В последние дни всё внимание планеты было приковано к проходящему в России чемпионату мира по футболу. И действительно он преподнёс столько сюрпризов и рекордов, как ни один мундиаль до этого…
Однако в эти дни происходили и другие, гораздо более значимые события. Так, норвежские учёные из Открытого университета сообщили, что в Арктике происходит самая настоящая климатическая катастрофа, связанная с резкими температурными изменениями в северной части Баренцева моря.
Их выводы подтвердили их английские коллеги из Шеффилдского университета.
По мнению учёных, обнаружено образование в Арктике так называемой «горячей точки». Она губительно влияет на экосистему данной части мирового океана, быстро меняя здесь климат на более теплый.
Исследователями проанализированы данные с 1970-го по 2016-й годы. Установлено, что объем пресной воды, ранее поступавший в арктический бассейн в результате таяния льдов, неуклонно снижается, что приводит к изменению баланса пресной и соленой воды.
Теплая атлантическая соленая вода начинает преобладать и разрушать лед.
Баренцево море представлено двумя разными климатическими режимами. На юг приходят теплые соленые воды Атлантики, на север -- пресные холодные воды Арктики.
Постоянно снижающийся уровень поступления пресной воды, образуемой в процессе таяния льдов, ещё более ускоряет процесс потепления. Ранее, в течение столетий ледяной покров в летнее время таял, а в зимний период вода снова превращалась в лёд, что делало в арктическом регионе климат достаточно стабильным. Теперь же холодная вода Баренцева моря отступает на север из-за притока теплых атлантических потоков. Это ведёт не только к изменениям в экосистеме, но и к значительным изменениям фауны и флоры во всей Арктике.
Но самое важное, как считают эксперты, это арктическое потепление приведёт к значительному перемещению арктических холодных масс в меридиональном направлении на юг, что сделает климат не только в России, но и в Европе и США более холодным.
И, следовательно, потребность в газе и нефти намного возрастёт. Сейчас пока трудно спрогнозировать насколько, однако речь может идти о сотнях миллионов тонн нефти и десяткам миллиардов кубических метров газа.
В связи с этим значимость арктических запасов полезных ископаемых приобретает поистине неоценимый характер. Ведь потепление в Арктике приведёт и к улучшению условий добычи газа и нефти, и облегчению их транспортировки в круглогодичном режиме не только трубопроводным транспортом, но и танкерами. Причём необходимость их ледокольного сопровождения будет снижаться.
Эти сообщения норвежских и английских учёных вызвали целую бурю обсуждений на Западе. И, в первую очередь, разумеется, там сразу озадачились вопросом выгодного дележа бесценных арктических ресурсов. И, разумеется, в свою пользу…
Дошло до того, что не только США и НАТО, но и другие страны, находящиеся на расстоянии тысяч километров от Арктики, заговорили о необходимости пересмотра действующих международных соглашений в этом регионе, и даже о передаче всего региона под некий «международный» контроль.
В настоящее время координацию деятельности различных государств в Арктике осуществляет Арктический совет. В него входят Россия, США, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция, а наблюдателями являются Великобритания, Германия, Испания, Италия, КНР, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Сингапур и Швейцария.
Даже на первый взгляд становится очевидным, чего будет стоить этот самый «эффективный международный контроль», если подавляющее большинство членов Арктического совета представляют страны НАТО и ближайшие союзники США. И, как говорится, только Польши в Арктике и не хватало… Куда же там без неё?
Но на пути этих активных радетелей за такую «международную справедливость» встала Конвенция ООН по морскому праву от 1997-года, которая совершенно точно определяет континентальный шельф прибрежных государств как «морское дно и недра(!) подводный районов, простирающихся за пределы территориального моря на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние». (п.1 ст. 76 Конвенции ООН от 1997 г.)
И далее:
«В тех случаях, когда окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы этих самых 200 морских миль с учётом местонахождения и реальной протяжённости шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой отметки, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 метров». (п.5 ст. 76 Конвенции ООН от 1997 г.)
Россия в течение целых десяти лет готовила материалы для сбора объективных и неоспоримых доказательств о законности обладанием частью шельфа Ледовитого океана. Она провела уникальные масштабные научные геолого-геофизические исследования в океане на участке поднятия Менделеева и хребта Ломоносова.
На этой иллюстрации наглядно продемонстрирован масштаб исследований, проведённых РФ и остальными странами...
Кроме этого, Россия представила результаты исследований, которые свидетельствуют о том, что хребет является продолжением российского континентального шельфа. РФ претендует на котловину Подводников, поднятие Менделеева, южную оконечность хребта Гаккеля и зону Северного полюса.
Только за период с 2002-го по 2014-й годы в центральной части Арктического бассейна Россией были проведены 9 уникальных комплексных геолого-геофизических экспедиций с использованием научно-исследовательских и атомных ледоколов, а также научно-исследовательских подводных лодок. Были выполнены батиметрические наблюдения с многолучевым эхолотом, комплексные сейсмические исследования, аэрогеофизические наблюдения (магниторазведка, гравиразведка) и геологическое опробование на главных структурах Амеразийского и Евразийского бассейнов.
Ни одна другая страна не может сравниться с РФ по количеству, объёму и качеству проведённых в Арктике подобных исследований.
В августе 2015 года по результатам исследований в Комиссию по границам континентального шельфа ООН Россией был направлен соответствующий документ. Согласно регламенту, Россия дважды в год может отстаивать в подкомиссии ООН свою заявку на расширение континентального арктического шельфа.
Комиссия ООН по границам континентального шельфа примет решение по российской заявке на хребет Ломоносова в начале 2019 года. Данный срок обусловлен тем, что в конце текущего года свою заявку на арктический шельф должна представить Канада. После этого ООН сравнит российскую заявку с другими.
Но оперативное рассмотрение заявки под вопросом, поскольку борьба за шельф Арктики обостряется. В дележе этого региона мира уже участвуют Дания, Норвегия и Канада.
В очень «интересном» положении оказался Вашингтон. США до сих пор не ратифицировали вышеупомянутую Конвенцию, и поэтому попросту не имеют право на подачу своей заявки…
А вот у Дании и Норвегии интересы в некоторых районах Северного Ледовитого океана пересекаются с российскими. Например, Копенгаген утверждает, что хребет Ломоносова является продолжением гренландского шельфа.
Судя по всему, ООН примет доказательную базу российских исследователей в отношении принадлежности подводных хребтов к континентальному шельфу, а Российская Федерация получит полное право на добычу, по самым минимальным оценкам, примерно 5 млрд. тонн условного топлива.
Правда, следует предполагать, что США и их союзники станут использовать отнюдь не дипломатические и цивилизованные приёмы для того, чтобы хоть как-то обойти Конвенцию ООН от 1997-го года и иное международное законодательство...