Корвет «Стойкий»: робот-«стелс» для Балтийского флота
Балтийский флот, отметивший 18 мая свой день рождения, продолжает принимать новое вооружение. В прошлом году соединение пополнилось рядом новинок отечественного ОПК, в числе которых - корвет проекта 20380 «Стойкий».
По технологии «Стелс»
Всего на сегодняшний день в составе Балтийского флота четыре корабля этого типа. До этого были «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий». И вот теперь - «Стойкий», построенный на тех же, что и предыдущие корабли, «Северных верфях». Этот многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны предназначен для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, артиллерийской поддержки морского десанта и патрулирования зоны ответственности с целью проведения блокады.
Корвет проекта 20380 отличается от находящихся сейчас на вооружении ВМФ России противолодочных кораблей многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, а также высоким уровнем автоматизации корабельных систем. Необычен уже сам внешний вид корабля: у него полностью закрыта надстройка, занимающая большую часть верхней палубы. При этом данная часть корабля выполнена из многослойных композиционных материалов - трудногорючих многослойных стеклопластиков и материалов на основе углеродистого волокна. Эти компоненты обеспечивают кораблю ту самую малозаметность, прежде всего радиолокационную. Физические поля здесь минимизированы: по сути, это техника, выполненная по технологии «стелс», которая резко снижает радиуса обнаружения и таким образом повышает выживаемость корабля.
Оптимально выполнены и обводы конструкции подводной части корпуса, что позволило существенно уменьшить сопротивление воды при движении. Важно и то, что в кораблях проекта 20380 применен так называемый модульный принцип архитектуры. Он дает возможность при строительстве новых и модернизации существующих кораблей устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это существенно снижает производственные затраты, обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение как минимум трех десятков лет жизненного цикла корабля.
Балтийский «вертолетоносец»
Андреевский флаг на «Стойком» был поднят 27 июля 2014 года. До этого корабль под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева прошел широкий перечень ходовых испытаний, в том числе с проведением ракетных и артиллерийских стрельб, проверкой гидроакустических и радиоэлектронных систем, а также отработкой взаимодействия с экипажами противолодочных вертолетов Ка-27 и фронтовых бомбардировщиков Су-24 морской авиации Балтфлота.
«Стойкий» не причислишь к морским исполинам, но и «малышом» его не назовешь. Длина корабля свыше 100 метров, ширина - 13 метров. Полное водоизмещение составляет 2220 тонн. Удивительно, но на этом корабле предусмотрена даже авиационная инфраструктура: здесь устроена взлетно-посадочная площадка для противолодочного вертолета Ка-27. Есть ангар, а также место для хранения внушительного запаса авиационного топлива - около 20 тонн. Полная скорость «Стойкого» составляет 27 узлов, а дальность его плавания превышает 4 тысячи морских миль. Корабль может автономно находиться в море до полумесяца, при этом автономность ограничена только запасом продуктов для экипажа, численностью 99 человек.
Главное, что корабль представляет собой мощную боевую единицу, способную решать широкий спектр задач боевого противодействия в море. Для этого здесь сосредоточена внушительная номенклатура как ракетного, артиллерийского, зенитного оружия, так и комплект современного радиолокационного оборудования. В составе последнего - несколько видов радиолокационных станций (в том числе опускаемая подводная), боевая информационно-управляющая система, система управления огнем, комплекс радиоэлектронного подавления и постановки пассивных помех.
Боевое оружие представлено зенитно-ракетным комплексом «Редут» (до 32 ракет), 8 ракетами противокорабельного комплекса «Уран» дальностью стрельбы 130 км, 100-мм артиллерийской установкой А-190 дальностью ведения огня свыше 21 км, двумя шестиствольными 30-мм установками АК-630М, а также зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик-М» дальностью стрельбы ракетой 10 км. Корабли и подводные лодки противника уничтожаются восемью торпедами аппарата «Пакет-НК». Кроме того, в целях ближней самообороны корабля (например, от пиратов или подводных диверсантов) на палубе установлены две тумбовые 14,5-мм пулеметные установки и два гранатомета ДП-64.
Приоритет – скрытность
На уменьшение заметности корабля и повышение его неуязвимости средствами обнаружения противника работает и главная энергетическая установка. В ней применены современные микропроцессорные системы управления и контроля основных параметров работы. Как результат – снижен уровень шумов механизмов, что сказалось на уменьшении заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Как утверждают изготовители, на кораблях этого проекта впервые в практике российского судостроения применены технологии, примененные на российских атомных подлодках последнего поколения.
Всего в рамках Государственной программы вооружения до 2020 года ВМФ России должен получить 18 корветов различных типов. 20 февраля этого года на «Северных верфях» состоялась закладка еще двух кораблей проекта 20380- «Ретивый» и «Строгий» (эти имена приказом Главкома ВМФ они унаследовали от своих предшественников - миноносцев, построенных в Санкт-Петербурге в 1899 году). К слову, корвет «Стойкий» тоже является продолжением «именных» традиций кораблей в истории военно-морских сил России. В годы Великой Отечественной войны эскадренный миноносец «Стойкий» защищал Ленинград, а в 80-90-е годы прошлого столетия в состав Тихоокеанского флота входил ракетный эскадренный миноносец проекта 956 с именем «Стойкий», построенный тоже на «Северной верфи».
Поступление нового вооружения и военной техники на Балтийский флот командование этого оперативно-стратегического объединения прямо увязывает как усилением его боевой мощи, так и с улучшением выучки моряков. В прошлом году планы боевой учебы балтийцы перевыполнили на треть, совершив походов с общей дальностью в две тысячи миль, выполнив около 450 ракетных, зенитно-ракетных, артиллерийских, торпедных стрельб и минных постановок, проведя сотни тренировок и учений. Если же говорить о дальнейшем обновлении сил флота, как сообщил командующий вице-адмирал Виктор Кравчук, государственные испытания на БФ сейчас проходят три новейших десантных катера проекта 21820 - «Денис Давыдов», «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». Ведутся и масштабные строительные работы по совершенствованию корабельной инфраструктуры: осенью этого года должна завершиться реконструкция гавани главной базы флота - Балтийска. После проведения всего комплекса работ она сможет принимать корабли любого ранга, причем независимо от гидрометеоусловий.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+