Новость с сайта umpro.ru: Удар "Утконоса"
2016-02-09 10:30:00
Обладая скоростями в десятки километров в
секунду, новые управляемые летательные аппараты смогут за считаные
минуты поражать цели в любой точке мира. По словам главы корпорации
"Тактическое ракетное вооружение" Бориса Обносова, страна вплотную
подошла к созданию ракет, способных развивать скорости в 5 - 10 махов –
от 6150 до 12 300 км/час.
Число Маха, или М, определяет отношение
локальной скорости потока к скорости звука - 331 м/сек. Превысить
скорость звука в шесть, восемь, десять раз – одна из глобальных задач
развития современного авиа- и ракетостроения. С военной точки зрения
гиперзвуковые летательные аппараты – крайне эффективное ударное
средство. Гиперзвуковой полет неразличим для современных средств
радиолокации. Не существует и даже не предвидится создание средств
перехвата подобных ракет.
– Чтобы обнаружить атакующие цели,
навести на них противоракеты и сделать встречный залп, у нашей системы
противоракетной обороны есть несколько десятков минут, – говорит
Владимир Дворкин, до 2001 года возглавлявший 4-й ЦНИИ Минобороны
(институт, занимавшийся проблемами развития и применения ядерного
оружия). – Американская морская стратегическая ракета "Трайдент" летит
до нас 15 - 20 минут, сухопутный "Минитмен-3" - 25 - 35 минут. Этого
времени достаточно, чтобы среагировать.
В случае с гиперзвуковыми аппаратами
времени на реакцию попросту не будет. А значит, всегда будет
существовать соблазн начать и выиграть в ядерной войне. В Америке эта
теория весьма популярна. Обсуждается в научном сообществе. И как видится
российским экспертам, в случае появления гиперзвуковых ракет они могут
из теории перейти в область военной стратегии. Аппараты Х-37 уже прошли
серию летных испытаний и сегодня в принципе позволяют доставлять до цели
до трех ядерных боеголовок.
– Сверхзвуковые крылатые ракеты летят на
скорости 2 - 3 маха, - говорит кандидат физико-математических наук
Николай Григорьев. - Мы хотим, чтобы наши аппараты летали со скоростью
более 6 махов.
При этом полет должен быть длительным. Не менее 7 - 10
минут, за которые аппарат должен самостоятельно развить скорость более
полутора тысяч метров в секунду.
Первый гиперзвуковой аппарат подобного
типа был создан в СССР еще в конце 70-х годов прошлого века. В 1997 году
конструкторы дубнинского МКБ "Радуга" впервые показали его на
авиасалоне МАКС. Представлен он был как система нового класса -
гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА) Х-90. Ракета
летела на дальность до 3 тыс. км. Несла две боеголовки с индивидуальным
наведением и была способна поразить цели на удалении 100 км от точки
разделения. Носителем Х-90 должен был стать удлиненный вариант
стратегического бомбардировщика Ту-160М.
В начале 90-х годов прошлого века МКБ
провело совместную работу с немецкими инженерами по проблеме гиперзвука
на базе другой своей ракеты, Х-22 "Буря". Эта сверхзвуковая крылатая
ракета входит в состав штатного вооружения дальнего бомбардировщика Ту-
22М3. Может летать на 600 км и нести термоядерную или обычную боевую
часть весом в 1 тонну. Кроме того, как напоминает Григорьев, в СССР был
создан космический корабль многоразового использования "Буран", который
при входе в плотные слои атмосферы развивал скорость в 25 махов. Сегодня
задача состоит в том, чтобы сделать подобный полет активным, то есть
машина должна не просто планировать, а самостоятельно развивать и
поддерживать такую скорость, менять направление полета.
В 2011 году Центральный институт
авиационного моторостроения из подмосковного Лыткарина демонстрировал
целый ряд перспективных гиперзвуковых аппаратов. На стенде института
были выставлены макеты ракет, больше похожие не на классические
"сигары", а на шедевры авангарда: расплющенный лопатовидный нос
обтекателя - как у австралийского зверька утконоса, рубленые формы
самого корпуса. Тогда представитель института Вячеслав Семенов сообщил,
что в 2012 году Минобороны будет представлен полностью годный летный
образец гиперзвуковой крылатой ракеты. Об этом же говорил и Борис
Обносов. О чем конкретно шла речь - неизвестно. Никаких официальных
сообщений о новой ракете в печати не было. Однако неоднократно
проскакивало название перспективного комплекса "Циркон".
По косвенным признакам, в основе
"Циркона" - ракета, созданная на базе сверхзвуковой противокорабельной
ракеты "Яхонт/Оникс" и ее российско-индийского аналога "БраМос".
Индийская BrahMos Aerospace Limited неоднократно анонсировала работы по
созданию гиперзвукового варианта своей продукции. Демонстрировала ее
макет - в варианте "Утконос". По словам представителя фирмы,
гиперзвуковая ракета существует и испытывается. Если это так, то есть и
ее аналог в России.
Самое интересное в этом то, что "Оникс"
сегодня идет на вооружение береговых ракетных войск в составе комплекса
"Бастион". Стоит на новейших многоцелевых атомных подводных лодках
проекта 955 типа "Ясень". По всей видимости, будут установлены в рамках
модернизации на ударных АПЛ проекта 949 типа "Антей" и тяжелых атомных
ракетных крейсерах проекта 1144 типа "Орлан" в качестве замены ракет
"Гранит". Как говорят конструкторы, вместо одного "Гранита" в пусковую
шахту подлодки или крейсера входят 3 "Оникса". Всего на "Орлане" 24
пусковые установки. На "Антее" столько же. В итоге корабли получат не
24, а 72 ракеты. А теперь представим, что это будут модернизированные
"Ониксы", то есть "Цирконы". Первый из 4 таких надводных кораблей -
"Адмирал Нахимов" - уже стоит в доках Северодвинска в ожидании
перевооружения.
В Самаре возобновится производство двигателей для Ту-160
10.02.2016
Самарское двигателестроительное
предприятие "Кузнецов" в 2016 году изготовит первые пять новых
двигателей НК-32 для ракетоносцев Ту-160, заявил во вторник заместитель
министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
"На стенде завода скоро начнутся
квалификационные испытания первого двигателя новой серии, и по планам
этого года Самарский завод имени Кузнецова должен нам сделать один
квалификационный и четыре серийных двигателя", - сказал он.
Борисов подчеркнул, что Минобороны
"пристально смотрит за ходом этих работ". "Если говорить по результатам
прошлого года, то набран достаточно хороший темп", - отметил он.
В Самаре наряду с ремонтом двигателей
для всех стратегических самолетов (НК-32, НК-25 и НК-12) идёт подготовка
производства для воспроизводства НК-32, который "имеет лучшие
характеристики", напомнил Борисов. "Мы смотрели готовность предприятий к
массовому производству", - резюмировал Источник: http://www.umpro.ru/.
Рейтинг публикации:
|