Совет Россия – НАТО спасет только радикальная реформа
Первое за два года заседание Совета Россия – НАТО, завершившееся в
Брюсселе, не помогло его участникам устранить накопившиеся
противоречия. Тем не менее обе стороны не исключают проведения новых
встреч, хотя и выражают это по-разному. Было бы куда лучше признать, что
подобный формат себя изжил, более того, изначально был некорректен. Но
альтернатива имеется.
Заседание
длилось на два часа больше, чем запланировали, и в нашем случае ни о
чем хорошем это не свидетельствует. Сразу же после его завершения
генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил журналистам, что
позиции сторон серьезно расходятся. «Мы провели искреннюю и серьезную
дискуссию. У союзников по НАТО и России очень различные взгляды, но мы
выслушали, что каждый из нас хотел сказать», – сказал генсек, отметив
при этом, что откровенный разговор не означает возврата к докризисным
отношениям и к работе в прежнем режиме. Российский посол при НАТО
Александр Грушко, в свою очередь, утверждает, что «никакой позитивной
повестки дня» сейчас вообще нет. Да, это калька с английского, но она
прекрасно отображает суть происходящего.
«Ведь это НАТО прекратило всякое общение с РФ, а не наоборот, и теперь именно им предстоит реанимировать процесс» «Прекращен
проект подготовки кадров для антинаркотических служб Афганистана,
Центральной Азии и Пакистана, прекращен проект по подготовке
квалифицированных кадров по обслуживанию российских и советских
вертолетов в Афганистане, которые составляют основу военной силы
афганской авиации. Прекращено сотрудничество по всему спектру борьбы с
терроризмом, в том числе по обеспечению антитеррористической
безопасности в общественных местах», – перечислил Грушко.
К этому
надо добавить еще множество программ, которые также могли бы стать
основной не только для военного, но и общечеловеческого сотрудничества.
Например, ликвидированы совместные программы по водолазным учениям для
спасения терпящих бедствие подводных объектов. И если чья-то подводная
лодка пойдет, не дай бог, ко дну, то пусть будет в курсе, сейчас системы
взаимодействия по спасению моряков между сторонами нет. Отсутствует и
взаимодействие в специфических системах борьбы со стихийными бедствиями
или техногенными катастрофами. А несколько десятков итальянских
гренадеров на крупнейшей плотине на Евфрате – не гарантия спасения
нескольких миллионов человек, если что-то пойдет не так.
Это –
концептуальный тупик. Основы для конструктивных взаимоотношений нет и не
предвидится. Проведение такого рода переговоров – инициатива НАТО, а не
России, что логично с точки зрения дипломатии. Ведь это НАТО прекратило
всякое общение с РФ, а не наоборот, и теперь именно им предстоит
реанимировать процесс. Хотя совершенно непонятно, ради чего. Альянс
последовательно ликвидировал все платформы военного сотрудничества,
существовавшие прежде.
Как соотносятся военные потенциалы России и НАТО |
Традиционная
дипломатия исходит из идеи переговоров как единственного инструмента
взаимоотношений между государствами или – на другом уровне – между
блоками. В нашем случае – между блоком и одним государством, РФ. Но мы
имеем дело не с дипломатической структурой, а военной организацией,
которая изначально не определяла себя как нечто имеющее самостоятельную
дипломатию. Наличие посольств только усложняет ситуацию, тем более
российское представительство в альянсе сейчас даже не имеет права
свободного доступа в штаб-квартиру. Сам посол Грушко войти может, но
имеет право провести с собой только одного заранее заявленного
сотрудника. Иначе говоря, посол ограничен в возможности контролировать
свою работу, поскольку должен каждый раз выпрашивать пропуск для,
условно говоря, помощника, который будет, столь же условно говоря, за
ним портфель носить в соответствии с дипломатическими канонами. Вести
переговоры в расширенном составе при таких раскладах невозможно.
Вообще взаимоотношения между РФ и НАТО на дипломатическом уровне можно разделить на три группы. Во-первых, это стратегические позиции, которые регулируются на уровне
«больших» взаимоотношений. Это, в частности, взаимодействие при
проведении глобальных операций – борьба с терроризмом, с наркотрафиком, с
незаконной торговлей оружием и стратегическими материалами. Практически
все это уничтожено НАТО по принципу «назло бабушке отморожу уши». Так
возобладал принцип «идейной дипломатии» в соответствии с протестантским взглядом на мир из
Северной Америки: мы осуждаем Россию за Крым, а потому сворачиваем даже
те проекты, которые идут на пользу национальным интересам Соединенных
Штатов. Та же борьба с наркотрафиком уже тридцать лет как объявлена
«очевидной и явной угрозой» национальным интересам США, но Вашингтон эту
совместную работу с РФ свернул.
Во-вторых, это чисто практические
проекты типа того же водолазного сотрудничества, которое изначально не
имело (и не может иметь в принципе) никакой идеологической подоплеки. Но
страны альянса почему-то полагали, что РФ стратегически отстает от них в
развитии сразу нескольких отраслей морских технологий, и контакты
уничтожались для того, чтобы не дать врагу что-то подсмотреть. Такое
впечатление создалось из-за затонувшей у Камчатки подлодки, когда России
действительно не хватило возможностей быстро перебросить спасательные
средства с Северного флота на Тихоокеанский регион. Но с того момента
прошло много времени, и российские возможности по спасению глубоководных
систем возросли в разы именно в результате оценки последствий тех
событий. Но НАТО все равно свернуло сотрудничество, что стало основой
для возможных будущих катастроф, поскольку системы взаимодействия больше
нет. И если сейчас американская подлодка вдруг потерпит крушение вблизи
российских берегов, наладить спасение моряков будет на порядок сложнее.
В-третьих, существуют гуманитарные, миротворческие операции в
Африке и Азии, которые теперь лишены логистической помощи. Взаимное
недоверие породило и отчуждение на бытовом уровне. Практически все
миротворческие операции в Африке базируются на российских вертолетах, и
слава богу, что они не затронуты сотрудничеством с НАТО. Но именно НАТО
претендует на монополию на любые военные операции в мире. Иными словами,
только недостаток средств и возможностей мешает альянсу подменить собой
миротворческие силы ООН, в которых очень сильна российская составляющая
(не только по части вертолетов). Следовательно, мы приходим к тому, с чего начали: реальной практической
повестки дня для переговоров с НАТО сейчас не существует. Военные
контакты как таковые сейчас тоже не возобновятся из-за радикального
изменения взглядов сторон на сам факт такого рода сотрудничества.
Обычные формальности, регулируемые старыми соглашениями, наподобие
инспекционных облетов территорий сторон, хоть и соблюдаются, в военном
плане погоды не делают. А упоминание Столтенбергом переговоров в Минске –
отживший ритуал, поскольку в военном плане это никого в НАТО не
касается.
Возможно, что создание такого рода переговорных площадок с
НАТО на основе классической дипломатии – изначально неверный подход.
НАТО – это военный блок, а Россия – это суверенное государство.
Переговоры по данной схеме просто несоразмерны по качеству и количеству,
ибо с нашей стороны ведутся профессиональными дипломатами, а со стороны
НАТО – генералами и аффилированными с ними личностями типа
Столтенберга. Военные эксперты всегда остаются не только за кадром, но и
за форматом таких переговоров. А раз никакой практической повестки
сейчас не существует, настало время формат пересмотреть. В конце концов,
есть ОДКБ. Пусть один военный блок ведет переговоры с другим военным
блоком. Да, все понимают, что НАТО – это в большей степени США, а ОДКБ –
это в большей степени РФ. Вот и замечательно. Это уже реальная основа
для налаживания чисто практического общения.
Впрочем, всегда можно потратить пару часов на бессмысленные формальности. Но остается шанс, что может быть еще хуже. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|