© img.geliophoto.com
На солёном озере Баскунчак добывают 80% всей российской соли. Под водоёмом находится соляная гора, которая уходит вглубь примерно на 6 километров. Соледобытчики компании «Руссоль» работают открытым способом, то есть срезают самый верхний слой. Соль с Баскунчака подходит и для еды, и для технического использования.
1. Баскунчак — большое солёное озеро на севере Астраханской области, его площадь составляет 115 квадратных километров. С VIII века здесь ведётся добыча соли, которую раньше отправляли на продажу по Шёлковому пути. В 60-е годы XIX века месторождения стало главным поставщиком соли на внутренний рынок России. В то время соль добывалась вручную. Стоя по пояс в воде, рабочие рыхлили соль пешней, и при помощи лопат грузили её в телеги, запряжённые верблюдами. В 1918 году здесь появились экскаваторы, а в 1930-е годы — первые солесосы, которые стали прототипами современных солекомбайнов.
© img.geliophoto.com
2. Сегодня соль на Баскунчаке добывают при помощи специального технологического комплекса, основа которого — солекомбайн. А участок для добычи выбирают с помощью геологоразведки.
© img.geliophoto.com
3. Солекомбайн медленно едет по рельсам, которые переносят по мере выработки пласта соли.
© img.geliophoto.com
4. Комбайн — уникальная машина, которую спроектировали и построили прямо на месторождении ещё в 90-е годы. Название у неё соответствующее — «Баскунчак-1».
© img.geliophoto.com
5. Комбайн движется по рельсам, ломает пласт с помощью двух фрез и смешивает соль с водой. Эта масса называется соляная пульпа. Она попадает в систему обезвоживания, а затем в дробилку. Потом измельченная соль отделяется от воды и грузится в вагоны или тягач. Лишняя вода тут же сливается обратно в озеро.
© img.geliophoto.com
6. Машинист солекомбайна. Он управляет машиной вместе с помощником машиниста.
© img.geliophoto.com
7. Комбайн режет пласты на глубине до 8 метров, во время работы хрупкая соляная кромка может раскрошиться, и машина потеряет равновесие. Чтобы контролировать это, используют креномер. Инструмент следит, чтобы техника не наклонялась сильнее нормы. Если это происходит — на креномере срабатывает сигнализация и добычча останавливается.
© img.geliophoto.com
8. Помощник машиниста солекомбайна направляет стрелу таким образом, чтобы соль попала в тягач или грузовой вагон. Еще он держит связь с водителем тягача с помощью рации. Когда прицеп наполняется, он сообщает, что пора передвигать машину вперед. Таким образом рабочие синхронизируют процесс погрузки и скорость автомобиля.
© img.geliophoto.com
9. Элеватор, по которому соль поднимается на стрелу. За это время с неё стекает лишняя вода.
© img.geliophoto.com
10. Из комбайна соль сыпется в прицепы тягачей.
© img.geliophoto.com
11. Карьерный тягач — огромная машина с тремя прицепами. За раз в них грузят 450 тонн соли, это примерно семь железнодорожных вагонов.
© img.geliophoto.com
12.
© img.geliophoto.com
13. На то, чтобы загрузить один тягач уходит около 90 минут.
© img.geliophoto.com
14. За сутки здесь добывают примерно 100 железнодорожных вагонов соли.
© img.geliophoto.com
15. Когда пласт выработан, железнодорожное полотно сдвигают на 180 сантиметров. Обычно между траншеями оставляют целики шириной не более 10 сантиметров. Они нужны чтобы уменьшить потери от разрушения пласта.
© img.geliophoto.com
16. Чтобы передвинуть пути, используют специальные рихтовочные машины, монтируемые на тракторах. Полностью разбирать рельсы не нужно.
© img.geliophoto.com
17. За год на Баскунчаке добывают от 1,5 до 2 миллионов тонн соли.
© img.geliophoto.com
18. На том месте, где прошёлся комбайн, образуются выломы. Они выглядят как прямоугольные бассейны, разделенные соляными «волнорезами». Границы бассейнов помечают специальными ограждениями, чтобы никто из водителей не заехал на опасный участок с восьмиметровой глубиной.
© img.geliophoto.com
19. Тягачи работают только в светлое время суток. По ночам соль грузят в железнодорожные вагоны. Работа на предприятии ведётся круглосуточно в три рабочих смены.
© img.geliophoto.com
20. Вагоны под погрузку перемещают с помощью тракторов, которые цепляют к составу металлическими тросами.
© img.geliophoto.com
21. Комбайн грузит соль в вагоны.
© img.geliophoto.com
22. Процесс почти не отличается от погрузки в тягач.
© img.geliophoto.com
23. Соль грузят круглыми сутками. На самом Баскунчаке обрабатывают далеко не всё, остальное по Волге везут на другие предприятия в центральной части России.
© img.geliophoto.com
24. Тягачи привозят соль в пункт разгрузки, который расположен на предприятии.
© img.geliophoto.com
25. За восьмичасовую смену водитель тягача успевает сделать 3-4 рейса.
© img.geliophoto.com
26. Привезённую соль выгружают на приёмное устройство — бункер.
© img.geliophoto.com
27. Приёмник выглядит как огромное сито, через которое постепенно просыпается крупная, ещё не обработанная, соль.
© img.geliophoto.com
28. Дальше соль попадает на 700-метровый конвейер.
© img.geliophoto.com
29. По нему соль движется к стакеру-реклаймеру. Это автоматизированный комплекс, который принимает соль, укладывает её в большую гору для просушки. Потом соль подает дробление, а затем на фабрику. Стакер-реклаймер — немецкая машина высотой 40 метров, которая предназначена для укладки и забора соли.
© img.geliophoto.com
30. Стакер оставляет на соляной горе красивые узоры.
© img.geliophoto.com
31. Пищевая соль попадает на фабрику. Сначала её дробят до первого помола и сушат, а затем фасуют.
© img.geliophoto.com
32. Линия, где фасуют и упаковывают пищевую соль.
© img.geliophoto.com
33. Пищевую соль насыпают в целлофановые пакеты или большие 50-килограммовые мешки. Дальше соль отправляется на продажу по всей стране. А часть уходит на экспорт. Интересно, что в магазинах самого Баскунчака часто встречается соль которую привезли из соседних регионов.
© img.geliophoto.com
34. На пакеты ставят маркировку со сроком изготовления.
© img.geliophoto.com
35. Добытая соль различается по цвету, размеру гранул и количеству примесей. Молодая соль более светлая, мелкая и чистая, именно она подходит для еды. Пищевая соль, расфасованная на этой фабрике, не выглядит идеально белой. Её не очищают при помощи химии, поэтому она сохраняет природный сероватый или бежевый оттенок. И это нормально. Темная и крупная соль пролежала в озере дольше и успела впитать слишком много ила и другой органики. Её называют технической. Степень чистоты продукта определяют в лаборатории.
© img.geliophoto.com
36. Участок, на котором разгружают вагоны с солью.
© img.geliophoto.com
37. Чтобы опустошить вагоны со слегка слежавшейся солью, используют специальные ковши.
© img.geliophoto.com
38. В большинстве российских городов техническую соль используют для того, чтобы посыпать дороги и тротуары. Также в своей работе её применяют химики, строители и энергетики.
© img.geliophoto.com
39. Из-за особенности технологии добыча происходит только в тёплый сезон — с весны до осени. Поэтому, помимо ежедневной упаковки и отправки, нужно создавать запасы на зиму.
© img.geliophoto.com
40. Автомобили, которые привозят рабочих на месторождение, служат всего 5-6 лет. За это время хлористый натрий, который содержится в соли, разрушает металл и выводит машину из строя.
© img.geliophoto.com
41. Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок Нижний Баскунчак. Большинство его жителей работает на соледобыче из поколения в поколение.
© img.geliophoto.com
42. Солевые пласты Баскунчакского месторождения продолжают формироваться и по сей день. Со временем на месте выломов образуется новая соль. Сейчас практически полностью восстановились участки, работы на которых велись в 40-е годы. То есть, если соблюдать технологию, добывать соль с Баскунчака можно бесконечно.
© img.geliophoto.com