ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Модернизация атомных крейсеров: когда экономия бессмысленна

Модернизация атомных крейсеров: когда экономия бессмысленна


5-02-2013, 07:59. Разместил: god

Тяжелый атомный ракетный крейсер Адмирал Нахимов Баренцево море

 
Фото: РИА Новости

На модернизацию крейсера "Адмирал Нахимов" выделено 5 миллиардов рублей. Какие возможности получит обновленный корабль и насколько оправданы эти затраты в условиях дефицита боевых кораблей нового поколения?

Очень длительный проект

Разговоры о модернизации "Адмирала Нахимова" и других крейсеров проекта 1144, выведенных из состава боеготовых сил флота в 90-е годы, ведутся очень давно, однако в отсутствие средств они практически не имели реального наполнения.

Во второй половине 2000-х годов у Вооруженных сил стали появляться деньги и тогда же зашла речь о возвращении в строй стоящих "у стенки" крейсеров. Естественно, сразу же был задан вопрос о задачах, которые они должны будут выполнять в составе флота.

Практически все специалисты сходились в одном: возвращение в состав флота кораблей проекта 1144 целесообразно только при условии глубокой его модернизации, которая позволит сделать их универсальными.

Возможности для такой модернизации у российской промышленности к этому моменту уже появились: были созданы универсальные корабельные стрельбовые комплексы, значительно увеличившие номенклатуру вооружения, которым может быть оснащен корабль в зависимости от конкретной задачи. Появились боевые информационно-управляющие системы нового поколения, позволяющие строить систему коллективной обороны соединения: обмениваться информацией в режиме реального времени и управлять огнем нескольких кораблей с одного командного поста.

Эти новшества, которые внедряются на кораблях новых проектов, в настоящее время строящихся по заказу ВМФ, стали шансом для крейсеров.

Более того, модернизированные с установкой новых стрельбовых комплексов и радиоэлектронного оборудования крейсера проекта 1144 приобретут принципиально иное качество: их размеры позволяют оснастить эти корабли большим количеством вооружения, сделав их действительно универсальными платформами, сочетающими мощное и разнообразное ударное вооружение, системы ПВО и противолодочной обороны.

Вопрос в деньгах

Модернизация с использованием всех описанных выше технических новшеств по определению не может быть дешевой. По различным оценкам, общая стоимость работ подобного масштаба может составить до 40 и более миллиардов рублей (около 1,3 миллиарда долларов) на каждый корабль. На модернизацию "Адмирала Нахимова" выделено всего пять миллиардов рублей. Что можно сделать на эту сумму?

О полном перевооружении корабля не может быть и речи – объем работ в сочетании со стоимостью новых агрегатов исключает подобный вариант. Пяти миллиардов рублей, по приблизительным оценкам, должно хватить для восстановления боеспособности корабля в его "исходном" виде и необходимого совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования. Не исключено, что этих средств хватит на замену средств ПВО ближнего боя. Основа же огневой мощи тяжелого крейсера – ракетный комплекс "Гранит" и зенитно-ракетная система С-300Ф – скорее всего, останутся на своем месте.

"Нахимов" станет первым кораблем проекта 1144, который пройдет модернизацию. За ним, скорее всего, последует "Петр Великий", которому скоро стукнет двадцать лет со дня ввода в строй, а вот судьба первых двух кораблей проекта – крейсеров "Киров" и "Адмирал Лазарев" - пока не решена окончательно. Судя по всему, их ремонт сочтен слишком дорогим для "дешевой" модернизации.

Дешево и сейчас или дорого, но потом?

У "дешевой" модернизации есть один плюс. "Адмирал Нахимов", общекорабельные системы которого практически не выработали ресурс, может быть возвращен в строй довольно быстро – в течение двух-трех лет. Однако проблемы в целом это не решит. "Адмирал Нахимов", как и его более молодой систершип – "Петр Великий", - останется кораблем "узкой специализации", предназначенным прежде всего для боя с флотом противника. "Дорогая" модернизация, способная сделать крейсера универсальными, займет куда больше времени – пять лет, если не более. Вместе с тем вряд ли в этом вопросе стоит спешить. Сэкономив сейчас, флот получит корабль, пусть и очень мощный, но не отвечающий современным его потребностям и малопригодный для решения практических задач, стоящих сегодня перед ВМФ России.

В этом раскладе модернизированные крейсера может постичь судьба американских линкоров типа "Айова". Прошедшие модернизацию в 80-е годы, эти корабли довольно быстро были выведены в резерв – уже в первой половине 90-х, хотя ресурс систем и механизмов позволял эксплуатировать их вплоть до сегодняшнего дня, при необходимости. Ограниченная модернизация не дала линкорам Второй мировой тех возможностей, что были необходимы для успешной конкуренции с новейшими крейсерами и эсминцами, оснащенными системой "Иджис". Будет обидно, если российские крейсера постигнет та же участь.


Вернуться назад