В ВМС США все чаще поднимают вопрос о том, что американский флот
не должен целиком и полностью полагаться исключительно на атомные суда.
По мнению ряда американских военных и экспертов, с развитием технологий
фактор дизель-электрических субмарин все сильнее влияет на
военно-морские стратегии и превосходство на море.
По некоторым данным ВМС США уже ведут переговоры с Германией и Швецией о возможной закупке их дизельные подлодок
По некоторым данным ВМС США даже уже ведут переговоры с Германией и
Швецией о возможной закупке их дизельные подлодок.
К такому решению их
подтолкнула шведская дизель-электрическая субмарина, которую они
арендовали на пару лет. О планах американских ВМС оснастить свой флот
подобными подлодками, роли дизельных подводных судов в современной
военно-морской стратегии и российских разработках в этом направлении, «Экономика сегодня» рассказал полковник в отставке, военный эксперт Михаил Тимошенко.
«Они эту шведскую лодку не столько арендовали для тестирования,
сколько приглашали к себе, чтобы с ее помощью тестировать свои атомные
субмарины типа «Вирджиния» и «Сивулф». Тестирование показало, что
гидроакустическая аппаратура последнего поколения их лодок не видит
шведскую субмарину. У шведов там стоит исключительно малошумный
двигатель Стирлинга, двигатель внешнего сгорания.
Проблема для всех этих лодок в одном, где взять горючую смесь, так
называемые водухонезависимые установки. Дело в том, что дизельные
подлодки им нужны и нужны позарез. Флоты же не в рыбачьих деревеньках
живут, они базируются в достаточно просторных гаванях, которые должны
охраняться и прикрываться чем-то соответствующим. Вспомним Перл-Харбор. А
для того, чтобы охранять атомные ракетоносцы и всякие авианосцы лучше
всего подходят как раз дизельные суда. Во-первых, они отлично
осуществляют охрану водного район. Во-вторых, они нужны для охраны
побережья и проливов, там, где атомоходу развернуться трудно.
Но проблема с ними следующая – их ход максимум 10 узлов и всего
несколько часов они могут оставаться под водой. Дальше подлодка
вынуждена либо всплывать, открывать люк, запускать дизеля и тарахтеть на
дизелях, параллельно заряжая аккумуляторы, чтобы потом перейти на
электродвижение. Либо поднять шноркель, у нас он называется устройством
движения под водой (УДП), но тогда все равно труба над водой торчит, ее
даже визуально можно засечь над водой. А если не мучится визуально, то
работают противолодочные самолеты или вертолеты и с радаров просвечивают
все.
После 60—х годов начались обширные исследования, у немцев, позже у
шведов, потом у японцев, по созданию неатомных лодок, которые бы по
своим возможностям, тактико-техническим характеристикам приближались к
атомоходам, чтобы могли не всплывать неделями.
Мы тоже пошли по этому пути, взяли за основу «Варшавянку» и
попытались сделать лодки семейства «Лада». Она должна была стать лодкой с
полным электродвижением. Но воплотить проект в жизнь в полном виде не
получилось. Теперь заговорили о проекте «Калина».
Там должен быть сделан вставной отсек-модуль с литий-полимерными
батареями, которые заряжаются от топливного элемента
кислородно-водородного типа, для которого надо иметь кислород и водород.
И лодочка должна получиться бесшумная, не обнаружимая для ударных и
ракетных лодок противника».
Андрей Петров