Москва, 16 октября - "Вести.Экономика". На первый взгляд может показаться, что Евросоюз и Китай - основные союзники Тегерана в его борьбе с американскими санкциями.
Однако в реальности для Ирана в его противостоянии с Вашингтоном не менее важную роль играют тесные экономические связи с соседями.
Согласно статданным национальной таможни в первые шесть месяцев иранского 1397 г., который начался 21 марта 2018 г. и совпал с выходом Соединенных Штатов из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и повторным введением экономических ограничений против Ирана, 56% от $23 млрд ненефтяного экспорта страны приходится на соседние государства. По сравнению с тем же периодом предыдущего иранского года, который начался в марте 2017 г., эта цифра увеличилась на 8%.
Более того, ненефтяной экспорт Ирана на ключевые соседние рынки - Ирак, Объединенные Арабские Эмираты и Афганистан - подскочил на 44,58%, 30,03% и 30,90% соответственно. За исключением Турции, Кувейта и Туркменистана, за это время иранский экспорт увеличился и в другие соседние государства.
Экспорт нефти из Ирана с 2015 года
Возобновление американских санкций и девальвация иранского риала в последние несколько месяцев - основные факторы, которые стимулируют рост экспорта Ирана, пишет в Al Monitor иранский экономист, профессор Тегеранского Университета имени Шахида Бехешти Мохсен Шариатиниа.
В последние годы влияние колебаний обменного курса риала на экспорт вызывало непрекращающиеся дебаты в политэкономии Ирана. В то время как различные администрации проводили политику, известную как “сдерживание обменного курса [доллара]” из-за опасений негативной социальной реакции и угрозы потери поддержки избирателей на следующих выборах, некоторые экономисты выступали против этой политики и призывали к “более реалистичному обменному курсу”.
В связи с введением американских санкций и опасениями иранского правительства по поводу будущего валютных резервов страны Тегеран, похоже, решил отказаться от “сдерживания обменного курса” и фактически отпустил риал в свободное плавание.
Между тем, коллапс иранской денежной единицы привел не только к внутреннему экономическому кризису, но и резкому скачку иранского экспорта на соседние рынки. Причем соседи не против вести торговлю на недолларовой основе. Иранский экспорт в Ирак и Афганистан, главным торговым партнерам Тегерана, сегодня в основном осуществляется в местной валюте.
За первые шесть месяцев текущего иранского года ненефтяной экспорт Ирана в соседние страны составил $13 млрд, из которых около $6,1 млрд пришлось на Ирак и Афганистан. Таким образом половина экспорта Ирана в соседние страны осуществляется в валюте, отличной от доллара.
Кроме того, Иран активизирует усилия по подписанию двусторонних валютных соглашений и использованию валютных свопов. Так, недавно вступило в действие двустороннее соглашение с Турцией. Россия также готова использовать национальную валюту вместо доллара в нефтяных и ненефтяных сделках.
Туристический сектор Ирана, который также почувствовал недавнюю девальвацию риала, сегодня как никогда зависит от своих соседей. За первые пять месяцев текущего иранского года страну посетили 3,1 млн иностранных туристов, что на 45% больше, чем за тот же период прошлого года. Причем из этого числа около 2,5 млн человек приехали из Ирака, Азербайджана, Турции и Афганистана.
Но развитие экономических связей с соседями сталкивается с определенными трудностями. Иранские официальные лица постоянно обвиняют Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) в подрыве системы денежного обращения Ирана и называют ОАЭ одной из ключевых причин экономического кризиса в стране. Являясь вторым крупнейшим торговым партнером Ирана и основным связующим звеном между внутренней экономикой и экономикой мира, ОАЭ оказывают на Тегеран возрастающее экономическое давление.
Еще одной жертвой девальвации иранской валюты стали многочисленные афганские трудовые мигранты, которые в основном выполняют малооплачиваемую работу в различных секторах экономики Ирана. После обвала риала они массово возвращаются на родину.
Иран имеет более 50 технических и инженерных проектов в Ираке, которые наполовину завершены. С введением американских санкций эти проекты также сталкиваются с новыми трудностями, особенно в плане банковских операций.
Обесценивание национальной валюты привело к резкому росту контрабанды бензина и сельскохозяйственной продукции из Ирана на соседние рынки. По некоторым данным, ежедневно из Ирана в соседние страны незаконно вывозится около 20 млн литров бензина. Ирану все труднее справляться с этими вызовами.
Выход США из СВПД привел к появлению сложного многослойного кризиса в Иране. Но кризис привел не только к девальвации риала, но и увеличению иранского экспорта в сопредельные государства. А это значит, что помимо Брюсселя и Пекина Тегеран теперь может рассчитывать на своих соседей в противостоянии с Вашингтоном. Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/108638
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+