ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > «Адмирал Кузнецов» и другие: средиземноморский поход
«Адмирал Кузнецов» и другие: средиземноморский поход20-11-2016, 07:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Адмирал Кузнецов» и другие: средиземноморский поход
Никита Буранов
«Expert Online»
2016
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»В последнее время, в сети, на профильных ресурсах, да и просто в разговорах, слышны негативные, порой даже саркастические нотки в отношении использования нашей авианосной группировки у берегов Сирии. Действительно, на первый взгляд может показаться, что военное руководство страны откопало реликтовый корабль, времен развала СССР, который к слову имеет весьма спорную, и прямо скажем, непростую историю. Попробуем разобраться в ситуации вокруг корабля, который прошел вместе со страной сложнейшие испытания, но несмотря, ни на что продолжает гордо нести военно-морской флаг России, там, где это необходимо. И военно-политическая обстановка в мире, и объективные задачи, которые приходилось решать флоту СССР в различных точках мира, диктовали необходимость иметь в распоряжении корабли подобного класса. Любопытно, что с 1945 года, всё так же всего десяток стран, а это очень немного, обладают возможностью строить и/или эксплуатировать корабли подобного класса. «Политика канонерок» ничуть не ушла в прошлое, и на примере стран обладающих, по сути, мобильным аэродромом, который можно развернуть в любой части мира, мы можем убедиться в её эффективности. Множество конфликтов было решено при помощи авианосных ударных групп, некоторые даже не начались. Военное руководство страны ощущало недостаток подобных кораблей в системе флота СССР. Работы над проектами авианосца, к слову, с подачи главы ВМФ СССР адмирала Николая Кузнецова, велись сразу после окончания второй мировой войны. По различным причинам, от идеологических, по вине которых к авианосцам стойко приклеился ярлык «оружия империализма» , до банального отсутствия технических мощностей долгое время проект авианесущего корабля реализован быть не мог. Но к шестидесятым годам такая возможность в СССР появилась, и окончательно созрел на это запрос у военных. Первый из спущенных на воду кораблей модернизированного проекта 1143.5, являлся, по сути, дальнейшим развитием, больших противолодочных кораблей-вертолетоносцев, того же проекта, с индексом 1143.
Конструкторы решили облегчить ракетно-артиллерийское вооружение проекта, в пользу увеличения количества базируемых самолетов традиционной схемы, которые не могли подниматься с кораблей предыдущих серий проекта, из-за отсутствия пригодной полетной палубы: для сравнения на фото представлены ТАВКР «Новороссийск» и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (внизу). К сожалению, период расцвета проекта 1143 пришелся на неблагоприятную для этого эпоху распада СССР. С этим временем как раз и связаны неприятные истории о визите на Мальту, сопровождавшемся поломкой и потерей кораблем хода в шторм, о котлотурбинной установке корабля и прочих имевшихся на нем проблемах. Будет интересным узнать, что ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», согласно конвенции Монтрё, вообще единственный в мире авианосец (авианесущий крейсер, за счёт мощного собственного ракетного и оборонительного вооружения попадает под классификацию «линкоры») способный действовать в Чёрном море, проход обычных авианосцев через Дарданеллы и Босфор, запрещен. Находясь в ноябре 1991 года на рейде Севастополя, командир корабля и экипаж, не выполнили условия изложенные в телеграмме первого президента независимой Украины Л. Кравчука, о том что корабль переходит в собственность Украины. Командир корабля капитан первого ранга В. Ярыгин принял решение о выводе корабля на Северный флот, а полк корабельной авиации, не приняв в большинстве украинскую присягу, перебазировался в Россию. Так, уже на заре службы корабль проходил через морские проливы Чёрного моря, а его экипаж с честью выдерживал, непростые испытания. В дальнейшем на долю корабля выпало еще немало приключений, но он в неблагоприятные в целом для страны времена, продолжал выполнять выходы в море, поддерживал свою боеспособность. Пожалуй, самый важный вклад, который внес «Адмирал Кузнецов», это вклад в копилку опыта, который не был потерян, и поддерживался на протяжении всего существования Российской Федерации. Это огромный инженерно-технический и опытный задел, который реализовывался кораблем, для испытаний новых образцов корабельной авиации, и поддержания ТАВКР, в боеспособном состоянии. А также незаменимый опыт пилотов и экипажа корабля. Авианосцы это тонны стали, миллиарды долларов, новейшие технологии, лучшие в мире пилоты и экипажи. Но у этих колоссов, весьма большие запросы, вероятно, даже не специалист понимает, что снабжать, ремонтировать, обслуживать такую махину, очень тяжело и дорого. Не стал исключением и наш «Адмирал Кузнецов». С трудом переживая годы застоя, проводя постоянные ремонты и чистки котлов (корабль не использует атомную энергию), он продолжал выходы. Были протестированы и содержались в порядке корабельные системы, шла доводка и подготовка к постановке на вооружения истребителей МиГ-29К и Миг-29КУБ, другие важнейшие тактические и технические мероприятия. С приходом «нулевых» финансирование было возобновлено в полном объеме, а где то даже и повышено, корабль возобновил активные походы, провёл несколько выходов в международные воды. Комплекс НИТКА в Крыму (Специализированный аэродром для подготовки пилотов морской авиации) продолжил подготовку высококвалифицированных пилотов.
Поход к берегам СирииРешение об отправке и использовании российской авианосной ударной группировки (далее АУГ) к берегам Сирии было принято на фоне патовой ситуации вокруг города Алеппо, где уже несколько месяцев идут тяжелые бои, в которых Сирийская армия пытается выдворить из окруженного ею города отряды исламистов и «умеренной» оппозиции. Напомним, что сирийские воды давно и хорошо знакомы нашим морякам, в советское время открытый пункт материально-технического обеспечения ВМФ (1971 г.), принимал множество советских кораблей на пути их следования к местам несения службы и эксплуатируется до сих пор. А сам ТАВКР «Адмирал Кузнецов» уже нес боевую службу у берегов Сирии в ходе похода 2011 года. Интересно отметить как изменилась риторика иностранных СМИ с 2011 года. Подобной бури эмоциональных заявлений и кадров прохода нашей АУГ в 2011 году не было и в помине. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» во главе АУГ выдвинулся к берегам Сирии в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», двух больших противолодочных кораблей проекта 1155 «Североморск» и «Вице адмирал Кулаков», а также кораблей поддержки. Естественно, в составе АУГ имеется атомная подводная лодка. Спешное развертывание морских и воздушных сил НАТО для сопровождения российской группировки говорит в меньшей степени об озабоченности, а скорее о желании разведать состав сил и средств нашей АУГ. Так, в пятницу 18 ноября, по данным западных сайтов, отслеживающих полеты военной авиации, патрульный противолодочный самолет ВМС США Р-8А Poseidon в течение двух часов облетал по кругу район дислокации российской авианосной ударной группы. Аналогичный подлет состоялся и днем ранее. Преимущественно разведки стран НАТО заинтересованы в получении информации о новой авиатехнике, которая находится на борту «Адмирала Кузнецова». Потенциал нашей АУГ, оснащенной новыми образцами авиатехники, действительно велик. Обновлённые тяжелые морские истребители Су-33 получили возможность наносить сверхточные удары по наземным целям, введённые в эксплуатацию морские истребители МиГ-29 К/КУБ, также обладают всем спектром возможностей по поражению наземных целей в любое время суток. Развернуты новейшие вертолеты Камова, Ка-52 «Катран», адаптированные для морского базирования, дальность поражения которых с подвесными контейнерами ДРЛО составляет от 300 до 500 км, что актуально и для ударных истребителей авиагруппы. Только ленивый не шутил по поводу «излишнего» количества дыма, шедшего из трубы тяжелого авианесущего крейсера, в момент его прохода у британских берегов и запечатленного в большом количестве фото и видеоматериалов. Мы, в свою очередь тоже можем посмотреть как наравне с нашим кораблём, дымит, к примеру, не так давно спущенный на воду перспективный корабль LCS Freedom ВМС США в бухте города Сан Диего. К тому же многие специалисты высказались о причинах повышенного дымообразования, в связи с прогоранием остатка несгоревшего топлива в дымоходе. Что не является большой проблемой. Операция в Сирии с участием российских сил ВМФ и ее значениеВ походе уже у берегов Сирии к АУГ присоединился фрегат «Адмирал Григорович», вооруженный нашумевшими ракетами «Калибр». Таким образом, в Средиземном море у нас впервые действует полноценная универсальная группировка кораблей, которая во взаимодействии с воздушными, наземными, и космическими силами, способна провести любую операцию в средиземноморском бассейне. От нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов по любой наземной цели, до проведения миротворческих, десантных, морских операций любого типа. С 15 ноября 2016 года, Российская АУГ начала активные боевые действия, поддерживая наземные силы. Начало ударов было омрачено потерей одного истребителя Миг-29К или КУБ, в ходе тренировочных вылетов. Пилот остался невредим, а это самое главное, потери же самолетов, явление свойственное для всех «активно летающих» стран. Информационное агенство Russia Today уже распространило видео успешных результатов действий Большие десантные корабли проекта 775 «Королёв», «Георгий Победоносец» и «Цезарь Куников», Северного, Балтийского и Черноморского флотов соответственно, уже находятся в акватории Средиземного моря и направляются с грузами к сирийским портам. На суше развернуты мобильные береговые ракетные комплексы «Бастион», которые наносят удары по тем же целям, что и моряки. К имевшимся ранее установкам противовоздушной обороны С 400 «Триумф», развернуты еще 7 установок ПВО/ПРО С 300, прикрывающих фактически морское направление и обеспечивающих вкупе с тяжелым крейсером «Пётр Великий» надежный «зонтик», противовоздушной обороны на дистанциях до 400 км. Ближняя ПВО обеспечивается новейшими установками «Панцирь». Имеются значительные по своей мощности средства радиоэлектронной борьбы, в том числе комплексы «Красуха-4». По неподтвержденным данным, командование ВС РФ, готовит переброску в Сирию истребителей перехватчиков МиГ-31, которые смогут завершить строительство непроходимой для любого противника ПВО/ПРО в небе над Сирийской республикой, а также вести разведывательную работу в интересах ударной авиации, и конечно же поиска целей для крылатых ракет «Оникс» и «Калибр» Образцы вооружения для «Мистралей» с успехом применяет сам «Адмирал Кузнецов», готовится встать на боевое дежурство десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», который частично сможет исполнять функции не полученных российским ВМФ французских УДК. Огромнейший опыт пилотов и экипажей кораблей ляжет в основу подготовки следующих поколений пилотов, которые смогут обучаться как в специализированных комплексах, таких как НИТКА, или строящемся сейчас его аналоге в Ейске на базе Высшего военного авиационного института, так и с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Новейшие тактические принципы, сочетания разнообразных родов войск, положат основу, новейшей методике применения АУГ, в современных локальных конфликтах, станут основой для новых требований к постройке будущих авианесущих кораблей для отечественного флота. Авиатехника на основе опыта полученного в этом походе, также претерпит качественный рост, будут устранены существующие недостатки, и выдвинуты дальнейшие требования по развитию палубной авиации в РФ, в том числе на базе машин пятого поколения. Учитывая недавние намерения поставить ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на капитальный ремонт и модернизацию после этого боевого выхода, можно сделать предположение об оптимизации полученного опыта, и качественного роста российских авианосных сил в ближайшем будущем. Вернуться назад |