Казахстан наращивает поставки нефти в Китай в 2013 году, постепенно разворачивая экспорт на восток вместо загрузки трубопроводной системы России - своего партнёра по Таможенному союзу.
Теряя казахстанские ресурсы сырья, Россия рискует повторить свой печальный опыт с Туркменистаном, который, разочаровавшись в условиях транзита газа по системе Газпрома, в последние годы также предпочитает поставки на безразмерный китайский рынок.
Казахстан начал в 2013 году регулярную прокачку нефти по трубопроводу Кенкияк-Атырау в реверсном режиме, проложив нефтяную магистраль в Китай через всю страну - от Западного Казахстана (Атырау) до пограничного перехода Алашанькоу на китайской границе. Теперь казахстанский экспортный маршрут в Китай начинается в той же точке, что и нефтепровод Атырау-Самара, поставляющий в российскую систему Транснефти около 15 миллионов тонн сырья в год.
Китай получает через Алашанькоу меньше казахстанской нефти - около 10 миллионов тонн в 2012 году, но транзит через Россию не растёт многие годы, тогда как поставки в Китай уже в 2013 году должны повыситься сразу на 20 процентов до 12 миллионов тонн.
В январе Казахстан уже увеличил экспорт нефти в Китай, прокачав 1,012 миллиона тонн против 0,978 миллиона тонн в декабре, следует из данных Миннефтегаза Казахстана.
Транснефть отказалась комментировать увеличение поставок казахстанской нефти в Китай.
КАШАГАН
Кроме распределения существующих экспортных ресурсов Казахстан должен в ближайшее время определить маршруты поставки нефти новых месторождений, в первую очередь - гигантского Кашагана, для чего также может использовать китайское направление.
"Вообще лучше бы им развернуть (нефть) на Китай, поскольку европейский рынок насыщенный... Особенно с учётом того, что сланцевая революция приведёт в Европу нефть с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки. Единственный перспективный рынок - Азия", - сказал аналитик Sberbank СIB Валерий Нестеров.
Участники Кашагана уже рассматривают маршрут в Китай через Алашанькоу, сказали Рейтер два источника в Казахстане.
"Рассматриваются все возможные маршруты эвакуации нефти Кашагана, в том числе и Алашанькоу", - сообщил Рейтер сотрудник компании - участника кашаганского проекта.
Первая фаза Кашагана предусматривает добычу до 300.000 баррелей в сутки сразу после запуска в 2013 году с последующим увеличением до 450.000 баррелей. Доказанные извлекаемые запасы нефти Кашагана составляют 761,1 миллиона тонн. Состав участников СРП: Казмунайгаз, Eni, Total, Exxon Mobil, Royal Dutch Shell (по 16,81 процента), ConocoPhillips (8,40), Inpex (7,56).
ПЯТАЯ КОЛОННА
Рост спроса на нефть в Китае не только лишает Москву дополнительных транзитных объемов, но и провоцирует российские компании на изменение привычных экспортных маршрутов в пользу казахстанского транзита.
В январе 2013 года источники сообщили, что государственная Роснефть предложила Казахстану долгосрочный контракт на поставку нефти с замещением объема казахстанским сырьём на границе с Китаем, что вызвало неодобрение Транснефти, испытывающей дефицит ресурсов для заполнения экспортных маршрутов.
Отток казахстанского сырья в Китай и развитие транспортной инфраструктуры ставит крест на планах Транснефти загрузить свободные мощности ресурсами из Казахстана: проект увеличения пропускной способности маршрута Атырау-Самара фактически заморожен, признают в монополии.
"Планы пока остаются планами. Никакого развития пока нет", - сказал Рейтер представитель Транснефти Игорь Дёмин.
Казахские производители нефти, сдающие сырье в российские магистральные нефтепроводы, ограничены в возможности выбора экспортных маршрутов. Так, например, новый терминал Транснефти в Усть-Луге, который не пользуется популярностью у российских производителей из-за более низкой рентабельности по сравнению с другими маршрутами, в настоящее время обеспечен ресурсами НГДО Казахстана примерно на 30 процентов, тогда как соседний Приморск - лишь на 6 процентов.
СВОЙ СРЕДИ СВОИХ
Трубопровод Кенкияк-Атырау начал прокачку в восточном направлении, чтобы обеспечить компании Мангистаумунайгаз, 50 процентов которой принадлежит китайской CNPC, поставки нефти в Китай по толлинговой схеме.
Тестовые поставки компания начала еще в ноябре, экспортировав около 4.000 тонн нефти. В декабре поставки выросли до 20.000 тонн, а в январе составили 33.960 тонн, согласно данным Миннефтегаза Казахстана.
По информации источника, знакомого с ситуацией, трубопровод мощностью 6 миллионов тонн в год, готов к работе в восточном направлении не полностью.
"Трубопровод надо реконструировать, на это потребуются средства и время, пока идут поставки в тестовом режиме - до 40.000 тонн в месяц", - сказал источник.
Казахстан начал переработку нефти на НПЗ Китая по толлинговой схеме после долгого и безрезультатного поиска условий взаимных поставок энергоресурсов в едином экономическом пространстве с Россией.
Трубопровод Атасу-Алашанькоу был открыт в 2005 году, западный участок системы - Кенкияк-Атырау - был построен ещё раньше, в 2004 году, обеспечив нефтедобывающим компаниям, работающим в западном регионе Казахстана, выход на международный рынок через систему Транснефти (по нефтепроводу Атырау-Самара) и Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
В конце 2009 года завершилось строительство трубопровода Кенкияк-Атасу-Алашанькоу, открывшего дорогу актюбинским добывающим компаниям, в частности китайской CNPC, дорогу в Китай, что значительно "высушило" экспортный каспийский маршрут Актау-Баку-Батуми. Источник: Рейтерс.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Это да, провокационная, согласна. Но если сквозь провокации изучить факты, то вот, что мне видится:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Работа на внешнем рынке не исключает работы на внутреннем. Надо и там, и там успевать. Тогда будет все хорошо. Если проблемы на внешнем, то вытащит внутренний. И наоборот. Называется диверсификация. Так что газификация РФ - очень нужное дело. Но это внутренний рынок. А Казахстан составляет конкуренцию на внешнем. И надо встряхнуться и начать эффективно развивать свои способности продвигать себя там. А параллельно газифицировать Россию. И НПЗ строить у нас.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
У Газпрома внутренний рынок огромный , кроме газификации есть ещё транспорт. Газ - дешевое ,экологически чистое , не требующее переработки топливо. Дело за малым - начать выпуск транспорта с двухтопливной системой и строить АГКНС
Метан – топливо 21 века! http://www.neoplan.ru/news/_metan
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ну... не зря Газпром люди Степашина решили по полной программе навестить.
Пора его тряхнуть как следует. А то за президентской поддержкой спрятались и совсем нюх потеряли.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 817
Рейтинг поста:
Этому поставщику биржевых новостей можно верить, или это вброс для влияния на эти самые сводки?
--------------------