ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > 10 000 часов под водой
10 000 часов под водой4-06-2013, 14:00. Разместил: VP |
Это кажется невероятным! Но был в отечественной истории человек, который даже превысил данный рекорд – проработал под водой более десяти тысяч часов. Его имя – Феоктист Шпакович. Ему довелось жить на стыке эпох, действовать в горниле войн и революций, осваивать самую необычную и передовую для своего времени профессию водолаза и возглавить уникальное учебное заведение – Балаклавский морской техникум ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения). Он воспитал тысячи водолазов и специалистов для работы под водой и еще в 1930-е годы стал почетным гражданином Балаклавы. Но сейчас имя Феоктиста Андреевича Шпаковича незаслуженно забыто. Его могила в Севастополе разрушена вандалами. Исправить эту несправедливость призывают члены севастопольской общественной организации «ЭПРОН-клуб».
Куда привело золото «Принца» В этом году исполняется 90 лет со дня образования Краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения. Она была организована в Балаклаве с целью поиска и подъема золота легендарного «Принца», погибшего во время страшной бури у берегов Балаклавы в 1854 году. На этом пароходе, по предположениям, находилась золотая казна английской оккупационной армии. Затонувшее сокровище искали русские, американцы, немцы, итальянцы, французы и норвежцы. Решили попробовать и японцы: они предоставили современнейшую технику, и, по условиям договора с советским правительством, все найденное золото полагалось поделить пополам.
Спаситель императорской яхты И в самых опасных операциях ЭПРОН принимал участие, а нередко и руководил ими Феоктист Шпакович. Это был настоящий самородок. Он выбился из самых низов. Помог случай: Феоктист работал грузчиком в Севастопольском военном порту и каждую свободную минуту наблюдал за водолазами, которые в то время были большой диковинкой. Смышленого дюжего парня заметили. Сначала он был на подхвате, но вскоре самостоятельно изучил все виды снаряжения и приобрел репутацию опытного водолаза, хотя оставался самоучкой. Поэтому командование порта направило его на курсы офицерского состава при водолазной школе в Кронштадте, где он сдал экстерном все экзамены по теоретическим дисциплинам. Он поразил экзаменаторов отличной практической подготовкой, физической силой и выносливостью, которые так
На дне можно не только потерять, но и спрятать Когда на Черноморском флоте была создана спасательная партия для оказания помощи боевым кораблям и гражданским судам, Феоктист Андреевич был назначен заведующим водолазными работами. Вот лишь один эпизод: на минах в районе Одессы подорвался турецкий крейсер «Меджидие». Шпакович лично ушел под воду, чтобы произвести тщательное водолазное обследование, а затем составил детальный план, благодаря которому крейсер был поднят со дна. За успешный подъем эсминца «Беспокойный» и другие успешные операции Шпакович не раз поощрялся командованием. На императорском флоте он дослужился до штабс-капитана…
От штабс-капитана до полковника В 1927 году в Балаклаве появилась водолазная школа ЭПРОН, директором которой стал Ф.А. Шпакович. Впоследствии она была переименована в Военно-морской водолазный техникум. За короткий срок Феоктист Андреевич создал образцовую учебную базу, собрал блестящий коллектив преподавателей и инструкторов, открыл научный центр по разработке новых видов водолазного снаряжения и подводной техники и привлек к работе крупных ученых.
Вернуться назад |