Это кажется невероятным! Но был в отечественной истории человек, который даже превысил данный рекорд – проработал под водой более десяти тысяч часов. Его имя – Феоктист Шпакович. Ему довелось жить на стыке эпох, действовать в горниле войн и революций, осваивать самую необычную и передовую для своего времени профессию водолаза и возглавить уникальное учебное заведение – Балаклавский морской техникум ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения). Он воспитал тысячи водолазов и специалистов для работы под водой и еще в 1930-е годы стал почетным гражданином Балаклавы. Но сейчас имя Феоктиста Андреевича Шпаковича незаслуженно забыто. Его могила в Севастополе разрушена вандалами. Исправить эту несправедливость призывают члены севастопольской общественной организации «ЭПРОН-клуб».
Куда привело золото «Принца»
В этом году исполняется 90 лет со дня образования Краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения. Она была организована в Балаклаве с целью поиска и подъема золота легендарного «Принца», погибшего во время страшной бури у берегов Балаклавы в 1854 году. На этом пароходе, по предположениям, находилась золотая казна английской оккупационной армии. Затонувшее сокровище искали русские, американцы, немцы, итальянцы, французы и норвежцы. Решили попробовать и японцы: они предоставили современнейшую технику, и, по условиям договора с советским правительством, все найденное золото полагалось поделить пополам. Возглавил поиски «Принца» Феоктист Шпакович. Эпроновцы совместно с японцами нашли… семь золотых монет, паровой котел и мачту «Принца». Из мачты сделали шахматный столик и подарили его заместителю председателя ГПУ В.Р. Менжинскому, золото поделили – японцам досталось три монеты. Но хотя баснословные сокровища так и не нашли, экспедиция оказалась не напрасной: во время подводной «охоты за золотом» были собраны лучшие кадры и разработаны новые виды технических средств. ЭПРОН превратилась в единственную в стране организацию, которая выполняла все виды спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ на морях и реках Советского Союза.
Спаситель императорской яхты
Феоктист Андреевич Шпакович – первый руководитель ЭПРОНа
И в самых опасных операциях ЭПРОН принимал участие, а нередко и руководил ими Феоктист Шпакович. Это был настоящий самородок. Он выбился из самых низов. Помог случай: Феоктист работал грузчиком в Севастопольском военном порту и каждую свободную минуту наблюдал за водолазами, которые в то время были большой диковинкой. Смышленого дюжего парня заметили. Сначала он был на подхвате, но вскоре самостоятельно изучил все виды снаряжения и приобрел репутацию опытного водолаза, хотя оставался самоучкой. Поэтому командование порта направило его на курсы офицерского состава при водолазной школе в Кронштадте, где он сдал экстерном все экзамены по теоретическим дисциплинам. Он поразил экзаменаторов отличной практической подготовкой, физической силой и выносливостью, которые так необходимы водолазу. Феоктиста Шпаковича всегда отличали смекалка, завидная работоспособность и творческий подход к делу. К примеру, когда у берегов Севастополя произошло из ряда вон выходящее событие – села на камни императорская яхта «Штандарт», – именно Шпаковичу и его отчаянной команде удалось за рекордно короткое время снять ее. А когда на траверзе Севастопольской бухты в результате нелепой случайности погибла подводная лодка «Камбала», которую протаранили свои же корабли, не заметив субмарину в темноте, Шпакович лично произвел ее тщательное обследование на дне, а затем возглавил успешный подъем…
На дне можно не только потерять, но и спрятать
Когда на Черноморском флоте была создана спасательная партия для оказания помощи боевым кораблям и гражданским судам, Феоктист Андреевич был назначен заведующим водолазными работами. Вот лишь один эпизод: на минах в районе Одессы подорвался турецкий крейсер «Меджидие». Шпакович лично ушел под воду, чтобы произвести тщательное водолазное обследование, а затем составил детальный план, благодаря которому крейсер был поднят со дна. За успешный подъем эсминца «Беспокойный» и другие успешные операции Шпакович не раз поощрялся командованием. На императорском флоте он дослужился до штабс-капитана… Но вот грянула Гражданская война, затем в Севастополь вошли немцы. Они «славились» своей хозяйственностью и непременно прибрали бы к рукам водолазную технику и снаряжение, если бы не Шпакович. Он спрятал все самым оригинальным способом: на дне Южной бухты в Севастополе! А как только интервенты ушли из Крыма, Шпакович достал все снаряжение, которое осталось в целости и сохранности, а потом еще прослужило нашим водолазам немало лет. В 1928 году группа черноморских водолазов во главе с Ф. Шпаковичем осуществила подъем английской подводной лодки L-55, которая затонула в Копорской губе Финского залива. Она представляла особый интерес для конструкторов первых советских подводных лодок. Поднимали L-55 с помощью спасательного судна «Коммуна». Работы были намного упрощены и ускорены благодаря техническим нововведениям, изобретенным Шпаковичем прямо на ходу. Курировавший операцию зампредседателя ГПУ В.Р. Менжинский так оценил действия эпроновцев: «Подняв L-55, вы сделали больше, чем если бы привезли в Москву все золото с “Принца”».
От штабс-капитана до полковника
В 1927 году в Балаклаве появилась водолазная школа ЭПРОН, директором которой стал Ф.А. Шпакович. Впоследствии она была переименована в Военно-морской водолазный техникум. За короткий срок Феоктист Андреевич создал образцовую учебную базу, собрал блестящий коллектив преподавателей и инструкторов, открыл научный центр по разработке новых видов водолазного снаряжения и подводной техники и привлек к работе крупных ученых. Сотни водолазов на всех морях Советского Союза с любовью и благодарностью отзывались о своем учителе. Полковник Ф.А. Шпакович награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». За долгую и плодотворную жизнь он проработал под водой более десяти тысяч часов. А в конце жизни Феоктист Андреевич написал интересную биографическую книгу «Воспоминания старого водолаза». В 1942 году ЭПРОН была преобразована в Аварийно-спасательную службу (АСС) ВМФ, которая действует на Черноморском флоте и поныне. На ее счету множество спасенных жизней, кораблей, подводных лодок и гражданских судов, которые благодаря действиям АСС были возвращены в строй… А у истоков бесстрашной и благородной профессии морского спасателя стоял Феоктист Андреевич Шпакович. Сейчас его могила разрушена. Севастопольская общественная организация «ЭПРОН-клуб» собирает средства для ее восстановления и увековечения памяти о выдающемся водолазном специалисте.
Ритта КОЗУНОВА Источник: tainy.info.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 269
Рейтинг поста: