ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > Озеро Баскунчак — бесконечное месторождение соли

Озеро Баскунчак — бесконечное месторождение соли


24-09-2019, 18:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Озеро Баскунчак — бесконечное месторождение соли

 

 © img.geliophoto.com

На солёном озере Баскунчак добывают 80% всей российской соли. Под водоёмом находится соляная гора, которая уходит вглубь примерно на 6 километров. Соледобытчики компании «Руссоль» работают открытым способом, то есть срезают самый верхний слой. Соль с Баскунчака подходит и для еды, и для технического использования.

1. Баскунчак — большое солёное озеро на севере Астраханской области, его площадь составляет 115 квадратных километров. С VIII века здесь ведётся добыча соли, которую раньше отправляли на продажу по Шёлковому пути. В 60-е годы XIX века месторождения стало главным поставщиком соли на внутренний рынок России. В то время соль добывалась вручную. Стоя по пояс в воде, рабочие рыхлили соль пешней, и при помощи лопат грузили её в телеги, запряжённые верблюдами. В 1918 году здесь появились экскаваторы, а в 1930-е годы — первые солесосы, которые стали прототипами современных солекомбайнов.

 © img.geliophoto.com

2. Сегодня соль на Баскунчаке добывают при помощи специального технологического комплекса, основа которого — солекомбайн. А участок для добычи выбирают с помощью геологоразведки.

 © img.geliophoto.com

3. Солекомбайн медленно едет по рельсам, которые переносят по мере выработки пласта соли.

 © img.geliophoto.com

4. Комбайн — уникальная машина, которую спроектировали и построили прямо на месторождении ещё в 90-е годы. Название у неё соответствующее — «Баскунчак-1».

 © img.geliophoto.com

5. Комбайн движется по рельсам, ломает пласт с помощью двух фрез и смешивает соль с водой. Эта масса называется соляная пульпа. Она попадает в систему обезвоживания, а затем в дробилку. Потом измельченная соль отделяется от воды и грузится в вагоны или тягач. Лишняя вода тут же сливается обратно в озеро.

 © img.geliophoto.com

6. Машинист солекомбайна. Он управляет машиной вместе с помощником машиниста.

 © img.geliophoto.com

7. Комбайн режет пласты на глубине до 8 метров, во время работы хрупкая соляная кромка может раскрошиться, и машина потеряет равновесие. Чтобы контролировать это, используют креномер. Инструмент следит, чтобы техника не наклонялась сильнее нормы. Если это происходит — на креномере срабатывает сигнализация и добычча останавливается.

 © img.geliophoto.com

8. Помощник машиниста солекомбайна направляет стрелу таким образом, чтобы соль попала в тягач или грузовой вагон. Еще он держит связь с водителем тягача с помощью рации. Когда прицеп наполняется, он сообщает, что пора передвигать машину вперед. Таким образом рабочие синхронизируют процесс погрузки и скорость автомобиля.

 © img.geliophoto.com

9. Элеватор, по которому соль поднимается на стрелу. За это время с неё стекает лишняя вода.

 © img.geliophoto.com

10. Из комбайна соль сыпется в прицепы тягачей.

 © img.geliophoto.com

11. Карьерный тягач — огромная машина с тремя прицепами. За раз в них грузят 450 тонн соли, это примерно семь железнодорожных вагонов.

 © img.geliophoto.com

12.

 © img.geliophoto.com

13. На то, чтобы загрузить один тягач уходит около 90 минут.

 © img.geliophoto.com

14. За сутки здесь добывают примерно 100 железнодорожных вагонов соли.

 © img.geliophoto.com

15. Когда пласт выработан, железнодорожное полотно сдвигают на 180 сантиметров. Обычно между траншеями оставляют целики шириной не более 10 сантиметров. Они нужны чтобы уменьшить потери от разрушения пласта.

 © img.geliophoto.com

16. Чтобы передвинуть пути, используют специальные рихтовочные машины, монтируемые на тракторах. Полностью разбирать рельсы не нужно.

 © img.geliophoto.com

17. За год на Баскунчаке добывают от 1,5 до 2 миллионов тонн соли.

 © img.geliophoto.com

18. На том месте, где прошёлся комбайн, образуются выломы. Они выглядят как прямоугольные бассейны, разделенные соляными «волнорезами». Границы бассейнов помечают специальными ограждениями, чтобы никто из водителей не заехал на опасный участок с восьмиметровой глубиной.

 © img.geliophoto.com

19. Тягачи работают только в светлое время суток. По ночам соль грузят в железнодорожные вагоны. Работа на предприятии ведётся круглосуточно в три рабочих смены.

 © img.geliophoto.com

20. Вагоны под погрузку перемещают с помощью тракторов, которые цепляют к составу металлическими тросами.

 © img.geliophoto.com

21. Комбайн грузит соль в вагоны.

 © img.geliophoto.com

22. Процесс почти не отличается от погрузки в тягач.

 © img.geliophoto.com

23. Соль грузят круглыми сутками. На самом Баскунчаке обрабатывают далеко не всё, остальное по Волге везут на другие предприятия в центральной части России.

 © img.geliophoto.com

24. Тягачи привозят соль в пункт разгрузки, который расположен на предприятии.

 © img.geliophoto.com

25. За восьмичасовую смену водитель тягача успевает сделать 3-4 рейса.

 © img.geliophoto.com

26. Привезённую соль выгружают на приёмное устройство — бункер.

 © img.geliophoto.com

27. Приёмник выглядит как огромное сито, через которое постепенно просыпается крупная, ещё не обработанная, соль.

 © img.geliophoto.com

28. Дальше соль попадает на 700-метровый конвейер.

 © img.geliophoto.com

29. По нему соль движется к стакеру-реклаймеру. Это автоматизированный комплекс, который принимает соль, укладывает её в большую гору для просушки. Потом соль подает дробление, а затем на фабрику. Стакер-реклаймер — немецкая машина высотой 40 метров, которая предназначена для укладки и забора соли.

 © img.geliophoto.com

30. Стакер оставляет на соляной горе красивые узоры.

 © img.geliophoto.com

31. Пищевая соль попадает на фабрику. Сначала её дробят до первого помола и сушат, а затем фасуют.

 © img.geliophoto.com

32. Линия, где фасуют и упаковывают пищевую соль.

 © img.geliophoto.com

33. Пищевую соль насыпают в целлофановые пакеты или большие 50-килограммовые мешки. Дальше соль отправляется на продажу по всей стране. А часть уходит на экспорт. Интересно, что в магазинах самого Баскунчака часто встречается соль которую привезли из соседних регионов.

 © img.geliophoto.com

34. На пакеты ставят маркировку со сроком изготовления.

 © img.geliophoto.com

35. Добытая соль различается по цвету, размеру гранул и количеству примесей. Молодая соль более светлая, мелкая и чистая, именно она подходит для еды. Пищевая соль, расфасованная на этой фабрике, не выглядит идеально белой. Её не очищают при помощи химии, поэтому она сохраняет природный сероватый или бежевый оттенок. И это нормально. Темная и крупная соль пролежала в озере дольше и успела впитать слишком много ила и другой органики. Её называют технической. Степень чистоты продукта определяют в лаборатории.

 © img.geliophoto.com

36. Участок, на котором разгружают вагоны с солью.

 © img.geliophoto.com

37. Чтобы опустошить вагоны со слегка слежавшейся солью, используют специальные ковши.

 © img.geliophoto.com

38. В большинстве российских городов техническую соль используют для того, чтобы посыпать дороги и тротуары. Также в своей работе её применяют химики, строители и энергетики.

 © img.geliophoto.com

39. Из-за особенности технологии добыча происходит только в тёплый сезон — с весны до осени. Поэтому, помимо ежедневной упаковки и отправки, нужно создавать запасы на зиму.

 © img.geliophoto.com

40. Автомобили, которые привозят рабочих на месторождение, служат всего 5-6 лет. За это время хлористый натрий, который содержится в соли, разрушает металл и выводит машину из строя.

 © img.geliophoto.com

41. Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок Нижний Баскунчак. Большинство его жителей работает на соледобыче из поколения в поколение.

 © img.geliophoto.com

42. Солевые пласты Баскунчакского месторождения продолжают формироваться и по сей день. Со временем на месте выломов образуется новая соль. Сейчас практически полностью восстановились участки, работы на которых велись в 40-е годы. То есть, если соблюдать технологию, добывать соль с Баскунчака можно бесконечно.

 © img.geliophoto.com

 


Вернуться назад