В 2012 году дальневосточная авиабаза Черниговка будет полностью перевооружена на новые машины. Устаревшие вертолеты Ми-8 и Ми-24 будут заменены новыми Ми-8АМТШ и Ка-52. Изначально планировавшийся как машина поддержки спецназа, Ка-52 становится основным боевым вертолетом
30 лет дискуссий
О планируемом серийном производстве Ка-52 было объявлено еще в 2006 году, и тогда этот вертолет планировался как будущая машина поддержки спецподразделений. Предполагалось, что из 300 боевых вертолетов, которые должна была получить армейская авиация в ходе модернизации, Ка-52 составят относительно небольшую часть – несколько эскадрилий, в пределах 70-80 машин. Основную массу должны были составить вертолеты Ми-28Н.
На сегодняшний день ситуация изменилась. В общей сложности для армейской авиации ВВС России и авиации ВМФ до 2020 года будет закуплено около 400 боевых вертолетов, из которых уже поставлено порядка 80-90 машин. При этом на сегодня законтрактовано около 100 вертолетов Ми-28Н, около 50 Ми-35 (модернизированный вариант вертолета Ми-24) и 140 Ка-52 для армейской авиации. Исходя из того, что для морской авиации также предполагается закупка Ка-52 в количестве около 80 единиц, общее число вертолетов этого типа превысит 200, и таким образом, даже с учетом дальнейших заказов на Ми-28, Ка-52 будет не менее массовым вертолетом.
Дискуссии о том, какой машине предстоит в будущем стать основой боевых вертолетных подразделений Сухопутных войск (тогда еще армейская авиация не входила в состав ВВС), начались в СССР еще до первых полетов Ми-28 и Ка-50 в 1982 году.
Обе стороны приводили свои доводы, и чаша весов колебалась, но к концу 80-х склонилась все же больше в пользу машины КБ Камова. Затем последовал распад СССР, и обновление парка армейской авиации было отложено в долгий ящик. За несколько лет до распада СССР КБ Миля продемонстрировало усовершенствованный вертолет Ми-28А с развитым прицельно-навигационным комплексом, а затем начало разработку Ми-28Н – всепогодного боевого вертолета, превосходящего исходную камовскую машину по возможностям оборудования.
В свою очередь, КБ Камова, часто критикуемое за одноместность Ка-50 (по мнению многих специалистов, пилот не может одновременно управлять вертолетом и эффективно применять вооружение), создало двухместный вариант – Ка-52. Эта машина в итоге вошла в госпрограмму вооружения – сначала на 2006-2015, а затем и на 2011-2020 годы.
Политика и экономика
Одновременное производство нескольких значительно различающихся между собой образцов вооружения для одной и той же задачи было в свое время проклятьем советской оборонки, и многие полагают, что с выбором одновременно и Ка-52 и Ми-28 для серийного производства эта ошибка повторяется. Отчасти это так, тем не менее в пользу подобного решения есть немало аргументов.
Прежде всего, объективно - Ка-52 и Ми-28 различаются по своим возможностям. Считается, что камовская машина лучше приспособлена для боевых действий над морем (чем объясняется ее выбор для оснащения кораблей типа "Мистраль") и в горах, при этом Ми-28Н в силу лучшего бронирования и возможности установки надвтулочного радара более пригоден для использования на европейском театре военных действий, против армии, обладающей развитой системой ПВО.
При этом, несмотря на все внешние различия, Ка-52 и Ми-28 имеют много общего: от силовых установок до вооружения, что уменьшает возможные проблемы с обслуживанием двух типов вертолетов одновременно.
Однако в наибольшей степени на судьбу Ка-52 влияет общая экономическая и политическая обстановка в России. Серийное производство машины во многом объясняется необходимостью поддерживать Арсеньевский вертолетный завод – одно из немногих высокотехнологичных предприятий российского Приморья.
По факту - оборонная промышленность сегодня является единственной отраслью в России, объективно способной здесь и сейчас создавать и производить продукцию мирового уровня, более того, во многом этот уровень определяется именно возможностями российского оружия. Безусловно, и Ка-52 и Ми-28 являются одними из лучших боевых вертолетов в мире, и поиск компромисса в этой ситуации был естественным.
Не последнюю роль сыграла и необходимость скорейшего переоснащения Вооруженных сил современной техникой. К сожалению, 20 постсоветских лет не лучшим образом сказались на состоянии оборонки, и сегодня ни Роствертол (Ми-28), ни завод "Прогресс" (Ка-52) не способны с ходу выдать серию нужного объема и уровня качества. В этих условиях ставка на одну модель грозит затянуть темпы обновления армейской авиации до неприемлемой степени.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+