Российские военные готовят возвращение на Кубу и во Вьетнам
Фото: Politrussia.com
Министерство обороны России занимается вопросом возможного
возвращения на Кубу и во Вьетнам, где ранее уже находились наши базы. Выступая в Государственной Думе и комментируя возможность возвращения России во Вьетнам и на Кубу, заместитель министра обороны РФ Николай Панков сказал всего лишь: "Мы этой работой занимаемся".
И хотя к этому, по большому счёту, давно всё шло, слова статс-секретаря вызвали серьёзный резонанс. Эксперты вовсю обсуждают различные варианты военного сотрудничества
Москвы со старыми союзниками, а на заявление российского замминистра успели
отреагировать даже в Вашингтоне. Порою источником сенсации могут стать всего несколько слов.
Так случилось и в этот раз.
Панков, более двадцати лет жизни отдавшийКГБ и ФСБ, а также более пятнадцати Министерству обороны,
цену словам знает. Его незначительного намёка оказалось достаточно,
чтобы подготовить к серьёзным
новостям внутрироссийскую аудиторию, а иностранных "партнеров"
ненавязчиво предупредить об усилении российских позиций в мире. Ведь Камрань во Вьетнаме и РЭЦ в кубинском Лурдесе были в свое время
ключевыми зарубежными базами СССР.
Зарубежные базы советской армии: функции, польза и причины закрытия
Советская база в Камрани была создана в 1979 году, сразу
после завершения китайско-вьетнамской войны. Для вьетнамцев она стала одним из
факторов гарантирования безопасности на фоне не слишком радужных отношений сПекином. Сначала в Камрани появился пункт материально-технического обеспечения
(ПМТО) флота, а в дальнейшем - самая большая советская военная база за
пределами СССР площадью более 100 квадратных километров.
На ней базировался смешанные полк авиации Тихоокеанского
флота и могло одновременно находиться 8-10 надводных кораблей, до 8 подводных
лодок, суда обеспечения. Помимо стоянки корабли в Камрани обеспечивались
электроэнергией, водой, горюче-смазочными материалами, продовольствием.
Решение эвакуировать базу было принято Россией в 2001 году.
В 2002-м этот процесс был завершён. Однако уже в 2010 году российские власти
констатировали желание восстановить в Камрани ПМТО, в 2013 году между Россией и
Вьетнамом было подписано соглашение о создании там совместной базы для ремонта и
обслуживания подводных лодок. С 2014-го российским судам было разрешено
пользоваться портом Камрани в упрощённом порядке и использовать местный
аэродром для обслуживания Ил-78, обеспечивающих дозаправку в воздухе стратегических
бомбардировщиков Ту-95МС. В мае текущего года посол Вьетнама в России Нгуен
Тхань Шон сделал заявление относительно того, что его страна не против
полноценного возвращения ВС РФ на военную базу в Камрань.
Лурдес - это, собственно, южный пригород Гаваны. Здесь с
1967 года располагался главный советский центр радиоэлектронной разведки,
перехватывавший данные с американских спутников связи, телекоммуникационных
кабелей и НАСА.
По мнению американской стороны, на Кубе советские разведчики
умудрялись прослушивать телефоны в США. Причём перехваченная информация
использовалась как для укрепления обороноспособности СССР, так и для
обеспечения национальной безопасности Кубы.
В 1990-е годы советские спецслужбы продолжили работу на
Острове Свободы, но её целесообразность была поставлена под сомнение, и в 2001
году Москвой было принято решение о выводе базы, реализованное на практике в
августе 2002-го. Начиная с 2004 года начались разговоры о целесообразности
восстановления центра, в 2014-ом ряд СМИ сообщил о неких договоренностях по
этому поводу между РФ и Кубой, но ни о каких конкретных шагах на данном поприще
общественность так ничего и не узнала.
Чем же
руководствовалась Россия, закрывая базы, и руководствуется сегодня, готовясь их
восстановить?
Содержание
зарубежных баз - не дешёвое удовольствие. В конце 90-х только
обслуживание РЭЦ в Лурдес обходилось в 200 миллионов долларов в год.
Плюс около 100 миллионов уходило на содержание на Кубе наших
военнослужащих.
В
контексте сложнейшей ситуации, сложившейся в
экономике России после кризиса 1998-1999 годов, такие затраты были
весьма
болезненны. Кроме того, в 2001 году Вашингтон демонстрировал, наверное,
самое убедительное лет эдак за сто дружелюбие в отношении
России и желание сотрудничать с нами. Сочетание этих двух факторов и
привело к
ликвидации двух важнейших российских военных баз.
Но вскоре ситуация кардинально изменилась. Экономика Россиис начала 2000-х стала динамично развиваться, а американцы продемонстрировали
своё истинное лицо, сначала отказавшись ограничивать свою ПРО, а затем инициировав деструктивные политические процессы как в России, так и в соседних
странах. Стало ясно, что дружелюбие Вашингтона было лишь маской,
призванной скрыть обман и чудовищные планы.
На
сегодняшний день американская агрессия разворачивается не по дням, а по
часам, и вопрос безопасности для нас стоит чрезвычайно остро.
Власти США, кстати, в контексте обсуждения перспективы
восстановления российских баз, заметно занервничали. Они признали
выдвижение военной инфраструктуру за границы РФ сугубо двухсторонним делом, но
при этом обвинили Россию в том, что она якобы "не была способна придерживаться тех целей, которые (...) провозгласила,
будь то Сирия, Украина или где угодно ещё по всему миру".
Почему Россия возвращается: значение баз в новых международных условиях
Эксперты оценивают конкретные мотивы России и возможные масштабы
военного присутствия на Кубе и во Вьетнаме по-разному.
Независимый военный эксперт, полковник Генерального штаба РФ
в отставке Игорь
Выборненко:
Возвращение
на Кубу и во Вьетнам — это абсолютная необходимость. Камрань уже
задействована: помимо обслуживания кораблей и самолётов там идёт
строительство причальных стенок. Эта база очень важна с точки зрения
обозначения военного присутствия России в Мировом океане. Что касается
центра в Лурдесе, то он вообще нужен нам как воздух. Решение его
свернуть было большой ошибкой. Возможности этого совершенно уникального
центра позволяли перехватывать переговоры американских военных в
различных точках земного шара, собирать данные с американских спутников
связи, наземных кабелей. Он давал большой объём информации о том, что
делается в системах управления Вооружённых сил США. И сейчас, когда наши
отношения с Соединёнными Штатами заметно ухудшились, мы должны
присутствовать на Кубе. И это вполне осуществимо: наша страна имеет и
технические, и финансовые возможности для того, чтобы восстановить
системы, которые работали в Лурдесе. Наличие подобных центров —
нормальная международная практика. Те же американцы размещают свои
центры радиоэлектронного перехвата и прослушивания телефонных разговоров
по всему миру, в том числе в Прибалтике, откуда они осуществляют
контроль за нашими сетями.
Игорь Выборненко
Директор "Центра политической конъюнктуры" Иван
Коновалов:
Решение
об открытии этих военных баз должно быть, конечно, политическим. Вместе
с тем этот вопрос должны финансово просчитать Минобороны и Минфин.
Содержание таких баз — это большие деньги. Пока подобная калькуляция не
будет сделана, открытие новых зарубежных военных объектов, конечно,
весьма возможно, но вероятность этого я прогнозировать не могу. Так что
нужно просчитать их содержание. Они необходимы для поддержания военного
присутствия РФ на международной арене. У нас сейчас есть фактически две
базы в Сирии. Возвращение базы Камрань и соответствующей инфраструктуры
на Кубе было бы серьезным дополнением для создания опорных точек
военно-политического присутствия в мире, а также для поддержания своих
интересов.
Иван Коновалов
Глава совета ПИР-Центра, бывший заместитель начальника
Главного управления международного военного сотрудничества МО
РФ генерал-лейтенант Евгений
Бужинский:
У
меня никогда не было сомнений в необходимости РЭЦ, поскольку он
занимался не только радиоперехватом, а целым комплексом мероприятий.
Экономить 200 млн. долларов, которые мы ежегодно платили за аренду, —
было все-таки не самой хорошей идеей. Что касается вьетнамской Камрани,
то, насколько я знаю, переговоры также находятся в продвинутой стадии,
но речь идет даже не о пункте базирования, а об объекте возможного
обслуживания кораблей, докования, пополнения запасов. Естественно, если
мы хотим присутствовать в Индийском океане, возвратиться в Мировой
океан, из которого ушли, то нам нужно иметь какие-то возможности для
такого возвращения, чтобы корабли не просто болтались в море без
какой-либо поддержки. В таком формате эти объекты, конечно, не надо
прикрывать никаким средствами ПВО и т. д., поскольку, во-первых, их
никто не будет обстреливать, во-вторых, развертывание дополнительных
средств стоит немалых денег. Поэтому, если что-то и делается, то в
условиях сжатого бюджета и экономии.
Евгений Бужинский
Вопрос с Кубой довольно однозначен. И на Москву, и на
Гавану оказывает давление одно и то же государство - Соединенные Штаты. И
свежая
информация о планах США нужна как нам, так и самому Острову Свободы.
Возобновление американо-кубинского сотрудничества не должно никого
обманывать: в военном отношении Гавана всегда должна быть начеку.
Со Вьетнамом всё значительно сложнее. С учётом возвращения
российского флота в мировой океан пункты материально-технического
обеспечения нужны нашим кораблям как воздух. Что же
касается полноценных баз ВМФ, то это весьма привлекательно, однако
российский флот из-за "реформ 90-х" всё ещё находится в состоянии
упадка, и острая
необходимость держать где-то заграницей пару десятков кораблей
отсутствует. К тому же главной угрозой своей безопасности Вьетнам
считает всё же не
США, а Китай, и российская база, как это было более 30 лет назад, может
рассматриваться официальным Ханоем как некая гарантия безопасности от Пекина. Но как отреагируют на это сами китайцы - не совсем понятно.
Politrussia.com
Да,
база контролирующая переход из Тихого в Индийский океан России
определенно не помешает, но это вопрос более далекой перспективы, когда
появится больше боевых кораблей и хоть немного спадёт накал страстей в
китайско-вьетнамских отношениях. А вот хорошо оборудованный ПМТО во
Вьетнаме определённо пригодится уже в ближайшее время.
США сегодня в том или ином виде обеспечивают свое постоянное
военное присутствие в десятках государств, выстраивая систему неоколониализма и
лоббируя интересы транснациональных корпораций и лояльных к Вашингтону
политиков. А также вплотную приближаясь к российским границам.
(См. статью Politrussia - США нарываются на прямое столкновение с ВКС РФ)
В этой ситуации традиционных баз на территории СНГстановится недостаточно для элементарного обеспечения национальной безопасности
России.
Базы
в Сирии, получившие накануне бессрочный статус, и возвращение на Кубу и
во Вьетнам должны стать костяком новой системы обороны, но только ими
ограничиваться не стоит.
России стоит активнее работать
в этом направлении с африканскими и латиноамериканскими странами, расширять
присутствие в СНГ и искать варианты размещения баз на Балканах.
Понятно, что это будет сопряжено с определенными расходами, но, как показывает
опыт Сирии, не с такими большими, как об этом любят рассказывать некоторые
либеральные блогеры. Да и вообще, национальная безопасность - это такая сфера,
экономить в которой, по меньшей мере, опрометчиво.
Старые добрые советские базы для нас - это не только
история, о которой нужно помнить, но и будущее, в которое стоит стремиться. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|