ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
В последнее время, в сети, на профильных ресурсах, да и просто в
разговорах, слышны негативные, порой даже саркастические нотки в
отношении использования нашей авианосной группировки у берегов Сирии.
Действительно, на первый взгляд может показаться, что военное
руководство страны откопало реликтовый корабль, времен развала СССР,
который к слову имеет весьма спорную, и прямо скажем, непростую историю.
Попробуем разобраться в ситуации вокруг корабля, который прошел вместе
со страной сложнейшие испытания, но несмотря, ни на что продолжает гордо
нести военно-морской флаг России, там, где это необходимо.
И военно-политическая обстановка в мире, и объективные задачи,
которые приходилось решать флоту СССР в различных точках мира, диктовали
необходимость иметь в распоряжении корабли подобного класса. Любопытно,
что с 1945 года, всё так же всего десяток стран, а это очень немного,
обладают возможностью строить и/или эксплуатировать корабли подобного
класса. «Политика канонерок» ничуть не ушла в прошлое, и на примере
стран обладающих, по сути, мобильным аэродромом, который можно
развернуть в любой части мира, мы можем убедиться в её эффективности.
Множество конфликтов было решено при помощи авианосных ударных групп,
некоторые даже не начались. Военное руководство страны ощущало
недостаток подобных кораблей в системе флота СССР. Работы над проектами
авианосца, к слову, с подачи главы ВМФ СССР адмирала Николая Кузнецова,
велись сразу после окончания второй мировой войны. По различным
причинам, от идеологических, по вине которых к авианосцам стойко
приклеился ярлык «оружия империализма» , до банального отсутствия
технических мощностей долгое время проект авианесущего корабля
реализован быть не мог. Но к шестидесятым годам такая возможность в СССР
появилась, и окончательно созрел на это запрос у военных.
Первый из спущенных на воду кораблей модернизированного проекта
1143.5, являлся, по сути, дальнейшим развитием, больших противолодочных
кораблей-вертолетоносцев, того же проекта, с индексом 1143.
Конструкторы решили облегчить ракетно-артиллерийское вооружение
проекта, в пользу увеличения количества базируемых самолетов
традиционной схемы, которые не могли подниматься с кораблей предыдущих
серий проекта, из-за отсутствия пригодной полетной палубы: для сравнения
на фото представлены ТАВКР «Новороссийск» и ТАВКР «Адмирал Флота
Советского Союза Кузнецов» (внизу).
К сожалению, период расцвета проекта 1143 пришелся на
неблагоприятную для этого эпоху распада СССР. С этим временем как раз и
связаны неприятные истории о визите на Мальту, сопровождавшемся поломкой
и потерей кораблем хода в шторм, о котлотурбинной установке корабля и
прочих имевшихся на нем проблемах.
Будет интересным узнать, что ТАВКР «Адмирал Флота Советского
Союза Кузнецов», согласно конвенции Монтрё, вообще единственный в мире
авианосец (авианесущий крейсер, за счёт мощного собственного ракетного и
оборонительного вооружения попадает под классификацию «линкоры»)
способный действовать в Чёрном море, проход обычных авианосцев через
Дарданеллы и Босфор, запрещен. Находясь в ноябре 1991 года на рейде
Севастополя, командир корабля и экипаж, не выполнили условия изложенные в
телеграмме первого президента независимой Украины Л. Кравчука, о том
что корабль переходит в собственность Украины. Командир корабля капитан
первого ранга В. Ярыгин принял решение о выводе корабля на Северный
флот, а полк корабельной авиации, не приняв в большинстве украинскую
присягу, перебазировался в Россию. Так, уже на заре службы корабль
проходил через морские проливы Чёрного моря, а его экипаж с честью
выдерживал, непростые испытания. В дальнейшем на долю корабля выпало еще
немало приключений, но он в неблагоприятные в целом для страны времена,
продолжал выполнять выходы в море, поддерживал свою боеспособность.
Пожалуй, самый важный вклад, который внес «Адмирал Кузнецов»,
это вклад в копилку опыта, который не был потерян, и поддерживался на
протяжении всего существования Российской Федерации. Это огромный
инженерно-технический и опытный задел, который реализовывался кораблем,
для испытаний новых образцов корабельной авиации, и поддержания ТАВКР, в
боеспособном состоянии. А также незаменимый опыт пилотов и экипажа
корабля.
Авианосцы это тонны стали, миллиарды долларов, новейшие
технологии, лучшие в мире пилоты и экипажи. Но у этих колоссов, весьма
большие запросы, вероятно, даже не специалист понимает, что снабжать,
ремонтировать, обслуживать такую махину, очень тяжело и дорого. Не стал
исключением и наш «Адмирал Кузнецов». С трудом переживая годы застоя,
проводя постоянные ремонты и чистки котлов (корабль не использует
атомную энергию), он продолжал выходы. Были протестированы и содержались
в порядке корабельные системы, шла доводка и подготовка к постановке на
вооружения истребителей МиГ-29К и Миг-29КУБ, другие важнейшие
тактические и технические мероприятия. С приходом «нулевых»
финансирование было возобновлено в полном объеме, а где то даже и
повышено, корабль возобновил активные походы, провёл несколько выходов в
международные воды. Комплекс НИТКА в Крыму (Специализированный аэродром
для подготовки пилотов морской авиации) продолжил подготовку
высококвалифицированных пилотов.
Поход к берегам Сирии
Решение об отправке и использовании российской авианосной ударной
группировки (далее АУГ) к берегам Сирии было принято на фоне патовой
ситуации вокруг города Алеппо, где уже несколько месяцев идут тяжелые
бои, в которых Сирийская армия пытается выдворить из окруженного ею
города отряды исламистов и «умеренной» оппозиции. Напомним, что
сирийские воды давно и хорошо знакомы нашим морякам, в советское время
открытый пункт материально-технического обеспечения ВМФ (1971 г.),
принимал множество советских кораблей на пути их следования к местам
несения службы и эксплуатируется до сих пор. А сам ТАВКР «Адмирал
Кузнецов» уже нес боевую службу у берегов Сирии в ходе похода 2011 года.
Интересно отметить как изменилась риторика иностранных СМИ с 2011 года.
Подобной бури эмоциональных заявлений и кадров прохода нашей АУГ в 2011
году не было и в помине.
ТАВКР «Адмирал Кузнецов» во главе АУГ выдвинулся к берегам
Сирии в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр
Великий», двух больших противолодочных кораблей проекта 1155
«Североморск» и «Вице адмирал Кулаков», а также кораблей поддержки.
Естественно, в составе АУГ имеется атомная подводная лодка.
Спешное развертывание морских и воздушных сил НАТО для
сопровождения российской группировки говорит в меньшей степени об
озабоченности, а скорее о желании разведать состав сил и средств нашей
АУГ. Так, в пятницу 18 ноября, по данным западных сайтов, отслеживающих
полеты военной авиации, патрульный противолодочный самолет ВМС США Р-8А
Poseidon в течение двух часов облетал по кругу район дислокации
российской авианосной ударной группы. Аналогичный подлет состоялся и
днем ранее.
Преимущественно разведки стран НАТО заинтересованы в получении
информации о новой авиатехнике, которая находится на борту «Адмирала
Кузнецова». Потенциал нашей АУГ, оснащенной новыми образцами
авиатехники, действительно велик. Обновлённые тяжелые морские
истребители Су-33 получили возможность наносить сверхточные удары по
наземным целям, введённые в эксплуатацию морские истребители МиГ-29
К/КУБ, также обладают всем спектром возможностей по поражению наземных
целей в любое время суток. Развернуты новейшие вертолеты Камова, Ка-52
«Катран», адаптированные для морского базирования, дальность поражения
которых с подвесными контейнерами ДРЛО составляет от 300 до 500 км, что
актуально и для ударных истребителей авиагруппы.
Только ленивый не шутил по поводу «излишнего» количества дыма,
шедшего из трубы тяжелого авианесущего крейсера, в момент его прохода у
британских берегов и запечатленного в большом количестве фото и
видеоматериалов.
Мы, в свою очередь тоже можем посмотреть как наравне с нашим
кораблём, дымит, к примеру, не так давно спущенный на воду перспективный
корабль LCS Freedom ВМС США в бухте города Сан Диего. К тому же многие
специалисты высказались о причинах повышенного дымообразования, в связи с
прогоранием остатка несгоревшего топлива в дымоходе. Что не является
большой проблемой.
Операция в Сирии с участием российских сил ВМФ и ее значение
В походе уже у берегов Сирии к АУГ присоединился фрегат «Адмирал
Григорович», вооруженный нашумевшими ракетами «Калибр». Таким образом, в
Средиземном море у нас впервые действует полноценная универсальная
группировка кораблей, которая во взаимодействии с воздушными, наземными,
и космическими силами, способна провести любую операцию в
средиземноморском бассейне. От нанесения высокоточных ракетно-бомбовых
ударов по любой наземной цели, до проведения миротворческих, десантных,
морских операций любого типа.
С 15 ноября 2016 года, Российская АУГ начала активные боевые
действия, поддерживая наземные силы. Начало ударов было омрачено потерей
одного истребителя Миг-29К или КУБ, в ходе тренировочных вылетов. Пилот
остался невредим, а это самое главное, потери же самолетов, явление
свойственное для всех «активно летающих» стран.
Информационное агенство Russia Today уже распространило видео успешных результатов действий
ударных истребителей Су 33 и фотоизображения применения крылатых ракет «Калибр» по целям в
провинциях Идлиб и Хомс. Распространены многочисленные фото и видеоматериалы, рассказывающие
о работе нашей АУГ, непосредственно с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Конечно, подводить итог
операции еще очень рано, но уже с самого начала видна хорошая слаженность, системность ударов,
а также отличная работа разведывательных структур.
Большие десантные корабли проекта 775 «Королёв», «Георгий
Победоносец» и «Цезарь Куников», Северного, Балтийского и Черноморского
флотов соответственно, уже находятся в акватории Средиземного моря и
направляются с грузами к сирийским портам. На суше развернуты мобильные
береговые ракетные комплексы «Бастион», которые наносят удары по тем же
целям, что и моряки. К имевшимся ранее установкам противовоздушной
обороны С 400 «Триумф», развернуты еще 7 установок ПВО/ПРО С 300,
прикрывающих фактически морское направление и обеспечивающих вкупе с
тяжелым крейсером «Пётр Великий» надежный «зонтик», противовоздушной
обороны на дистанциях до 400 км. Ближняя ПВО обеспечивается новейшими
установками «Панцирь». Имеются значительные по своей мощности средства
радиоэлектронной борьбы, в том числе комплексы «Красуха-4».
По неподтвержденным данным, командование ВС РФ, готовит
переброску в Сирию истребителей перехватчиков МиГ-31, которые смогут
завершить строительство непроходимой для любого противника ПВО/ПРО в
небе над Сирийской республикой, а также вести разведывательную работу в
интересах ударной авиации, и конечно же поиска целей для крылатых ракет
«Оникс» и «Калибр»
Образцы вооружения для «Мистралей» с успехом
применяет сам «Адмирал Кузнецов», готовится встать на боевое дежурство
десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», который частично сможет
исполнять функции не полученных российским ВМФ французских УДК.
Огромнейший опыт пилотов и экипажей кораблей ляжет в основу подготовки
следующих поколений пилотов, которые смогут обучаться как в
специализированных комплексах, таких как НИТКА, или строящемся сейчас
его аналоге в Ейске на базе Высшего военного авиационного института, так
и с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Новейшие тактические принципы,
сочетания разнообразных родов войск, положат основу, новейшей методике
применения АУГ, в современных локальных конфликтах, станут основой для
новых требований к постройке будущих авианесущих кораблей для
отечественного флота. Авиатехника на основе опыта полученного в этом
походе, также претерпит качественный рост, будут устранены существующие
недостатки, и выдвинуты дальнейшие требования по развитию палубной
авиации в РФ, в том числе на базе машин пятого поколения.
Учитывая недавние намерения поставить ТАВКР «Адмирал Кузнецов»
на капитальный ремонт и модернизацию после этого боевого выхода, можно
сделать предположение об оптимизации полученного опыта, и качественного
роста российских авианосных сил в ближайшем будущем.