ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Российские военные готовят возвращение на Кубу и во Вьетнам
Российские военные готовят возвращение на Кубу и во Вьетнам9-10-2016, 07:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Российские военные готовят возвращение на Кубу и во ВьетнамМинистерство обороны России занимается вопросом возможного возвращения на Кубу и во Вьетнам, где ранее уже находились наши базы. Выступая в Государственной Думе и комментируя возможность возвращения России во Вьетнам и на Кубу, заместитель министра обороны РФ Николай Панков сказал всего лишь: "Мы этой работой занимаемся". И хотя к этому, по большому счёту, давно всё шло, слова статс-секретаря вызвали серьёзный резонанс. Эксперты вовсю обсуждают различные варианты военного сотрудничества Москвы со старыми союзниками, а на заявление российского замминистра успели отреагировать даже в Вашингтоне. Порою источником сенсации могут стать всего несколько слов. Так случилось и в этот раз. Панков, более двадцати лет жизни отдавшийКГБ и ФСБ, а также более пятнадцати Министерству обороны, цену словам знает. Его незначительного намёка оказалось достаточно, чтобы подготовить к серьёзным новостям внутрироссийскую аудиторию, а иностранных "партнеров" ненавязчиво предупредить об усилении российских позиций в мире. Ведь Камрань во Вьетнаме и РЭЦ в кубинском Лурдесе были в свое время ключевыми зарубежными базами СССР. Зарубежные базы советской армии: функции, польза и причины закрытия Советская база в Камрани была создана в 1979 году, сразу после завершения китайско-вьетнамской войны. Для вьетнамцев она стала одним из факторов гарантирования безопасности на фоне не слишком радужных отношений сПекином. Сначала в Камрани появился пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) флота, а в дальнейшем - самая большая советская военная база за пределами СССР площадью более 100 квадратных километров. На ней базировался смешанные полк авиации Тихоокеанского флота и могло одновременно находиться 8-10 надводных кораблей, до 8 подводных лодок, суда обеспечения. Помимо стоянки корабли в Камрани обеспечивались электроэнергией, водой, горюче-смазочными материалами, продовольствием. Решение эвакуировать базу было принято Россией в 2001 году. В 2002-м этот процесс был завершён. Однако уже в 2010 году российские власти констатировали желание восстановить в Камрани ПМТО, в 2013 году между Россией и Вьетнамом было подписано соглашение о создании там совместной базы для ремонта и обслуживания подводных лодок. С 2014-го российским судам было разрешено пользоваться портом Камрани в упрощённом порядке и использовать местный аэродром для обслуживания Ил-78, обеспечивающих дозаправку в воздухе стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. В мае текущего года посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон сделал заявление относительно того, что его страна не против полноценного возвращения ВС РФ на военную базу в Камрань. Лурдес - это, собственно, южный пригород Гаваны. Здесь с 1967 года располагался главный советский центр радиоэлектронной разведки, перехватывавший данные с американских спутников связи, телекоммуникационных кабелей и НАСА. По мнению американской стороны, на Кубе советские разведчики умудрялись прослушивать телефоны в США. Причём перехваченная информация использовалась как для укрепления обороноспособности СССР, так и для обеспечения национальной безопасности Кубы. В 1990-е годы советские спецслужбы продолжили работу на Острове Свободы, но её целесообразность была поставлена под сомнение, и в 2001 году Москвой было принято решение о выводе базы, реализованное на практике в августе 2002-го. Начиная с 2004 года начались разговоры о целесообразности восстановления центра, в 2014-ом ряд СМИ сообщил о неких договоренностях по этому поводу между РФ и Кубой, но ни о каких конкретных шагах на данном поприще общественность так ничего и не узнала. Чем же руководствовалась Россия, закрывая базы, и руководствуется сегодня, готовясь их восстановить? Содержание
зарубежных баз - не дешёвое удовольствие. В конце 90-х только
обслуживание РЭЦ в Лурдес обходилось в 200 миллионов долларов в год.
Плюс около 100 миллионов уходило на содержание на Кубе наших
военнослужащих.
В контексте сложнейшей ситуации, сложившейся в экономике России после кризиса 1998-1999 годов, такие затраты были весьма болезненны. Кроме того, в 2001 году Вашингтон демонстрировал, наверное, самое убедительное лет эдак за сто дружелюбие в отношении России и желание сотрудничать с нами. Сочетание этих двух факторов и привело к ликвидации двух важнейших российских военных баз. Но вскоре ситуация кардинально изменилась. Экономика Россиис начала 2000-х стала динамично развиваться, а американцы продемонстрировали своё истинное лицо, сначала отказавшись ограничивать свою ПРО, а затем инициировав деструктивные политические процессы как в России, так и в соседних странах. Стало ясно, что дружелюбие Вашингтона было лишь маской, призванной скрыть обман и чудовищные планы. На
сегодняшний день американская агрессия разворачивается не по дням, а по
часам, и вопрос безопасности для нас стоит чрезвычайно остро.
Власти США, кстати, в контексте обсуждения перспективы восстановления российских баз, заметно занервничали. Они признали выдвижение военной инфраструктуру за границы РФ сугубо двухсторонним делом, но при этом обвинили Россию в том, что она якобы "не была способна придерживаться тех целей, которые (...) провозгласила, будь то Сирия, Украина или где угодно ещё по всему миру". Почему Россия возвращается: значение баз в новых международных условиях Эксперты оценивают конкретные мотивы России и возможные масштабы военного присутствия на Кубе и во Вьетнаме по-разному. Независимый военный эксперт, полковник Генерального штаба РФ в отставке Игорь Выборненко: Возвращение
на Кубу и во Вьетнам — это абсолютная необходимость. Камрань уже
задействована: помимо обслуживания кораблей и самолётов там идёт
строительство причальных стенок. Эта база очень важна с точки зрения
обозначения военного присутствия России в Мировом океане. Что касается
центра в Лурдесе, то он вообще нужен нам как воздух. Решение его
свернуть было большой ошибкой. Возможности этого совершенно уникального
центра позволяли перехватывать переговоры американских военных в
различных точках земного шара, собирать данные с американских спутников
связи, наземных кабелей. Он давал большой объём информации о том, что
делается в системах управления Вооружённых сил США. И сейчас, когда наши
отношения с Соединёнными Штатами заметно ухудшились, мы должны
присутствовать на Кубе. И это вполне осуществимо: наша страна имеет и
технические, и финансовые возможности для того, чтобы восстановить
системы, которые работали в Лурдесе. Наличие подобных центров —
нормальная международная практика. Те же американцы размещают свои
центры радиоэлектронного перехвата и прослушивания телефонных разговоров
по всему миру, в том числе в Прибалтике, откуда они осуществляют
контроль за нашими сетями.
Игорь Выборненко Директор "Центра политической конъюнктуры" Иван Коновалов: Решение
об открытии этих военных баз должно быть, конечно, политическим. Вместе
с тем этот вопрос должны финансово просчитать Минобороны и Минфин.
Содержание таких баз — это большие деньги. Пока подобная калькуляция не
будет сделана, открытие новых зарубежных военных объектов, конечно,
весьма возможно, но вероятность этого я прогнозировать не могу. Так что
нужно просчитать их содержание. Они необходимы для поддержания военного
присутствия РФ на международной арене. У нас сейчас есть фактически две
базы в Сирии. Возвращение базы Камрань и соответствующей инфраструктуры
на Кубе было бы серьезным дополнением для создания опорных точек
военно-политического присутствия в мире, а также для поддержания своих
интересов.
Иван Коновалов Глава совета ПИР-Центра, бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский: У
меня никогда не было сомнений в необходимости РЭЦ, поскольку он
занимался не только радиоперехватом, а целым комплексом мероприятий.
Экономить 200 млн. долларов, которые мы ежегодно платили за аренду, —
было все-таки не самой хорошей идеей. Что касается вьетнамской Камрани,
то, насколько я знаю, переговоры также находятся в продвинутой стадии,
но речь идет даже не о пункте базирования, а об объекте возможного
обслуживания кораблей, докования, пополнения запасов. Естественно, если
мы хотим присутствовать в Индийском океане, возвратиться в Мировой
океан, из которого ушли, то нам нужно иметь какие-то возможности для
такого возвращения, чтобы корабли не просто болтались в море без
какой-либо поддержки. В таком формате эти объекты, конечно, не надо
прикрывать никаким средствами ПВО и т. д., поскольку, во-первых, их
никто не будет обстреливать, во-вторых, развертывание дополнительных
средств стоит немалых денег. Поэтому, если что-то и делается, то в
условиях сжатого бюджета и экономии.
Евгений Бужинский Вопрос с Кубой довольно однозначен. И на Москву, и на Гавану оказывает давление одно и то же государство - Соединенные Штаты. И свежая информация о планах США нужна как нам, так и самому Острову Свободы. Возобновление американо-кубинского сотрудничества не должно никого обманывать: в военном отношении Гавана всегда должна быть начеку. Со Вьетнамом всё значительно сложнее. С учётом возвращения российского флота в мировой океан пункты материально-технического обеспечения нужны нашим кораблям как воздух. Что же касается полноценных баз ВМФ, то это весьма привлекательно, однако российский флот из-за "реформ 90-х" всё ещё находится в состоянии упадка, и острая необходимость держать где-то заграницей пару десятков кораблей отсутствует. К тому же главной угрозой своей безопасности Вьетнам считает всё же не США, а Китай, и российская база, как это было более 30 лет назад, может рассматриваться официальным Ханоем как некая гарантия безопасности от Пекина. Но как отреагируют на это сами китайцы - не совсем понятно. Politrussia.com
Да,
база контролирующая переход из Тихого в Индийский океан России
определенно не помешает, но это вопрос более далекой перспективы, когда
появится больше боевых кораблей и хоть немного спадёт накал страстей в
китайско-вьетнамских отношениях. А вот хорошо оборудованный ПМТО во
Вьетнаме определённо пригодится уже в ближайшее время. США сегодня в том или ином виде обеспечивают свое постоянное военное присутствие в десятках государств, выстраивая систему неоколониализма и лоббируя интересы транснациональных корпораций и лояльных к Вашингтону политиков. А также вплотную приближаясь к российским границам. (См. статью Politrussia - США нарываются на прямое столкновение с ВКС РФ) В этой ситуации традиционных баз на территории СНГстановится недостаточно для элементарного обеспечения национальной безопасности России. Базы
в Сирии, получившие накануне бессрочный статус, и возвращение на Кубу и
во Вьетнам должны стать костяком новой системы обороны, но только ими
ограничиваться не стоит.
России стоит активнее работать в этом направлении с африканскими и латиноамериканскими странами, расширять присутствие в СНГ и искать варианты размещения баз на Балканах. Понятно, что это будет сопряжено с определенными расходами, но, как показывает опыт Сирии, не с такими большими, как об этом любят рассказывать некоторые либеральные блогеры. Да и вообще, национальная безопасность - это такая сфера, экономить в которой, по меньшей мере, опрометчиво. Старые добрые советские базы для нас - это не только история, о которой нужно помнить, но и будущее, в которое стоит стремиться. Вернуться назад |