Золотой Raptor: что принесет перезапуск скандального проекта США
«Золотой» проект американского ОПК вновь может встать на крыло. В
ближайшие планы Минобороны США входит возобновление производства самого
дорогого самолета в истории авиации – истребителя пятого поколения F-22
«Raptor», с которым в свое время было не меньше скандалов, чем с
неимоверно дорогим действующим проектом – самолетом F-35.
Понятие
экономии и баланса чуждо оборонному сектору США, о чем свидетельствует
ряд сверхзатратных проектов, которые впоследствии так и не пригодились
американской армии. Экономисты подсчитали, что если сложить бюджеты
проектов в области авиации и космонавтики в Соединенных Штатах за
последние 50 лет, то количеством стодолларовых купюр, входящих в эту
сумму, вполне можно выложить четырехполосное шоссе до Луны.
Возобновление
производства пятерок F-22 «Raptor» на пару с реализацией других, не
менее сомнительных проектов, уничтожающих американский бюджет:
истребителями F-35 «Lightning 2» и утюгообразными миноносцами «Zumwalt» –
способствует дальнейшей прокладке «банкнотной магистрали» напрямик к
Марсу.
Собственно, вопрос возобновления проекта «Raptor» встал
перед Пентагоном после того, как выяснилась реальная стоимость
производства истребителей F-35, существенно отличающаяся от заявленных
80 миллионов за самолет. Согласно подсчетам экспертов, стоимость
модификации F-35А вдвое выше декларированной и составляет порядка 189
миллионов, а улучшенный экземпляр с вертикальным взлетом и укороченным
крылом F-35С обойдется заказчику в немыслимые для истребителя 300
миллионов долларов.
Исходя из вышеперечисленного, спустя пять лет с
момента прекращения финансирования программы, члены комиссии по
вооружениям США видят реинкарнацию проекта F-22 более чем резонной,
однако ожидать, что этот ход позволит оборонке США сэкономить, нет
никакого смысла.
Дело в том, что в период серийного производства
«Raptor» с 2001-го по 2011-й годы (построено 187 серийных экземпляров)
стоимость одной пятерки F-22 колебалась от 140 до 160 миллионов, что
почти в два раза выше заявленной цены за F-35, а сколько стоит «Молния» в
действительности, мы уже знаем. Судя по всему, в случае возобновления
производства F-22 закономерность расхождения реальной и заявленной
стоимости плавно перекочует и на «Raptor».
Эксперты отмечают, что
головная боль с американскими истребителями пятого поколения будет
только усиливаться, ведь ни российские, ни любые другие авиационные
инженеры не остановятся на достигнутом. Если США и примет решение
перезапустить проект F-22, то его еще нужно будет существенно довести
«до кондиции» с помощью не менее затратных программ по модернизации. На
это может уйти целое десятилетие, в течение которого американцы
безнадежно отстанут от конкурентов и в итоге подарят миру дважды
нереализованный триллионный проект, который так и не смог никого
удивить.
Оригинал публикации
Рейтинг публикации:
|