ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Ил-38Н. Возвращение противолодочной легенды

Ил-38Н. Возвращение противолодочной легенды


21-04-2016, 13:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ил-38Н. Возвращение противолодочной легенды


Бытует мнение, что при проектировании пассажирских самолетов в Советском Союзе руководствовались лозунгом «все для фронта, все для победы». То есть сначала делали новый бомбардировщик, а потом, если оставались невостребованные машины, заваривали бомболюки и ставили в салоне кресла.

Пару таких примеров действительно можно привести, но случалось и наоборот. Взять, например, Ил-18. Пока Туполев переделывал бомбардировщик Ту-16 в первый в реактивный пассажирский авиалайнер Ту-104, КБ Ильюшина проектировало чисто пассажирский самолет для линий средней протяженности. Получился турбовинтовой четырехмоторный красавец Ил-18. Надежный, экономичный, неприхотливый, хотя и более медленный, чем конверсионное детище Туполева.

Ил-18

Через некоторое время самолетом заинтересовались военные, и на базе пассажирского Ил-18 был создан противолодочный Ил-38. Эффект получился двояким. Сама по себе машина вполне соответствовала ожиданиям. Достаточная для разведчика и противолодочного самолета дальность полета, солидная грузоподъемность, подходящие требования к качеству ВПП. Но вот электроника подкачала.

Ил-38 стал первым советским самолетом, на котором появилась бортовая цифровая вычислительная машина. Первый опыт оказался неудачным. Низкая надежность БЦВМ «Пламя-264» не могла удовлетворить нужды флота, поэтому самолет подвергся череде модернизаций бортовой электроники. Но из-за развала Советского Союза довести самолет до ума не сумели.

Новую жизнь Ил-38 приобрел благодаря Индии, которая купила в СССР некоторое количество этих машин. В 2010 на самолеты был установлен новый прицельно-навигационный комплекс «морской дракон», разработанный НПО «Ленинец». Также машина получила два дополнительных внешних узла подвески под центропланом.

Опыт оказался удачным, и в Минобороны России решили активизировать работы по модернизации находящихся у нас на вооружении машин. Модернизированный самолет получил наименование Ил-38Н.

Сам по себе планер изменениям не подвергался. Сработанная в КБ Ильюшина конструкция превосходно летает и сейчас. А вот электронная начинка претерпела значительные изменения. Самолет получил радиоэлектронный комплекс «Новелла-П-38», разрабатывавшийся для нового патрульного самолета на базе Ту-214. Экспортный вариант этого комплекса с заниженными характеристиками эксплуатируют ВВС Индии под названием «морской дракон».

Состав комплекса обширен. Это радиолокационная станция высокого разрешения, расположенная в обтекателе под фюзеляжем в районе кабины экипажа. В шарообразном контейнере под носовой частью фюзеляжа установлена гиростабилизированная теплотелевизионная система круглосуточного действия «Ланнер-А», разработанная санкт-петербургским ОАО «НПО «Карат». Дополняют набор радиогидроакустическая, магнитометрическая и командно-тактическая системы, а также система радиотехнической разведки, расположенная в контейнере над кабиной экипажа.

Вид на кабину Ил-38Н

Соответственно преобразились и рабочие места операторов этих систем. Старые пульты со множеством индикаторов уступили место современным цветным жидкокристаллическим дисплеям и сенсорным пультам, связанным с между собой цифровыми каналами. Благодаря всем этим усовершенствованиям модернизированный самолет в четыре раза улучшил свой боевой потенциал, по сравнению с базовой моделью.

Новый Ил-38Н уже начал поступать в войска. На сегодняшний день переоборудовано пять самолетов, часть из которых отправилась на Камчатку, а часть пошла в приазовский Ейск, где расположен центр боевого применения и переобучения летного состава морской авиации. Именно туда для обучения на днях отправилась очередная группа камчатских морских летчиков с авиабазы Елизово.

Ил-38Н в Ейске

В ближайшие четыре года планируется поставить новое оборудование еще на 28 машин, доведя число Ил-38Н в строю до 33 единиц. И пусть турбовинтовой самолет в наши дни выглядит несколько устаревшим, но современная авионика позволит ему выполнять поставленные задачи в полном объеме. В конце концов, американцы не стесняются для тех же целей использовать свой Lockheed P-3 «Orion», хотя этому четырехмоторному ветерану американских ВМС уже далеко за 50.

slovodel.com


Вернуться назад