Всегда хотел побывать именно на этом производстве. Хотел
посмотреть место, где рождаются самолеты. Хотя конечно рождаются
они сначала в мыслях конструктора, потом в зарисовках и чертежах
и только затем они появляются на производстве.
Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал ПАО «Корпорация
„Иркут"» то самое производство о котором я много слышал, но ни разу не был. В этом году такая возможность предоставилась
благодаря церемонии выкатки новейшего и перспективного МС-21.
Основу производства ИАЗ составляют многоцелевые истребители
Су-30МК и Су-30СМ, учебно-боевые самолеты нового поколения
Як-130, а также компоненты для пассажирских самолетов Airbus
A320. Да, да, вы не ослышались. Именно Airbus A320. На заводе
выполняется полный цикл работ, включающий конструкторскую и технологическую подготовку производства новой авиационной
техники, изготовление оснастки, выпуск опытных и серийных
самолетов, их наземные и летные испытания, послепродажное
обслуживание. С 1932 года, завод выпустил около 7000 самолетов
более 20 типов, которые поставлялись в 40 стран.
Фото Сергей Мартиросян aviator-ru
Мне, как и многим журналистам приехавшим на церемонию, показали
небольшую часть производства. Поверьте это была весьма интересная
экскурсия, при этом осмелюсь вам напомнить, что производство
все-таки военное и сама возможность побывать на нем, да еще и сделать фотографии — большая удача!
2. В производственных цехах чисто, каждый занят своим делом,
часть производства автоматизирована.
3. Узнаете? Это Як-130 — российский учебно-боевой самолёт, лёгкий
штурмовик, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных
силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.
4. А этот самолет?
5. Работа спорится. В ходе разговоров без диктофона люди говорят,
что им нравится на заводе. Многое изменилось, стало интереснее…
6. Так еще и не узнали? Су-30 — двухместный многоцелевой
истребитель поколения 4+ завоевания господства в воздухе,
предназначенный для уничтожения воздушных целей днем и ночью.
7.
8. Как говорится «на коне»!
9. А это уже совершенно другой, новый самолет. Причем, обратите
внимание — первый, летный экземпляр.
10. Сначала показывать и рассказывать про него не хотели, но тем
не менее показали.
11. Самолет первоначальной подготовки Як-152 входит в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения
задач первоначального обучения и профессионального отбора на ранней стадии подготовки летчиков.
12. Сердце любого самолета это его двигатели. Мотор Як-152 — RED
A05 только формально «не российского производства», его
разработал Владимир Райхлин (наш бывший соотечественник) на деньги ФИНАМ, и производиться он будет в Казани.
13. Впервые вижу такую «ремувку». А вы?
14. Рядом собирают еще один экземпляр. Идем дальше по цеху.
15. Как я и говорил производство автоматизировано. Оборудование
импортное, но осуждать предприятие за это думаю не стоит.
16. Завод выполняет заказы для зарубежных производителей
самолетов, а там свои технологии, свое оборудование, свои
требования.
17.
18. Детали фюзеляжа
19. Тележка для перевозки деталей фюзеляжа — в центре, прямо
между разметкой.
20. Управляется автоматически, дистанционно, движется по специальным датчикам — для этого нанесены линии разметки на полу.
21. Высокопроизводительные роботы идеальны для концепции «легкой»
автоматизации. Используются для установки заклепок, коих на самолетах великое множество.
22.
В составе системы: стандартный 6-ти осевой робот, комплект
повышения точности Broetje-Automation Cell-Control®, головка
со сверлильным шпинделем и устройством смены инструмента, устройство
автоматической смены головки и загрузки/выгрузки сборочной
единицы.
23. Похож на «чужого»?
24. А это один из элементов сборки фюзеляжей МС-21.
25. Снова военное производство
26.
27. Один из этапов производства.
28. Незаметно экскурсия перешла в цех окончательной сборки.
Детали остекления Як-130 и не только его.
29. Из-за этого двигателя на страницах соцсетей разразились
страшные дебаты. Проект создания МС-21 изначально предполагал
наличие двух альтернативных силовых установок — с российскими
двигателями ПД-14 или американскими Pratt & Whitney PW1400G.
30. PW1400G уже существует и более того, уже установлен на первый
летный экземпляр МС-21, а вот российского ПД-14 еще нет, но испытания идут и он обязательно появится. Надо просто подождать.
31. Почти готовые Як-130
32. На самом деле это цех для сборки военной продукции, но МС-ка
немного потеснила их.
33. Вот она! Это второй экземпляр, для статических испытаний.
34. Вид сверху, как говорится, лучше!
35.
36. Сверху также видно и уже готовую продукцию военного
назначения. Туда нас тоже повели…
37. Почти собранный фюзеляж МС-21.
38. Уже готовый к показу Су-30, который затем будет представлен
делегации Правительства РФ.
39. Даже без окраса он прекрасен.
40. Грация и красота.
41. Снова вернемся к МС. Пора завершать экскурсию. Времени было
мало. Но скажу сразу — Самолет мне понравился.
42.
43.
44.
45.