18 ноября 1972 года летчик-испытатель КБ Яковлева Михаил Сергеевич Дексбах совершил первую посадку самолета Як-38 (на тот момент еще Як-36М) на палубу корабля, противолодочного крейсера-вертолетоносца "Москва" стоявшего на якоре в Феодосии. Через четыре для он же совершил и первый взлет.
В 1972 году вовсю шла постройка первого советского авианосца - "Киева", первого из тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 "Кречет", и велись испытания основы его авиагруппы - штурмовика разработки ОКБ Яковлева. Естественно ребром встал вопрос испытаний самолета на палубе корабля - то что сейчас кажется обычным делом в начале 70-х было новейшим технологическим чудом: напомню, что до рождения "Sea Harrier" было еще много лет, а морские пехотинцы все еще дискутировали с ретроградами о эффективности эксплуатации своих новейших самолетов AV-8A с палуб вертолетоносцев.
3 февраля 1963 года. Первая посадка Р.1127 Kestrel на авианосец "Арк Ройал".За плечами у СВВП были разве что удачные испытания прототипа "Харриер" - P.1127 Kestrel в 1963 году на авианосце "Арк Ройал" и 1966 на вертолетоносце "Булварк". Сейчас это может показаться диким, но в середине 60-х сохранивший еще былое величие Хоум Флит не проявил большого интереса к нелепым сухопутным игрушкам и продвижение "Харриера" на палубу английских кораблей замерло на десятилетие.
Июнь 1966 года. Р.1127 Kestrel поднимается на палубу вертолетоносца "Булварк".В отличии от английской (и вообще большинства) советская программа СВВП, стартовавшая по серьезному только в середине 60-х изначально подразумевала базирование на кораблях (на тот момент под основными носителями подразумевались как раз противолодочные крейсера-вертолетоносцы пр.1123), а с течением времени (а точнее с усилением сопротивления "сухопутных" отбивались от Яка как могли) стала в первую очередь именно флотской. Ввиду этого испытания на корабле (во многом по причинам "политики" и как бы сейчас сказали "маркетинга") были запланированы на довольно ранней стадии НИОКР. Еще летом Черноморский судостроительный построил натурный макет полетной палубы корабля для испытании в ЛИИ, по их итогам было выявлен известный сейчас специфический момент в эксплуатации СВВП - просто таки чудовищная температура и давление прямо под самолетом в моменты взлета/посадки. Благодаря этим испытаниям вовремя было дано задание на разработку защитного покрытия.
Противолодочный крейсер-вертолетоносец пр.1123.Осенью было дано добро на испытания на палубе - стендом выбрали первый из кораблей пр.1123, "Москву", а местом проведения - Феодосию. Сначала ведущий летчик-испытатель КБ М.С.Дексбах совершил тренировочные посадки на вертолете Ка-25 и облеты на "дедушке" Миг-15УТИ, а 16 ноября облет района на Як-36М, доставленном на транспортном самолете из Жуковского на располагавшийся в 25 километрах от Феодосии Кировский. Учитывая, что палуба вертолетоносца не выдержит смастерили специальный помост - площадку 20 на 20 метров из стали с покрытием из плит АК-9Ф, в дальнейшем ими была покрыта палуба "Кречетов".
Утром 18 ноября 1972 года, впервые на судне флота СССР прозвучала команда: "Корабль к посадке самолета изготовить!".
Як лихо, на малой высоте и околозвуковой скорости промчался над кораблем, выполнил в отдалении боевой разворот и пошел на палубу. На расстоянии в семь километров запустил подъемные двигатели, а на трех с половиной перевел сопла основного двигателя в вертикальный режим, резко замедляя машину. Вертикальная посадка была произведена образцово - колеса остановились в 10-15 см. от размеченных на площадке расчетных точек.
По свидетельству очевидцев это было очень красивое зрелище - "
при подходе, возле самой кормы "Москвы" мощные вертикальные струи двигателей самолета подняли из воды мириады частиц водяной пыли, и она в лучах невысокого осеннего солнца создала радугу, в которой самолет медленно, осторожно продвигался к кораблю и, наконец, опустился в центре посадочной площадки.", но к сожалению я не смог разыскать действительно качественных фото. Радуга в таких случаях кстати выглядит действительно необычайно:
пример.
Интересно, что первая посадка была выполнена летчиком самостоятельно, без помощи корабля - его радары выводили информацию в кабельтовых и морских милях и могли только запутать сухопутного летчика. С целью подстраховки на глиссаде поставили пару небольших судов как "метки".
22 ноября Дексбах совершил первый взлет с палубы и, после круга над кораблем, повторную посадку. В 1981 году, по итогам испытаний Як-38 он получит звание Героя Советского Союза.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1010
Рейтинг поста:
https://www.youtube.com/watch?v=YCZxXRihSlg&feature=related
длительность 2:47
Русский пилот жгёт, посадка на авианосец, сумел вывести су33 https://www.youtube.com/watch?v=gHNFaItH7dc
длительность 0:16
--------------------