Очень длительный проект
Разговоры о модернизации "Адмирала Нахимова" и других крейсеров проекта 1144, выведенных из состава боеготовых сил флота в 90-е годы, ведутся очень давно, однако в отсутствие средств они практически не имели реального наполнения.
Во второй половине 2000-х годов у Вооруженных сил стали появляться деньги и тогда же зашла речь о возвращении в строй стоящих "у стенки" крейсеров. Естественно, сразу же был задан вопрос о задачах, которые они должны будут выполнять в составе флота.
Практически все специалисты сходились в одном: возвращение в состав флота кораблей проекта 1144 целесообразно только при условии глубокой его модернизации, которая позволит сделать их универсальными.
Возможности для такой модернизации у российской промышленности к этому моменту уже появились: были созданы универсальные корабельные стрельбовые комплексы, значительно увеличившие номенклатуру вооружения, которым может быть оснащен корабль в зависимости от конкретной задачи. Появились боевые информационно-управляющие системы нового поколения, позволяющие строить систему коллективной обороны соединения: обмениваться информацией в режиме реального времени и управлять огнем нескольких кораблей с одного командного поста.
Эти новшества, которые внедряются на кораблях новых проектов, в настоящее время строящихся по заказу ВМФ, стали шансом для крейсеров.
Более того, модернизированные с установкой новых стрельбовых комплексов и радиоэлектронного оборудования крейсера проекта 1144 приобретут принципиально иное качество: их размеры позволяют оснастить эти корабли большим количеством вооружения, сделав их действительно универсальными платформами, сочетающими мощное и разнообразное ударное вооружение, системы ПВО и противолодочной обороны.
Вопрос в деньгах
Модернизация с использованием всех описанных выше технических новшеств по определению не может быть дешевой. По различным оценкам, общая стоимость работ подобного масштаба может составить до 40 и более миллиардов рублей (около 1,3 миллиарда долларов) на каждый корабль. На модернизацию "Адмирала Нахимова" выделено всего пять миллиардов рублей. Что можно сделать на эту сумму?
О полном перевооружении корабля не может быть и речи – объем работ в сочетании со стоимостью новых агрегатов исключает подобный вариант. Пяти миллиардов рублей, по приблизительным оценкам, должно хватить для восстановления боеспособности корабля в его "исходном" виде и необходимого совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования. Не исключено, что этих средств хватит на замену средств ПВО ближнего боя. Основа же огневой мощи тяжелого крейсера – ракетный комплекс "Гранит" и зенитно-ракетная система С-300Ф – скорее всего, останутся на своем месте.
"Нахимов" станет первым кораблем проекта 1144, который пройдет модернизацию. За ним, скорее всего, последует "Петр Великий", которому скоро стукнет двадцать лет со дня ввода в строй, а вот судьба первых двух кораблей проекта – крейсеров "Киров" и "Адмирал Лазарев" - пока не решена окончательно. Судя по всему, их ремонт сочтен слишком дорогим для "дешевой" модернизации.
Дешево и сейчас или дорого, но потом?
У "дешевой" модернизации есть один плюс. "Адмирал Нахимов", общекорабельные системы которого практически не выработали ресурс, может быть возвращен в строй довольно быстро – в течение двух-трех лет. Однако проблемы в целом это не решит. "Адмирал Нахимов", как и его более молодой систершип – "Петр Великий", - останется кораблем "узкой специализации", предназначенным прежде всего для боя с флотом противника. "Дорогая" модернизация, способная сделать крейсера универсальными, займет куда больше времени – пять лет, если не более. Вместе с тем вряд ли в этом вопросе стоит спешить. Сэкономив сейчас, флот получит корабль, пусть и очень мощный, но не отвечающий современным его потребностям и малопригодный для решения практических задач, стоящих сегодня перед ВМФ России.
В этом раскладе модернизированные крейсера может постичь судьба американских линкоров типа "Айова". Прошедшие модернизацию в 80-е годы, эти корабли довольно быстро были выведены в резерв – уже в первой половине 90-х, хотя ресурс систем и механизмов позволял эксплуатировать их вплоть до сегодняшнего дня, при необходимости. Ограниченная модернизация не дала линкорам Второй мировой тех возможностей, что были необходимы для успешной конкуренции с новейшими крейсерами и эсминцами, оснащенными системой "Иджис". Будет обидно, если российские крейсера постигнет та же участь.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 886
Рейтинг поста:
А вот статья в целом оставила двоякое впечатление. Нас вроде как пытаются убедить, что "спешить не надо", "лучше дольше, да лучше" и т.д. А "Ушакова"( Киров) с "Лазаревым" вообще восстановить трудно, учитывая их состояние. Если модернизировать "Нахимова" быстро, за 3-4 года, то он мол не будет отвечать современным реалиям и зачем-то приводят в кач-ве примера "Айовы" постройки времен ВОВ.
"В этом раскладе модернизированные крейсера может постичь судьба американских линкоров типа "Айова". Прошедшие модернизацию в 80-е годы, эти корабли довольно быстро были выведены в резерв – уже в первой половине 90-х, хотя ресурс систем и механизмов позволял эксплуатировать их вплоть до сегодняшнего дня, при необходимости. Ограниченная модернизация не дала линкорам Второй мировой тех возможностей, что были необходимы для успешной конкуренции с новейшими крейсерами и эсминцами, оснащенными системой "Иджис". Будет обидно, если российские крейсера постигнет та же участь."
Какая участь? Отслужить 50 лет? Каждому бы кораблю такую "участь". "Иджис"- это что - "ппц всему", что за пугало такое? Вроде неплохая система, но не панацея. Зачем заранее бояться. Да и не так много этих самых "новейших" крейсеров и эсминцев- большинству уже тоже по 20 лет. Просто их модернизируют регулярно, не гадая.
Странно, может есть желание ремонт опять затянуть/отложить , а там как говорится "или ишак сдохнет или падишах", глядишь и вправду восстанавливать уже нечего будет. Каждый год отстоя здоровья крейсерам не прибавляет и , если "Нахимов"(Калинин) стоит на заводе и за ним присматривают, вроде даже что-то делают уже 13 лет ( с 1999г, когда всего 10-ти летний корабль был поставлен на ремонт), "Ушаков" ( Киров)после аварии 1990 года тоже стоит на "Севмаше" , может и за ним ухаживают, но у него проблемы с приводом винтов - главным валом и раньше речь шла только об утилизации, то у "Лазарева" ( Фрунзе) судьба печальнее - он тупо гниет на якоре в заливе Стрелок в Приморье. Мощностей для ремонта и модернизации на ТОФе нет, тащить его на Север- дело очень трудное и дорогое. Его упоминание в периодически анонсируемых руководством планов модернизации наводит на мысли о реальности этих планов. Так же как и "Ушакова" с его гнутым валом.
Слова о том, что модернизированный "по быстрому" "Нахимов" не отвечает современным требованиям - вообще бред.
"Адмирал Нахимов", как и его более молодой систершип – "Петр Великий", - останется кораблем "узкой специализации", предназначенным прежде всего для боя с флотом противника. "Дорогая" модернизация, способная сделать крейсера универсальными, займет куда больше времени – пять лет, если не более.
А с кем еще должен бороться ТАРК как не флотами? С пиратами на джонках??? Что значит - универсальный корабль - помесь "Петра Первого", "Кузнецова" и "Мистраля" , да еще чтобы нырять как АПЛ мог, так что ли ? "Граниты" плохи? Во первых не так уж плохи, а во-вторых поставьте "Базальты" как на "Москве". С-300 не нравиться? Чем??? Хотя заменить на С-400 тоже , думаю не особо сложно. Добавить еще "Панцирей" к "Осам" для ближнего боя и вообще хрен к нему подберешься. Главное это электроника -СУО, БИУС, РЭБ, навигация,радары с локаторами разные, - не уже ли нерешаемо?
В общем быстрее надо модернизировать, в строй вводить , а потом уже дальше размышлять.
Состояние "Лазарева" на 2008 год ( думаю сейчас еще хуже) :
http://navsource.narod.ru/photos/02/166/02166044.jpg
http://navsource.narod.ru/photos/02/166/02166041.jpg