Климат не меняется так быстро, чтобы мы смогли ощутить всю ярость природы на себе. Страдать будут наши дети, внуки и правнуки до седьмого колена.
Хотя изменение климата входит в сферу компетенции такой точной науки, как фундаментальная физика, во многом это результат сложного взаимодействия факторов, которые до конца не ясны. Например, очевидно, что в условиях глобального потепления уровень моря повысится, поскольку потеплевшая вода в океанах расширится, а ледники и ледяные щиты растают. Но скорость повышения уровня моря и его конечная точка остаются предметом жарких дебатов.
На этой неделе некоторую ясность в вопрос внесли две новые статьи. Одна из них посвящена тому, где остановится уровень моря, когда климат вновь придёт в равновесие (через несколько веков). Вторая анализирует потерю льда Гренландией и Антарктикой, но приходит к выводу, что пока нет никакого способа узнать, ускорился ли процесс.
Фото НАСА.
Надо сразу сказать, что подобные исследования очень многим обязаны спутникам GRACE, которые с 2003 года исправно сообщают о том, что ледяные щиты теряют массу. Есть признаки того, что сокращение убыстряется, но исследователи никак не могут договориться о точных показателях этого ускорения.
Авторы нового исследования (начнём со второго) сделали шаг назад и попытались выяснить, насколько разнообразно поведение щитов и как долго с учётом этой изменчивости нам нужно наблюдать, прежде чем мы сумеем обнаружить тенденцию. На то, как тает ледник, влияет ведь не только потепление, но и краткосрочные атмосферные явления и изменения циркуляции океана. За короткое время эти события могут полностью скрыть любые долгосрочные тенденции.
Насколько короткое? Авторы провели моделирование поведения ледниковых щитов в течение длительного времени без использования данных GRACE, а затем выполнили статистический анализ результатов этого проекта на предмет того, как наблюдения различной продолжительности влияют на обнаружение тенденций. Оказалось, что льды Антарктики ведут себя довольно стабильно, а потому мы уже вот-вот сможем выявить ускорение в районе 10 гТ в год. Чтобы выделить из шума долгосрочную тенденцию в Гренландии, надо наблюдать ещё лет десять.
Впрочем, в большинстве исследований ускорение оценивается больше чем на 10 гТ в год, поэтому обозревать Антарктику следует и впредь.
Что касается уровня моря, то, как правило, специалисты ссылаются на доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в которых дана оценка подъёма воды до конца столетия. Но процессы, влияющие на повышение уровня моря (передача тепла океанам и таяние льда), обладают огромной инерцией. Даже если температура стабилизируется, море будет наступать ещё несколько столетий.
Возникает закономерный вопрос: где оно остановится? История даёт тревожный ответ. Не раз в прошлом, когда температура всего на несколько градусов превышала доиндустриальный уровень, океан поднимался порой чуть ли не на 10 м по сравнению с сегодняшним показателем.
Чтобы понять, как это могло произойти, авторы по отдельности смоделировали роль основных факторов повышения уровня моря. Шесть парных моделей, охвативших 10 тыс. лет, показали, что тепловое расширение океанов добавляет 0,4 м к уровню моря на каждый градус. Горные ледники, даже если на определённой высоте они растают все, дадут 0,6 м. Лёд Антарктики внесёт относительно стабильный вклад в размере 1,2 м на каждый градус потепления.
А Гренландия и здесь выступает в роли тёмной лошадки. После относительно плавной реакции на первый градус потепления она внезапно добавляла в моделях более 4 м уровня моря на следующие полградуса. И у неё после этого оставалось ещё много льда для дальнейшего потепления.
В совокупности эти факторы повышают уровень моря примерно на 2,3 м на каждый градус выше доиндустриальной температуры, и эта скорость удерживается в течение четырёх градусов потепления. Это средний показатель, в действительности наших потомков могут ждать периоды медленного роста, которые будут сменяться резким и очень быстрым подъёмом воды.
Для проверки своих выкладок авторы сравнили результат с показателями среднего плиоцена и двух предыдущих межледниковых периодов. Эти оценки грешат большой неопределённостью (например, уровень моря среднего плиоцена, по разным данным, превышал сегодняшний на 5–30 м), но все они включают значения, полученные новой моделью.
Если средняя скорость роста уровня моря и впрямь составляет 2,3 м на градус, становится ясно, что подъёма воды-то мы толком ещё и не видели, то есть за наши сегодняшние выбросы углерода в конечном счёте отдуваться потомкам. Да помилует их Нептун!
Подготовлено по материалам Ars Technica.
Источник: compulenta.computerra.ru.
Рейтинг публикации:
|