Проблема межконфессиональных отношений
на Украине стоит довольно остро. Власти страны принимают законы, которые
раскалывают общество, делят его на правильных и неправильных верующих.
Происходящее, по всей видимости, является началом очередного раскола в
христианстве. Еще недавно, это казалось невозможным, но теперь такому
шагу вряд ли кто удивится. Власти Киева уверены, что разрывать связи с
Россией надо, в том числе и религиозно, иначе по-прежнему будет много
симпатизирующих «агрессору».
Враги украинского ислама
Но пока эта проблема только назревает.
Однако на Украине есть и иные сложности. Например, местные СМИ почему-то
совершенно не уделяют внимание положению мусульман, хотя они являются
одним из крупнейших религиозных меньшинств. По неофициальным данным, в
стране насчитывается почти миллион мусульман. Пока Крым был украинским,
их было еще на несколько сотен тысяч больше. До 2014 года проблем,
связанных с мусульманами можно было по пальцам пересчитать, да и носили
они в основном бытовой характер. Теперь же все поменялось.
Мы пообщались с киевскими мусульманами, которые рассказали нам о своих проблемах.
Хамза живет в Киеве. Корни он имеет
русские и украинские, но в зрелом возрасте решил принять ислам и взять
арабское имя. Уже больше десяти лет он вовлечен в жизнь городской
религиозной общины. За этот период никаких серьезных изменений не
происходило. Кое-где открывались новые молельные дома, халяльные
магазины, другие закрывались. Была пара случаев, когда СБУшники
шерстили. Как правило, происходило это вследствие какого-нибудь
инцидента, связанного с мусульманами — то где-то нашли какой-нибудь
склад с оружием, то кто-то на кого-то «настучал» и тому подобное. Но
особо никогда не лютовали. Можно даже сказать, что раньше у украинских
мусульман было меньше проблем, чем у российских. Возможно, по той
причине, что террористических актов в нашей стране было гораздо больше. В
общем, Хамза доволен теми временами, и единственное, о чем печалится,
так это об упущенных возможностях. Да, тогда было гораздо проще
развиваться. А вот нынешняя эпоха запомнится погружением во мрак.
Когда в Киеве начиналась пора протестных
выступлений, а было это в 2014-м, Хамза вместе с товарищами по общине
решил держаться в стороне. Знающие говорили, что мусульманам не следует
ввязываться в политические разборки. Тем не менее, многие
симпатизировали демонстрантам, так как в их среде находились
представители Меджлиса* и связанных организаций. Некоторые
крымскотатарские активисты, обращались ко всем мусульманам столицы с
просьбой поддержать антиправительственные акции. Кто-то прислушался, но
не Хамза. Он не знал, чем все это обернется, но знал, что его религия не
обязывает его присоединяться к акциям протеста.
— Один раз к нам (в молельный дом —
Авт.) после хутбы (пятничная проповедь — Авт.) пришел человек. Он
попросил выступить. Это было в декабре уже. Все обсуждали, что
происходит. Он сказал, что говорить будет по поводу Майдана. Начал с
того, что прочитал пару строк из Корана, потом перевел на татарский и
русский. Потом он начал говорить о том, что сейчас тяжелое время. Многих
мусульман преследует милиция только из-за того, что кого-то из их
родственников видели на Майдане. Мы слушали и верили его рассказам.
Потому что он не первый, кто это говорил. Когда он заканчивал, то
сказал, что нам при Януковиче будет тяжело жить. Из-за Майдана всех
мусульман в тиски засунут. Он говорил, что из Крыма приехал, от
муфтията. Все немного удивились, но никто не хотел связываться. Мы как
раз на проповеди слушали, что ислам нас призывает в первую очередь к
миру, и не надо протестовать с теми, кто вышел на площадь.
В общем, Хамза остался в стороне,
несмотря на то, что притеснения мусульман и в самом деле имели место
быть в тот период. Ждал, пока все не кончилось. Хоть и нейтральным был,
однако какое-то облегчение после бегства Януковича он испытал — так
много было разговоров о его несправедливости по отношению к мусульманам.
Но проевропейская власть на деле мало чем была похожа на тех, в чью
семью стремилась украинцы. Те принципы взаимоотношения государства,
общества и религиозных общин, что утвердились в Европейском союзе, никак
не реализуются на Украине. Власть, осознавая свой непрофессионализм и
неспособность работать на благо народа, прибегла к самым простым
способам удержания власти — укрепление силового аппарата, а также
сотрудничество с вооруженными националистами. Последних вроде бы
разоружили, но как-то плохо это сделали, потому как они до сих пор
умудряются где-то кого-то подстрелить, где-то что-то взорвать.
Превратились из друзей в обязанных
Мусульмане почувствовали первые
тревожные звонки еще в 2014 году, когда была в самом разгаре военная
кампания в Донбассе. Периодически возле мечетей и молельных домов стали
появляться люди, вербовавшие прихожан в АТО. Методы их вербовки зачастую
имели насильственный характер.
— Ко мне раз прицепились. Я не хочу там
воевать, я вообще, не вижу в этом смысла. Меня не отпускали. Их
несколько было. Два человека в военной форме, остальные в обычной. Надо
воевать, говорят, за родину. А против кого? Против своей же родины,
получается. Я же украинец. Они начали наезжать. Но я, к счастью, не один
был, мусульмане рядом, пятничный день все-таки. Помогли мне от них
отделаться. Тогда один, после того, как мы их распихали, сказал, что мы,
мусульмане, сволочи, потому что предатели. Кто-то его дернул за плечо,
но все успокоились быстро, потому что это были все-таки военные. Зачем с
ними драться?
Таких случаев было несколько, но Хамза
не слышал, чтоб удалось кого-то из мусульман насильно отправить в АТО.
Видимо, поэтому возле мечетей и прочих мест скопления верующих,
перестали появляться вербовщики.
Но потом началось другое. Стало
известно, что за короткий промежуток времени некоторых мусульман избили и
ограбили. Это были бедные ребята, приехавшие из стран Средней Азии.
Когда эти случаи стали учащаться, в молельных домах и мечетях прихожане
стали говорить об этом. Появились те, кто призывал разъяснить
происходящее, и при надобности создать нечто наподобие отрядов
самообороны. Последнюю идею, конечно же, в оборот не взяли. Но нашлись
ребята, которые решили сами организоваться. В общем, они избили каких-то
забулдыг, которые до того приставали к таджикам.
Вроде бы, банальная ситуация, но
каким-то образом на этих энтузиастов вышли. Оказалось, что забулдыги
были ветеранами АТО, и в районе вокзала они довольно часто собирали дань
с азиатов и прочих иностранцев. Те, кто их избил, не скрывали своей
принадлежности к исламской общине. После этих разборок в различные
религиозные учреждения были совершены рейды «активистов». Прихожан
молельных домов и мечетей никто, конечно, не избивал, но разного рода
угрозы поступали. Имамам пришлось проводить длительные беседы с этими
самыми активистами. В итоге, по всей видимости, имамов приобщили к
укропатриотизму. Во всяком случае, в ряде мест можно услышать пятничные
проповеди не на русском, а на украинском языке. Хамза недоумевает по
этому поводу, так как для многих мусульман это является серьезной
проблемой — как-никак далеко не все из них родились на Украине, и
местный язык зачастую вообще никто не знает. Но и на этом неприятности
не закончились.
Спустя какое-то время после пятничной
молитвы к мусульманам наведались люди в военной форме. Они начали
говорить о том, что всем украинцам, в том числе и мусульманам,
необходимо платить деньги на нужды АТО. Мол, дело недобровольное, а
обязательное. Всех это сильно возмутило, но имам попросил сохранять
спокойствие. После этого пришли к заключению, что кто-то посторонний
очень грубо вмешивается в дела общины. Предположение подтвердилось
спустя некоторое время, когда некоторые имамы стали в своих проповедях
упоминать АТО, крымские проблемы, а потом все чаще стали слышны призывы
жертвовать на нужды операции в Донбассе.
Киевских мусульман это совершенно не
радует. Они вынуждены наблюдать за тем, как их религия становится частью
какой-то мерзкой политической игры. Какие-то юные националисты считают,
что им позволено навязать свою волю тысячам мусульман.
— Не знаю, что дальше будет. Но если они будут делать то же самое, нам надо будет защитить свою веру. — Говорит Хамза.
* Общественное объединение «Меджлис
крымскотатарского народа» признано экстремистским решением Верховного
суда Республики Крым от 26.04.2016.
Источник: http://svpressa.ru/
Фото: http://svpressa.ru/
Рейтинг публикации:
|