Крым и Севастополь станут одним субъектом РФ?
Фото: Politrussia.com
После упразднения Крымского федерального округа и передачи
Крыма и Севастополя в состав ЮФО в СМИ и экспертном сообществе резко
активизировались разговоры о возможном объединении республики и города
федерального значения в единый субъект Российской Федерации. С тем,
насколько это реально и какие последствия может иметь, мы и попытаемся
разобраться.
Активно заговорили о возможном объединении двух независимых
регионов, расположенных на Крымском полуострове, в марте 2016 года. Связано это
было, судя по всему, с разрастанием конфликта между губернатором Севастополя Сергеем
Меняйло и председателем севастопольского заксобрания Алексеем Чалым.
Скандальное противостояние начало приводить к дискредитации местной власти.
Некоторые сторонние наблюдатели обвиняли в "смуте" Чалого, но не все
было так просто. Дело в том, что симпатии большинства горожан оказались именно
на стороне председателя ЗакСа, причем не столько из-за хорошего отношения к
нему лично, сколько из-за нелюбви к губернатору, который когда-то зарекомендовал
себя как талантливый военачальник, но оказался слабым хозяйственником. Против
губернатора свидетельствовали переполненные мусорные баки, "убитые"
дороги, бардак в медицинских учреждениях и огромные очереди в детские сады.
Притом, что финансирование Севастополя в один момент стало в несколько раз
больше, чем в украинский период, многие городские проблемы так и не решились.
В
пользу Чалого был и тот факт, что в феврале - марте 2014 года он фактически
возглавил восстание против украинского госпереворота и взял на себя
ответственность за все происходящее в городе. Правда, против героя "Русской
весны" говорила некоторая демонстративность, наблюдавшаяся в его действиях.
Довольно долго нараставшее противостояние приняло в конце
2015 - начале 2016 года нешуточный характер.
Тогда и появилисьв средствах массовой информации комментарии от неназванных источников в органах
власти, в которых севастопольские политические разборки называли "балаганом"
и связывали с еще украинскими "политическими традициями". Речь также
шла о том, что в отличие от севастопольской, крымская властная вертикаль
действовала вполне эффективно, и поэтому "встройка" в нее Севастополя
благоприятно сказалась бы на ситуации, сложившейся на полуострове в целом. Тогда эксперты отреагировали на эти слухи по-разному. Заместитель председателя Общественной палаты РК Александр
Форманчук заявил:
«Сложившееся
исторически административное разделение этих двух субъектов сейчас
несколько мешает интеграции полуострова в российское пространство.
Конечно, взаимодействие этих двух самостоятельных субъектов в рамках КФО
должно идти в сторону объединения. Но для того, чтобы это сделать,
нужно время».
Александр Форманчук
Заместитель председателя Государственного Совета РК Андрей
Козенко:
«Не
думаю, что объединение Республики Крым и Севастополя в один субъект
федерации сейчас всерьез рассматривается на высшем политическом уровне.
Слишком разная специфика в управлении территориями, тем более, что такой
уклад формировался десятилетиями».
Андрей Козенко
Депутат Госсовета Крыма, фракция «ЛДПР» Сергей Шувайников:
«Административное
объединение Республики Крым и Севастополя – это скорее всего
перспективы будущего. В настоящий момент проект не реалистичен.
Севастополь традиционно был отдельным регионом в Крыму...»
Сергей Шувайников
Но на некоторое время обсуждение объединительных тенденций стихло, чтобы с новой силой возродиться летом и осенью на фоне
ликвидации Крымского федерального округа.
В день присоединения Крыма и Севастополя к ЮФО средства
массовой информации сообщили,
что объединение двух субъектов в один считает целесообразным сенатор от КрымаСергей Цеков. По мнению парламентария, это помогло бы сократить
административные затраты и сделать развитие региона более эффективным.
Масла в огонь подлило посещения главой Крыма Сергеем
Аксеновым в конце августа Севастополя с целью обсужденияс руководством местной "Единой России" подписания межпарламентского
соглашения. И хотя Аксенов после этого лично назвал обсуждение объединения
Крыма и Севастополя "неактуальным",
журналисты и эксперты усмотрели в происходящем некий знак.
Отверг возможность объединения Крыма с Севастополем, помимо
Аксенова, и назначенный в июле (после перевода Сергея Меняйло полномочным
представителем Президента в СФО) и.о. губернатора Севастополя Дмитрий
Овсянников. По его словам, руководство государства не девало никаких подобных
поручений, и в Севастополе он таких разговоров даже не
слышал.
«Не думаю, что севастопольцы всерьез и с удовольствием будут обсуждать идею объединения с Республикой Крым».
Дмитрий Овсянников
Новый и.о. главы города в целом чувствует себя вполне
уверенно: публично рассуждает о планах на 2017 год и налаживает конструктивные
отношения с Алексеем Чалым, с которым не смог найти общий язык Сергей Меняйло.
Но при этом, даже малейших намеков на амбиции возглавить "объединенный
Крым" у него не наблюдается. Глава же РК Сергей Аксенов отказался от
думского мандата - явно планируя в обозримом будущем руководить республикой. Но разговоры все равно продолжаются. Руководитель крымского корпункта НТВ Олег
Крючков считает:
«Постоянно
в последнее время идея об объединении регионов проскальзывает у
политологов и экспертов. Административная реформа. Спикер Совфеда в
апреле еще дискуссию начала. Тренд – укрупнение. Сибирь, Дальний Восток,
центр страны, большие слияния. Обсуждают кого и куда. Сокращение
чиновников большое и улучшение управляемости регионов. Выравнивание
бюджетов. Сегодня увидел в обсуждениях новый вариант с Крымом и
Севастополем, две столицы. Совмин в городе-герое, Госсовет в
Симферополе. Сто депутатов, выборы в следующем сентябре. И овцы целы, и
волки сыты, это взгляд не с Острова».
Олег Крючков
Насколько это может соответствовать действительности и
вообще имеет смысл?
Ситуация на самом деле двойственная.
- Еще во времена Российской Империи Севастополь имел статус
крепости и подчинялся военному губернатору, как база Черноморского флота. Лишился
особого статуса он лишь ненадолго - после Крымской войны, когда России,
согласно Парижскому миру, запрещалось держать в его бухтах свои военные
корабли.После революции Севастополь вошел в состав сначала Крымской
Автономной Советской Социалистической Республики, а затем - Крымской области.
- Однако после Великой Отечественной войны, в 1948 Севастополь
стал городом "республиканского подчинения", что ставит под большой
вопрос законность его передачи в 1954 году УССР (при передаче Крыма, он, будучи
независимым субъектом, в документах не упоминался). Однако в 1960-е годы советские
власти Севастополь по умолчанию, официально это никак не оформив, начинают
называть уже городом республиканского подчинения УССР.
- В начале 1990-х Севастополь официально требовал признать его
российский статус, однако Борис Ельцин город защищать не стал, и Киев прибрал
его к рукам вместе с Крымом, предоставив ему конституцией 1996 года специальный
статус. На Украине звучали голоса, требующие лишить Севастополь особого
положения, однако на практике это было невозможно - город был базой ВМФ России,
и формальное присоединение его к Крыму могло породить массу правовых проблем.
- После воссоединения с Россией Севастополь, наравне с Москвой
и Санкт-Петербургом, стал городом федерального значения.
Таким образом, статус отдельного региона для Севастополя с
одной стороны предопределен исторически. Он как был военной базой, так и
остался. И скорее всего будет ею еще очень долго. И специальный статус
существенно облегчает его администрирование в этом контексте - массу
правовых
вопросов военное руководство может решать прямо на месте. С другой
стороны,
остальные города-военные базы России ни в Крыму, ни в других регионах
страны федерального значения не имеют. А ведь есть населенные пункты,
насыщенные войсками ну уж точно не меньше Севастополя. И двойная
административная вертикаль в Крыму на этом фоне может казаться роскошью.
Но вся беда заключается в том, что организация объединения может
оказаться для государства значительно дороже, чем содержание "второго
комплекта" местной власти на протяжении многих лет. Согласно
законодательству РФ, объединение регионов может происходить по их
инициативе и
по итогам обязательных референдумов, на которых большая часть населения
обоих
субъектов должны поддержать слияние. Однако, судя даже по поверхностному
мониторингу настроений севастопольцев (например, в соцсетях), большая
часть из
них совершенно не желает объединяться с Крымом и открыто говорит о своей
особой
ментальности. В итоге, дорогостоящие референдумы могут завершиться
ничем,
превратившись в пустую трату денег. Поэтому, прежде, чем пытаться
переходить к
практической реализации подобных планов, нужно тщательно изучить мнение
местных
жителей.
Что же касается экономии, то она уже идет полным ходом.
Местные отделения ряда федеральных ведомств Севастополя уже замкнули в особом
порядке на Крым. Речь идет, в частности, о ФСБ, Роскомнадзоре, Антимонопольной
службе. На очереди, судя
по информации в СМИ, - суды и судебные приставы. Возможно, подобный
компромиссный вариант в ближайшем будущем мог бы устроить всех. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|