Ил-38Н. Возвращение противолодочной легенды
Бытует мнение, что при проектировании пассажирских самолетов в
Советском Союзе руководствовались лозунгом «все для фронта, все для
победы». То есть сначала делали новый бомбардировщик, а потом, если
оставались невостребованные машины, заваривали бомболюки и ставили в
салоне кресла.
Пару таких примеров действительно можно привести,
но случалось и наоборот. Взять, например, Ил-18. Пока Туполев
переделывал бомбардировщик Ту-16 в первый в реактивный пассажирский
авиалайнер Ту-104, КБ Ильюшина проектировало чисто пассажирский самолет
для линий средней протяженности. Получился турбовинтовой четырехмоторный
красавец Ил-18. Надежный, экономичный, неприхотливый, хотя и более
медленный, чем конверсионное детище Туполева.
Ил-18
Через
некоторое время самолетом заинтересовались военные, и на базе
пассажирского Ил-18 был создан противолодочный Ил-38. Эффект получился
двояким. Сама по себе машина вполне соответствовала ожиданиям.
Достаточная для разведчика и противолодочного самолета дальность полета,
солидная грузоподъемность, подходящие требования к качеству ВПП. Но вот
электроника подкачала.
Ил-38 стал первым советским самолетом, на котором
появилась бортовая цифровая вычислительная машина. Первый опыт оказался
неудачным. Низкая надежность БЦВМ «Пламя-264» не могла удовлетворить
нужды флота, поэтому самолет подвергся череде модернизаций бортовой
электроники. Но из-за развала Советского Союза довести самолет до ума не
сумели.
Новую жизнь Ил-38 приобрел благодаря Индии, которая
купила в СССР некоторое количество этих машин. В 2010 на самолеты был
установлен новый прицельно-навигационный комплекс «морской дракон»,
разработанный НПО «Ленинец». Также машина получила два дополнительных
внешних узла подвески под центропланом.
Опыт оказался удачным, и в
Минобороны России решили активизировать работы по модернизации
находящихся у нас на вооружении машин. Модернизированный самолет получил
наименование Ил-38Н.
Сам по себе планер изменениям не
подвергался. Сработанная в КБ Ильюшина конструкция превосходно летает и
сейчас. А вот электронная начинка претерпела значительные изменения.
Самолет получил радиоэлектронный комплекс «Новелла-П-38»,
разрабатывавшийся для нового патрульного самолета на базе Ту-214.
Экспортный вариант этого комплекса с заниженными характеристиками
эксплуатируют ВВС Индии под названием «морской дракон».
Состав
комплекса обширен. Это радиолокационная станция высокого разрешения,
расположенная в обтекателе под фюзеляжем в районе кабины экипажа. В
шарообразном контейнере под носовой частью фюзеляжа установлена
гиростабилизированная теплотелевизионная система круглосуточного
действия «Ланнер-А», разработанная санкт-петербургским ОАО «НПО «Карат».
Дополняют набор радиогидроакустическая, магнитометрическая и
командно-тактическая системы, а также система радиотехнической разведки,
расположенная в контейнере над кабиной экипажа.
Вид на кабину Ил-38Н
Соответственно
преобразились и рабочие места операторов этих систем. Старые пульты со
множеством индикаторов уступили место современным цветным
жидкокристаллическим дисплеям и сенсорным пультам, связанным с между
собой цифровыми каналами. Благодаря всем этим усовершенствованиям
модернизированный самолет в четыре раза улучшил свой боевой потенциал,
по сравнению с базовой моделью.
Новый Ил-38Н уже начал поступать в войска. На
сегодняшний день переоборудовано пять самолетов, часть из которых
отправилась на Камчатку, а часть пошла в приазовский Ейск, где
расположен центр боевого применения и переобучения летного состава
морской авиации. Именно туда для обучения на днях отправилась очередная
группа камчатских морских летчиков с авиабазы Елизово.
Ил-38Н в Ейске
В
ближайшие четыре года планируется поставить новое оборудование еще на
28 машин, доведя число Ил-38Н в строю до 33 единиц. И пусть
турбовинтовой самолет в наши дни выглядит несколько устаревшим, но
современная авионика позволит ему выполнять поставленные задачи в полном
объеме. В конце концов, американцы не стесняются для тех же целей
использовать свой Lockheed P-3 «Orion», хотя этому четырехмоторному
ветерану американских ВМС уже далеко за 50.
slovodel.com Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|