ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Выбор между Камовым и Милем: будущее армейской авиации

Выбор между Камовым и Милем: будущее армейской авиации


28-05-2012, 14:08. Разместил: VP

В 2012 году дальневосточная авиабаза Черниговка будет полностью перевооружена на новые машины. Устаревшие вертолеты Ми-8 и Ми-24 будут заменены новыми Ми-8АМТШ и Ка-52. Изначально планировавшийся как машина поддержки спецназа, Ка-52 становится основным боевым вертолетом

30 лет дискуссий

О планируемом серийном производстве Ка-52 было объявлено еще в 2006 году, и тогда этот вертолет планировался как будущая машина поддержки спецподразделений. Предполагалось, что из 300 боевых вертолетов, которые должна была получить армейская авиация в ходе модернизации, Ка-52 составят относительно небольшую часть – несколько эскадрилий, в пределах 70-80 машин. Основную массу должны были составить вертолеты Ми-28Н.

На сегодняшний день ситуация изменилась. В общей сложности для армейской авиации ВВС России и авиации ВМФ до 2020 года будет закуплено около 400 боевых вертолетов, из которых уже поставлено порядка 80-90 машин. При этом на сегодня законтрактовано около 100 вертолетов Ми-28Н, около 50 Ми-35 (модернизированный вариант вертолета Ми-24) и 140 Ка-52 для армейской авиации. Исходя из того, что для морской авиации также предполагается закупка Ка-52 в количестве около 80 единиц, общее число вертолетов этого типа превысит 200, и таким образом, даже с учетом дальнейших заказов на Ми-28, Ка-52 будет не менее массовым вертолетом.

Дискуссии о том, какой машине предстоит в будущем стать основой боевых вертолетных подразделений Сухопутных войск (тогда еще армейская авиация не входила в состав ВВС), начались в СССР еще до первых полетов Ми-28 и Ка-50 в 1982 году.

Обе стороны приводили свои доводы, и чаша весов колебалась, но к концу 80-х склонилась все же больше в пользу машины КБ Камова. Затем последовал распад СССР, и обновление парка армейской авиации было отложено в долгий ящик. За несколько лет до распада СССР КБ Миля продемонстрировало усовершенствованный вертолет Ми-28А с развитым прицельно-навигационным комплексом, а затем начало разработку Ми-28Н – всепогодного боевого вертолета, превосходящего исходную камовскую машину по возможностям оборудования.

В свою очередь, КБ Камова, часто критикуемое за одноместность Ка-50 (по мнению многих специалистов, пилот не может одновременно управлять вертолетом и эффективно применять вооружение), создало двухместный вариант – Ка-52. Эта машина в итоге вошла в госпрограмму вооружения – сначала на 2006-2015, а затем и на 2011-2020 годы.

Политика и экономика

Одновременное производство нескольких значительно различающихся между собой образцов вооружения для одной и той же задачи было в свое время проклятьем советской оборонки, и многие полагают, что с выбором одновременно и Ка-52 и Ми-28 для серийного производства эта ошибка повторяется. Отчасти это так, тем не менее в пользу подобного решения есть немало аргументов.

Прежде всего, объективно - Ка-52 и Ми-28 различаются по своим возможностям. Считается, что камовская машина лучше приспособлена для боевых действий над морем (чем объясняется ее выбор для оснащения кораблей типа "Мистраль") и в горах, при этом Ми-28Н в силу лучшего бронирования и возможности установки надвтулочного радара более пригоден для использования на европейском театре военных действий, против армии, обладающей развитой системой ПВО.

При этом, несмотря на все внешние различия, Ка-52 и Ми-28 имеют много общего: от силовых установок до вооружения, что уменьшает возможные проблемы с обслуживанием двух типов вертолетов одновременно.

Однако в наибольшей степени на судьбу Ка-52 влияет общая экономическая и политическая обстановка в России. Серийное производство машины во многом объясняется необходимостью поддерживать Арсеньевский вертолетный завод – одно из немногих высокотехнологичных предприятий российского Приморья.

По факту - оборонная промышленность сегодня является единственной отраслью в России, объективно способной здесь и сейчас создавать и производить продукцию мирового уровня, более того, во многом этот уровень определяется именно возможностями российского оружия. Безусловно, и Ка-52 и Ми-28 являются одними из лучших боевых вертолетов в мире, и поиск компромисса в этой ситуации был естественным.

Не последнюю роль сыграла и необходимость скорейшего переоснащения Вооруженных сил современной техникой. К сожалению, 20 постсоветских лет не лучшим образом сказались на состоянии оборонки, и сегодня ни Роствертол (Ми-28), ни завод "Прогресс" (Ка-52) не способны с ходу выдать серию нужного объема и уровня качества. В этих условиях ставка на одну модель грозит затянуть темпы обновления армейской авиации до неприемлемой степени.

 


вертолет (460x268, 90Kb)



Вернуться назад