» (серийные номера 03207 и 03208). Ранее по данному
контракту 2009 года ВКС России получили два истребителя Су-35С в 2012
году, восемь — в 2013 году, 24 — в 2014 году, и 12 — в 2015
году.
Десять новых Су-35С по контракту 2015 года были сданы в ноябре-декабре 2016 года как самолеты с красными бортовыми
номерами с «50» по «59». Все они вошли в состав 159-го
гвардейского истребительного авиационного полка 105-й смешанной
авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного на аэродроме
Бесовец в Карелии. Однако фактически первые четыре самолета
Су-35С с красными бортовыми номерами с «50» по «53» в ноябре прямо с завода проследовали в состав российской
авиационной группировки в Сирии, прибыв на сирийскую авиабазу
Хмеймим 21 ноября.Таким образом, общее количество Су-35С в составе ВКС России достигло 58 единиц.
Истребитель Су-35С ВКС России новой постройки 2016 года
(бортовой номер «53 красный», регистрационный номер RF-81720,
серийный номер 03412) по контракту 2015 года, Большое Савино
(Пермь),
14.11.2016. Это один из четырех истребителей Су-35С
новой постройки 2016 года,
21.11.2016 переброшенных в Сирию © Kirill M / russianplanes.net
Десять учебно-боевых самолетов Як-130. Эти
самолеты стали первыми десятью машинами, построенными Иркутским
авиационным заводом ПАО «Корпорация «Иркут» в рамках последнего
контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолетов
Як-130, заключенному Министерством обороны России в апреле 2016
года. Десять самолетов Як-130 с красными бортовыми номерами с
«40» по «49» (серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав 200-й учебной
авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей
подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного
авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.
С передачей
ВКС России десяти самолетов Як-130 в 2016 году, общее
количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству
обороны России достигло 89 единиц — из них 12 первых двух серий
были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще
77 — на Иркутском авиационном заводе. В настоящее время в составе 209-й
учебной авиационной базы КВВАУЛ в Борисоглебске
находятся 42 самолета Як-130 (в том числе восемь фактически
неэксплуатируемых машин нижегородской постройки), а в составе
200-й учебной авиационной базы КВВАУЛ в Армавире — 40 единиц.
Построенный для ВКС России по программе 2016 года Иркутским
авиационным заводом ПАО «Корпорация «Иркут» учебно-боевой самолет
Як-130 (бортовой номер «47 красный», серийный номер 1315).
Иркутск,
15.12.2016 © Алексей Коршунов / russianplanes.net
Поставки боевых и учебно-боевых самолетов нового
производства в Вооруженные Силы России в 2008-2016
годах
Относительно
поставок на экспорт, можно сказать, что в 2016
году российской авиационной промышленностью за рубеж были
поставлены 24 боевых самолета (шесть МиГ-29К в Индию, восемь
Су-30МКИ(А) в Алжир, два Су-30СМ в Казахстан, четыре Су-30МК2
во Вьетнам, четыре Су-35 в Китай) и девять учебно-боевых самолетов
Як-130 (четыре в Белоруссию, три в Мьянму, два в Бангладеш).
Что касается поставок Вооруженным Силам России в 2016
году небоевых самолетов, то таковых было поставлено
всего шесть транспортных и пассажирских новой постройки (один
Ил-76МД-90А, один Ан-140-100, три Ан-148-100Е, а также один
«свежий» переоборудованный Ил-96-400ВПУ). В отличие от поставок
боевых самолетов, в сегменте поставки новых транспортных и пассажирских самолетов наблюдается торможение и срыв сроков
практически по всем поставочным программам (Ил-76МД-90А,
Ан-148-100Е, Ан-140-100).
В начале 2016 года АО «Авиастар-СП» (Ульяновск) передало ВКС
России военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер
0108, регистрационный номер RF-78654), ставший первым серийным
самолетом, построенным по контракту с Министерством обороны
России от октября 2012 года на производство 39 Ил-76МД-90А.
Данный борт поступил в 610-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава военно-транспортной авиации имени
маршала авиации Н. С. Скрипко в Иваново. Ранее в 2014-2015 годах
Министерство обороны получило с «Авиастар-СП» три самолета
Ил-76МД-90А установочной партии (серийные номера 0103, 0104 и 0105), первые два из которых были переданы ОАО «Таганрогский
авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева»
(ТАНТК) для создания на их базе машин специального
назначения.
АО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО)
в 2016 году передало ВКС России три грузопассажирских самолета
Ан-148-100Е — самолеты с серийными номерами 43-04
(регистрационный номер RA-61728; совершил первый полет 10 марта
2016 года), 43-05 (регистрационный номер RA-61729; первый полет
11 июля) и 43-07 (регистрационный номер RA-61730, первый полет 26
сентября). Это восьмой-десятый Ан-148-100Е, построенные по контракту на поставку 15 самолетов Ан-148-100, подписанному ВАСО
(без участия ОАК) с Министерством обороны России в мае 2013 года.
В мае
2016 года самарское ОАО «Авиакор — авиационный завод»
(входит в корпорацию «Русские машины», управляющую
машиностроительными активами промышленной группы «Базовый
Элемент») передало Морской авиации ВМФ России турбовинтовой
пассажирский самолет Ан-140-100 (регистрационный номер RF-08854,
заводской номер 16А011). Он стал третьим и заключительным
самолетом Ан-140-100, построенным «Авиакором» по заключенному в апреле
2013 года контракту на постройку трех дополнительных машин
для Морской авиации ВМФ России (два предыдущих были сданы в 2013
и 2014 годах.). Одновременно данный борт стал первым и единственным
Ан-140-100, построенным на «Авиакоре» с конца 2014
года. Со сдачей этого самолета общее количество Ан-140-100,
полученных Министерством обороны России с 2009 года, достигло
девяти единиц (пять в ВКС и четыре — в Морской авиации ВМФ).
Кроме того, в июле 2016 года Министерству обороны России был
окончательно передан самолет управления Ил-96-400ВПУ
(регистрационный номер RA-96102, заводской номер 97693201002),
переделанный на ВАСО по контракту 2014 года из грузового самолета
Ил-96-400Т (построенного на ВАСО в 2007 году) в «спецборт» для
Министра обороны России. Этот самолет стал первым Ил-96 в авиационном парке МИнистерства обороны России.
Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 0108,
регистрационный номер RF-78654), ставший первым самолетом этого
типа, построенным на АО «Авиастар-СП» (Ульяновск) по контракту 2012 года с Министерством обороны России. Новосибирск,
29.08.2016 © Владислав Белов / russianplanes.net