ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > 40 лет палубной авиации России.

40 лет палубной авиации России.


18-11-2012, 23:03. Разместил: Князь


18 ноября 1972 года летчик-испытатель КБ Яковлева Михаил Сергеевич Дексбах совершил первую посадку самолета Як-38 (на тот момент еще Як-36М) на палубу корабля, противолодочного крейсера-вертолетоносца "Москва" стоявшего на якоре в Феодосии. Через четыре для он же совершил и первый взлет. 


В 1972 году вовсю шла постройка первого советского авианосца - "Киева", первого из тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 "Кречет", и велись испытания основы его авиагруппы - штурмовика разработки ОКБ Яковлева. Естественно ребром встал вопрос испытаний самолета на палубе корабля - то что сейчас кажется обычным делом в начале 70-х было новейшим технологическим чудом: напомню, что до рождения "Sea Harrier" было еще много лет, а морские пехотинцы все еще дискутировали с ретроградами о эффективности эксплуатации своих новейших самолетов AV-8A с палуб вертолетоносцев.


3 февраля 1963 года. Первая посадка Р.1127 Kestrel на авианосец "Арк Ройал".

За плечами у СВВП были разве что удачные испытания прототипа "Харриер" - P.1127 Kestrel в 1963 году на авианосце "Арк Ройал" и 1966 на вертолетоносце "Булварк". Сейчас это может показаться диким, но в середине 60-х сохранивший еще былое величие Хоум Флит не проявил большого интереса к нелепым сухопутным игрушкам и продвижение "Харриера" на палубу английских кораблей замерло на десятилетие.


Июнь 1966 года. Р.1127 Kestrel поднимается на палубу вертолетоносца "Булварк".

В отличии от английской (и вообще большинства) советская программа СВВП, стартовавшая по серьезному только в середине 60-х изначально подразумевала базирование на кораблях (на тот момент под основными носителями подразумевались как раз противолодочные крейсера-вертолетоносцы пр.1123), а с течением времени (а точнее с усилением сопротивления "сухопутных" отбивались от Яка как могли) стала в первую очередь именно флотской. Ввиду этого испытания на корабле (во многом по причинам "политики" и как бы сейчас сказали "маркетинга") были запланированы на довольно ранней стадии НИОКР. Еще летом Черноморский судостроительный построил натурный макет полетной палубы корабля для испытании в ЛИИ, по их итогам было выявлен известный сейчас специфический момент в эксплуатации СВВП - просто таки чудовищная температура и давление прямо под самолетом в моменты взлета/посадки. Благодаря этим испытаниям вовремя было дано задание на разработку защитного покрытия.


Противолодочный крейсер-вертолетоносец пр.1123.

Осенью было дано добро на испытания на палубе - стендом выбрали первый из кораблей пр.1123, "Москву", а местом проведения - Феодосию. Сначала ведущий летчик-испытатель КБ М.С.Дексбах совершил тренировочные посадки на вертолете Ка-25 и облеты на "дедушке" Миг-15УТИ, а 16 ноября облет района на Як-36М, доставленном на транспортном самолете из Жуковского на располагавшийся в 25 километрах от Феодосии Кировский. Учитывая, что палуба вертолетоносца не выдержит смастерили специальный помост - площадку 20 на 20 метров из стали с покрытием из плит АК-9Ф, в дальнейшем ими была покрыта палуба "Кречетов".

Утром 18 ноября 1972 года, впервые на судне флота СССР прозвучала команда: "Корабль к посадке самолета изготовить!". 
Як лихо, на малой высоте и околозвуковой скорости промчался над кораблем, выполнил в отдалении боевой разворот и пошел на палубу. На расстоянии в семь километров запустил подъемные двигатели, а на трех с половиной перевел сопла основного двигателя в вертикальный режим, резко замедляя машину. Вертикальная посадка была произведена образцово - колеса остановились в 10-15 см. от размеченных на площадке расчетных точек.  



По свидетельству очевидцев это было очень красивое зрелище - "при подходе, возле самой кормы "Москвы" мощные вертикальные струи двигателей самолета подняли из воды мириады частиц водяной пыли, и она в лучах невысокого осеннего солнца создала радугу, в которой самолет медленно, осторожно продвигался к кораблю и, наконец, опустился в центре посадочной площадки.", но к сожалению я не смог разыскать действительно качественных фото. Радуга в таких случаях кстати выглядит действительно необычайно: пример.

Интересно, что первая посадка была выполнена летчиком самостоятельно, без помощи корабля - его радары выводили информацию в кабельтовых и морских милях и могли только запутать сухопутного летчика. С целью подстраховки на глиссаде поставили пару небольших судов как "метки".

22 ноября Дексбах совершил первый взлет с палубы и, после круга над кораблем, повторную посадку. В 1981 году, по итогам испытаний Як-38 он получит звание Героя Советского Союза.


Вернуться назад