Резкое удорожание сжиженного газа на украинских АЗС (названное
украинским премьером Гройсманом «диверсией») связано исключительно с
монополизацией оптового рынка в руках людей, приближенных к высшему
руководству страны, считает украинский экономист Александр Охрименко.
«Причина
резкого роста цен на газ для автомобилей банальна. Раньше часть этого
бизнеса контролировали товарищи, близкие к Януковичу. Теперь - близкие к
Порошенко. Они забрали в свои руки и те компании, которые создавали
раньше некую конкуренцию. Тем самым получили монопольный контроль над
рынком и подняли цены», - заявил газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского
аналитического центра Александр Охрименко.
Как известно, наряду с
бензином и дизельным топливом большой популярностью в том числе на
Украине для заправки автомобилей пользуется и сжиженный газ
(пропан-бутан или метан). Популярность связана с тем, что сжиженный газ
существенно дешевле. И вот теперь на Украине разница в цене между
бензином и сжиженным газом резко уменьшилась.
«У всех оптовиков
цены одинаковые, и они подняли их синхронно. Как такое возможно?
Формально есть несколько игроков на оптовом рынке, но реально их
контролирует один собственник. И все оптовики зарегистрированы в
оффшорах, то есть формально это иностранные инвесторы», - добавляет
Охрименко.
По его мнению, опубликованные в украинской прессе заявления неких экспертов о том, что цена выросла из-за дефицита газа у
поставщиков из России и Белоруссии, где якобы остановились заводы, не
выдерживают критики. Хотя бы по той причине, что газ для АЗС на 90%
производится на Украине, говорит Охрименко.
«Природный газ у нас импортный, но сжиженный для автомобилей – свой»,
- уверяет эксперт.
По
его словам, некоторые эксперты, близкие к украинской власти, начали
также объяснять, что цены на сжиженный газ для автомобилей должны быть
близкими к стоимости бензина. Сейчас бензин на украинских АЗС стоит
порядка 23-24 грн за литр, газ – 16-17 грн, а должен стоить порядка
20-22 грн, уверяют некоторые. Это, скорее всего, лишь подготовка почвы к
будущему росту цен на газ для автомобилей. «Главный фактор – это
создание монополии и монопольной цены», - заключает украинский
экономист.
Казалось бы - самое время, чтобы в дело вступил
антимонопольный комитет Украины. «Но антимонопольный комитет у нас
настолько пугливый, что он ничего не будет делать», - считает Охрименко.
Это ведомство может лишь под указку выставлять миллиардные штрафов
Газпрому по надуманным обвинениям. Но выявить монопольный сговор на
потребительском рынке не в состоянии.
Ранее премьер Украины Владимир Гройсман назвал ситуацию с резким подорожанием сжиженного газа «диверсией» против страны и
потребовал навести порядок. Гройсман также заявляет, чтоподорожание
газа является следствием монополии. Правда, он не назвал, кто именно эти
монополии контролирует.
23 августа первый вице-премьер Украины Степан Кубив также поручил изучить причины подорожания сжиженного газа.
Украинские
СМИ отмечают, что с 23 по 28 августа цены на автогаз на АЗС в Киеве
выросла на 50 копеек (1,1 рубля) и составила 16,50 гривен за литр (38
рублей). При этом в середине июля стоимость газа была на 50% ниже. На
некоторых АЗС цены стали выше 17 гривен за литр.