Помимо мегалитов острова Веры на Урале имеется много иных мегалитических сооружений. Фактически, здесь выявлен новый ареал распространения мегалитических культур.
Дольмены Среднего Урала
В настоящее время более 200 дольменов выявлено в Пышминском и Невьянском районах Свердловской области. Их поиском активно занимается группа туристической компании "Команда Искателей Приключений" (г. Екатеринбург). В результате археологического изучения двух дольменов, проведенного в 2007 - 2008 гг. В.Д. Викторовой, получен материал III тыс. до н.э.
Спецификой среднеуральских дольменов являются их небольшие размеры (ширина и длина до 1,5-2,5м) и своеобразные конструкции. На местности они располагаются как по одиночке, так и группами, образуя своеобразные дольменные поля. По различиям в конструкции выделяются два основных типа дольменов: плиточные с курганной насыпью и валунные.
Плиточные дольмены представляют собой сооружения, состоящие из каменно-земляной насыпи, к которой пристроена камера из камня. На стыке насыпи и перекрытия зачастую фиксируется верхнее отверстие. Перед таким дольменом на местности обычно расположена прямоугольная площадка-дворик.
Иногда на перекрытии дольменов есть своеобразные надстройки-навершия, отгораживающие верхнее отверстие. Это вертикально стоящая плита, либо несколько камней, пирамидкой уложенных друг на друга. Оригинальным элементом некоторых дольменов являются "уши" - вертикальные плиты, примыкающие к камере с одной или обеих внешних сторон.
Валунные дольмены сложены из массивных валунов, образующих камеру. Сверху она перекрыта одним или несколькими уплощенными валунами. Обычно эти дольмены производят впечатление природных образований, лишь незначительно дополненных человеком. Однако при более детальном рассмотрении обнаруживается четкая планировка всей конструкции. Несмотря на разнообразие форм и размеров камеры, все валунные дольмены схожи в одном: наличием двух проходов - основным (в одной из боковых стен) и более узким проемом между валунами.
В целом, количество дольменов в лесной зоне Зауралья чрезвычайно велико, и они отличаются большим типологическим разнообразием.
Наверняка это обусловлено, как разновременностью, так и разным назначением этих объектов. Новые исследования безусловно выявят множество иных дольменов. Но уже сейчас очевидно, что среднеуральские дольмены входят в состав единой уральской мегалитической культуры.
Менгиры
В степной зоне наиболее распространенной разновидностью мегалитических сооружений являются менгиры, то есть необработанные или грубо обработанные камни, вертикально установленные на поверхности земли. В Южном Зауралье встречены следующие типы менгиров: одиночные; каменные ряды; комплексы менгиров; круглоплановые сооружения, составленные из менгиров.
Все известные одиночные менгиры располагаются рядом с поселениями и могильниками эпохи бронзы. На этом основании и сами менгиры также предположительно датируют этим временем. Такому предположению не противоречат данные раскопок. В настоящее время исследователи менгиров Южного Урала интерпретируют их как культовые объекты, связанные с поселениями.
Каменные ряды большей частью ориентированы по линии запад-восток.
Длина большинства известных рядов составляет 13-18 м. В их центре стоят наиболее массивные камни, образующие ядро композиции.
Топография каменных рядов разнообразна и характеризуется отсутствием каких-либо жестких закономерностей.
Вполне возможно, это связано с разными культами и обрядами.
Необычным открытием Ф.Петрова стали сооружения из менгиров с кольцевой планировкой у села Ахуново (Башкирия). Это кольцевая структура диаметром 25м, состоящая из восьми менгиров. Внутри кольца по линии север-юг расположены два наиболее крупных камня. Вокруг одного из них восемью столбовыми ямками образована окружность диаметром 3,5м. Ямки своим расположением в точности повторяют структуру всего каменного кольца, каждая ямка соответствует менгиру в окружности. Таким образом, архитектура культового сооружения Ахуново обнаруживает значительную семантическую близость обширному пласту памятников (Набта в Египте или Стоунхендж), вероятно, отражавших представления древних людей о структуре Вселенной.
Памятники острова
Удивительной особенностью острова является его насыщенность археологическими памятниками. Но важность острова не просто в обилии памятников.
Каждый из комплексов острова по-своему уникален и важен не только как туристический объект, но как источник по древней истории Урала.
Работы на острове позволили сделать важные открытия по уральской истории. В прошлые годы археологи сталкивались с дольменами Среднего Урала, но не принимали их. Лишь с началом работ на острове Веры и исследованием мегалитов острова удалось показать, что на Урале открыт новый ареал мегалитической культуры, в котором мегалиты острова являются наиболее яркими, но не единственными объектами.
Изучение поселений каменного века уже сейчас привело к выводу о необходимости серьезного переосмысления истории этой эпохи.
Исследование старообрядческого комплекса еще, практически, не началось, но нет сомнений в том, что нас и здесь ожидают интересные открытия. Старообрядчество играло важнейшую роль в жизни Урала в 18-19 веках, а скиты являлись духовными центрами уральских старообрядцев. Есть много работ на эту тему, известны отдельные места расположения скитов, но их исследование никогда не проводилось.
Однако помимо научной составляющей остров и его памятники предоставляют идеальную возможность сочетания чисто научных интересов археологов с интересами отдельных людей и общества в целом.
Большинство археологических памятников руинизировано и далекому от археологии человеку неинтересно и непонятно. Часто, на взгляд неосведомленного человека, это просто ничем не примечательный кусок степи или участок берега. В лучшем случае человек увидит какие-то невнятные западины и останется абсолютно равнодушен. На острове все иначе. Его археологические объекты привлекали сюда людей задолго до появления здесь археологов, которые лишь дали им научное объяснение и обнаружили серию новых интересных объектов. Но даже эти новые объекты, часто находящиеся на поверхности, например, менгиры и каменоломни, сейчас поражают старожилов Тургояка и вызывают недоумение: как можно было этого не заметить?
В XIX веке на острове располагался старообрядческий скит. До сих пор остров является местом паломничества представителей старообрядческой общины. По легенде, передаваемой местными жителями, начало скитской жизни на острове положила некая Вера, бывшая, по преданию, княгиней. Она прославилась своей подвижнической жизнью, и могила ее почиталась старообрядцами как одна из святынь края. Позже здесь возникла мужская обитель: были устроены небольшая церковь, трапезная, кельи для монахов. С середины XIX в. и вплоть до начала XX столетия самыми известными "австрийскими" (или иначе белокриницкими) обителями на Урале были мужской скит на оз. Тургояк и женский Никольский близ Миасса. По всей видимости, они были основаны старообрядцами еще в XVIII веке как беглопоповские монастыри. В скиту на острове Пинаевом (остров Веры) на оз. Тургояк проживало до 20 иноков.
В 1830-1850 гг., в период правления Николая I, государственная политика в отношении старообрядцев ужесточилась, многие церкви, молельни, скиты и монастыри были закрыты либо подверглись разрушению. Поселение на острове Веры из-за труднодоступности просуществовало дольше других, еще около полутора десятилетий, и было обнаружено только в 1859 г. Местные власти несколько раз проводили "выгонки", однако скит неизменно возрождался. Окончательно он перестал функционировать только в конце XIX в., когда каменный храм был не только сожжен, но и частично разрушен, уничтожены кельи старцев и т.п. В начале 1900-х гг. на острове проживал лишь один из бывших насельников общежительства - старец Пантелеймонов.
Первые описания острова Веры появились в начале XX века, когда Тургояк стал популярным местом отдыха представителей местной и столичной интеллигенции. В настоящее время известны три работы этого времени. Две из них - мемуары К.Н. Теплоухова и очерк профессора В.Н. Сементовского, наряду с описанием природы содержат упоминание о развалинах скита и т.н. "пещерах", в которых жили староверы. Первое известное подробное описание острова и его построек сделал в 1909 г. архитектор Н. Филянский. Строительство всех каменных сооружений острова он связывает с жизнью на острове общины старообрядцев во второй половине XIX века. Согласно данным, собранным Н.Филянским путем опроса староверов с. Тургояк, "лет пятьдесят тому назад", т.е. еще в середине XIX в., на острове имелась целая община численностью около 20 человек, ведущих жизнь по монастырскому уставу. На острове у них была построена каменная церковь, в начале XX в. она уже находилась в руинах. Также Н.Филянский описывает 8 разрушенных келий в разных частях острова. Помимо них, им была обнаружена небольшая квадратная площадка, обнесенная рядом камней, уложенных один подле другого. "...Площадка, с грудой камней, служивших престолом, являлась кладбищем для поселенцев острова, и на их могилах было устроено место для молитвы старообрядцев, стекающихся сюда в мае каждого года".
Наибольший интерес представляет описание мегалита № 1, которое Н.Филянский интерпретирует как трапезную для отшельников: "другого такого помещения на острове нет, и из всех пещер, осмотренных мной, оно одно могло служить для этой цели". Характерно, что отношение к этим комплексам, как к пещерам сохранилось у местного населения по сегодняшний день.
В настоящее время история старообрядчества Южного Зауралья изучена недостаточно. До недавнего времени существовало небольшое количество дореволюционных публикаций, в которых содержится информация о расколе на данной территории. В последнее время лакуна была заполнена тремя монографиями (Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы - часовенные на востоке России в 17-20 вв. - М., 2002; Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. - Екатеринбург, 2000; Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. - Уфа, 2002). Однако основное внимание в данных трудах уделено распространению различных согласий на территории Южного Урала, отношениям их с официальной властью и церковью, быт и обрядовость. В основном рассматриваются общины, живущие в городах и сельской местности, информация же по скитам отсутствует. Это объяснимо, поскольку большая часть скитов были тайными, и особенности скитской жизни не были широко известны даже в период их существования. В этой связи археологические исследования приобретают особую актуальность. Скит на острове Веры интересен по целому ряду моментов: Во-первых, основательницей скита считается почитаемая как святая отшельница Вера. Сохранились упоминания о весенних молениях на острове, в начале ХХ века, на которые собирались старообрядцы не только ближней округи, но и отдаленных мест. А на деревьях, вплоть до 50-х гг. ХХ века, сохранялись иконы.
Некоторые обнаруженные нами руины скитских построек можно реконструировать после проведения соответствующих научно-исследовательских работ. В начале XX века московским архитектором Н.Филянским были сделаны зарисовки к тому времени уже частично разрушенных построек - часовни, молельного места, землянки. Скит на острове демонстрирует достаточно серьезные архитектурные отличия от других уральских скитов, где, как правило, под жилые помещения и молельни выстраивались деревянные избы. На острове Веры, несмотря на обилие строевого соснового леса, для строительства использовался природный камень, положенный без раствора. По-видимому, это связано с наличием на острове мегалитических сооружений, напоминающих пещеры. Они привлекли старообрядцев, придавая последним чувство сродства с первохристианами и подвижниками (Филянский даже интерпретирует самый большой мегалит как "трапезную"). Возможно, именно поэтому собственным постройкам старообрядцы придали подчеркнуто "пещерный" облик. Проводимые на острове Веры научные археологические работы, особенно, по созданию здесь историко-культурного музея-заповедника создают благоприятные условия для исследования и сохранения старообрядческого наследия как части истории нашего края. Впоследствии предполагается музеефикация объектов скита. В настоящее время выявлено 14 сооружений: руины часовни, молельни, десяти сооружений полуземляночного типа различной степени сохранности и кладбища.
Памятники острова / Палеолитический комплекс
Все, кто приезжают на Остров обращают внимание, что он постепенно возвышается к середине, где расположено две скальных гряды, протянувшихся с востока на запад. Одно из скальных обнажений высотой 7 м, господствует над окрестностями и хорошо видно со всех сторон. Оно непроизвольно воспринимается как центр Острова. Во времена существования старообрядческого скита, как гласит современная легенда, здесь было молельное место. Во время обследования острова археологи обратили внимание на этот скальный останец и заложили несколько шурфов вблизи него. Наибольший интерес представляла северная сторона, где сохранился небольшой козырек и крупные плиты обвалившегося навеса.
Шурф под навесом дал материал энеолитического времени (3-4 тыс. до н.э.). Были найдены фрагменты керамики и каменные изделия: наконечник стрелы, скребок, фрагмент шлифованного орудия, сколы из яшмы и гранита. Ниже были вскрыт слой эпохи неолита (4-5 тыс. до н.э.), представленный фрагментами плоскодонного сосуда, изделиями из камня (пластины, нож из сланцевой плитки, кремневый шлифованный топор, сколы из порфира и гранита). Интересно, что некоторые сколы подходили к таким же негативам на выступах скалы над раскопом. Среди особых находок: сланцевая лопаточка для приготовления краски на основе красной охры, и две фигурки из обработанного ретушью кремня, изображающие серп луны (лунница) и голову животного. Основное скопление находок было в виде полосы, приуроченной к капельной линии навеса. Поэтому возникло предположение, что они упали с верхней площадки останца и являются приношениями.
Очень важными оказались находки, казалось бы, невзрачных кусков кварцита и порфира, выходы которых в виде жил развиты в трещинах этого скального останца. Как показало исследование, они специально добывались, здесь же рядом со скалой раскалывались и оставлялись. По-видимому, для людей 5-6 тыс. лет назад обкалывание скалы и раскалывание камня имело большое обрядовое значение, если сюда специально приходили и совершали довольно трудоемкие и лишенные всякого практического смысла действия. Под гумусом на границе с бурым суглинком зафиксирован небольшой слой мезолитической эпохи (9-7 тыс. до н.э.): темная прослойка с мелкими угольками и десятком мелких пластинок-вкладышей, а также орудий в виде ретушированных микропластин.
Полной неожиданностью было обнаружение многочисленных крупных и мелких сколов, а также пластин и орудий из белого порфира. Этот камень добывался тут же из вертикальной тектонической трещины, рассекающей скальный останец в нескольких местах. Из него были сделаны грубые скребла, режущие и рубящие орудия. Были найдены и грубые ядрища, с которых снимались заготовки. Выделяются несколько горизонтов залегания изделий, которые отмечают разные периоды заселения острова в эпоху оледенения. Основная часть архаических изделий найдена на скальном навале или же между ними и скалой в глубокой морозобойной трещине на глубине более метра от поверхности. Очевидно, самые древние орудия относятся ко времени около 100 тыс. лет, а более молодые - ко времени 15-20 тыс. лет. Судя по набору изделий, эти изделия могут быть связаны с существованием здесь жилой площадки охотников вблизи выходов сырья.
Таким образом, местонахождение "Остров Веры 6а" является уникальным для южноуральского региона многослойным памятником каменного века, который существовал, начиная с древнейших этапов заселения края в эпоху древнекаменного века и заканчивая последними веками эпохи камня, когда люди приходили сюда для совершения культовых обрядов.
Краеугольные камни / Парадокс
Мегалиты с далекого острова на южноуральском озере открывают тайны цивилизации, которая несколько тысяч лет назад существовала на стыке Европы и Азии
Полустершиеся следы культуры забытого народа на острове Веры на южноуральском озере - гигантские мегалиты - с точностью до мелочей повторяют аналогичные памятники Англии, Ирландии, Франции и Дании. Что это: случайное совпадение, коллективное бессознательное или свидетельство того, что основы западной культуры закладывались на стыке двух континентов? Корреспонденты "Итогов" отправились на остров, чтобы узнать, какие тайны хранят древние камни.
Уральская Атлантида
Катер уверенно накренился, огибая остров. Из-за небольшого мыса появился причудливый ландшафт, который выделялся из богатого растительного убранства берегов озера Тургояк. Спускающиеся к воде строевые сосны внезапно сменились марью, так называют на Урале заболоченную часть леса. Редкие огарки берез торчали из воды, перемежаясь с кочками. Моторная лодка неожиданно просела, снизив скорость.
- Здесь, - показал на экран эхолота Владимир Топунов, руководитель местного дайвинг-клуба. - Вот видите, ровная стена длиной полтора метра идет с запада на восток. Глубина в этом месте около пяти метров, поэтому можете сами все посмотреть.
Озеро Тургояк, по словам местных жителей, по чистоте воды занимает второе место после Байкала. Однако прошедшие накануне дождь с ветром придали хрустальной прозрачности молочно-бирюзовый оттенок, и единственное, что можно было разобрать, зависнув над указанным местом с ластами и маской, это фрагмент рукотворной каменной кладки. Почему рукотворной? Да просто природа, несмотря на свои способности, вряд ли смогла бы справиться с такой задачей. Ровные каменные блоки не оставляли сомнений в том, что здесь когда-то находилось сооружение, воздвигнутое человеком. Ограниченная видимость изменила наши планы, и поэтому, сориентировавшись на месте, или, как говорят о пробном погружении специалисты, осуществив check diving, решили перенести подводные работы на следующий день.
В ста метрах от найденных объектов расположился остров Веры. Местные легенды гласят, что в конце восемнадцатого века это место называлось Пинай-островом по фамилии сподвижника великого бунтаря всех времен и народов Емельяна Пугачева. Затем здесь обосновался старообрядческий скит.
Предание сохранило имя отшельницы Веры, своим подвижничеством заслужившей после смерти именоваться святой. Любопытно, что обитатели острова приплыли сюда с единственным желанием оказаться подальше от человеческих глаз. Сегодняшние островитяне-археологи тоже не встречают гостей с распростертыми объятиями. Люди с Большой земли, которых с каждым годом здесь становится все больше и больше, оставляют на памятниках древности характерные для нашего времени следы. О "петроглифах" и "писаницах" современности в археологических отчетах говорится одной строкой: "Памятник культуры подвергается разрушительному антропогенному воздействию".
Секретные технологии
На свой страх и риск и не любопытства ради мы отправились в этот таинственный уголок Тургояка. К тому же пристань археологического лагеря расположилась аккурат напротив подводных мегалитов. Ученые больше месяца ведут раскопки на острове Веры. Характерная атмосфера для ученых светил в полевых условиях: костер, палатки и, самое главное, нескончаемое обсуждение археологического материала, стихийно возникающие споры по поводу характера следов обработки, сохранившихся на камнях. И предварительный, сделанный на коленке, анализ технологий обработки материала, относящихся к эпохам, названия которых имеют в своем корне три буквы "...лит" (lithos) - в переводе с греческого - камень.
- А вот эта выемка характерна для верхнего палеолита!
- Ну что вы, коллега, здесь идет небольшая кварцевая прослойка, которая никак не могла быть в структуре камня в тот период.
Изнывая от любопытства, мы двинулись в глубину острова, перед этим упросив археолога Ладу Ивасько сопровождать нас в обзорной экскурсии.
Наш путь лежал к основному сооружению острова. Местные называют его пещерой Веры, а археологи - центральным мегалитом. Ювелирная подгонка многотонных плит, точное соблюдение пропорций, простая и суровая красота идеи. Сразу хочется спросить, как это им удалось. Полукруглый свод, сложенный из каменных плит весом до семнадцати тонн, чудесным образом удерживается на весу, на первый взгляд, без каких-либо опор и крепежных приспособлений. И только приглядевшись, понимаешь, что перво-строители кое-что понимали в устройстве земной коры. Знание геологии местности и характер материалов позволили им расположить мегалитическое сооружение в трещине, образовавшейся в так называемых гранодиоритах, твердых горных породах. Но при этом они поставили объект таким образом, что сползающие вниз осадочные породы не могли нанести ему значительный ущерб. Вход в мегалит находится на широкой просторной площадке. Чтобы зайти внутрь, надо пригнуться, видимо, чтобы отдать должное обитающим в гробнице духам.
В противном случае, увы, на лбу останутся следы посещения культурного объекта. Длинный коридор ведет в подземную камеру, куда каждый год в дни зимнего и летнего солнцестояния проникает свет восходящего светила и падает в середину противоположной входу стены. Случайное совпадение? Или здесь применены знания, которыми обладали строители знаменитого Нью-Грейнджа, коридорной гробницы в Ирландии? "Цивилизации на нашей планете возникали параллельно друг другу, - утверждает кандидат исторических наук Марина Кратова. - Но в то же время, если исключить некоторое взаимодействие между египтянами и шумерами, все народы древних времен развивались отдельно. Мировая археология не обнаружила явных культурных пересечений, принято считать, что эти цивилизации расцвели одновременно по чистому совпадению либо большую роль сыграло "коллективное бессознательное", о котором рассуждал Карл Юнг, допускавший существование неких психических структур или механизмов, наследуемых людьми и передаваемых от поколения к поколению".
"Мегалит надо копать масштабно", - заметил, подводя нас к сооружению, Алексей Резепкин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН и большой специалист в области мегалитических памятников эпохи энеолита и бронзы. Этот ученый приехал на остров из Санкт-Петербурга, чтобы вынести свой вердикт - можно ли называть сооружение мегалитическим памятником Южного Урала? "Очень похоже, что это в самом деле мегалиты. Угадываются погребальные камеры, характер кладки, перекрытий, - говорит ученый. - Однако чтобы сделать окончательный вывод, надо проводить раскопки на всем острове. Когда установим дату происхождения, сравним с уже известными науке аналогичными памятниками, тогда можно о чем-то говорить".
Тайной остаются технологии, которые применяли древние строители для возведения гробниц. Как им удалось использовать тектонические разломы в основании острова и при этом соблюсти принципы древних астрономических обсерваторий - векторное расположение объектов и ориентир на дни солнцестояния?
Взяли след
Совершенно случайно мы стали свидетелями серьезного научного эксперимента, который проходил на острове во время нашей экскурсии. Над каменной глыбой недалеко от центральной гробницы склонились три человека и что-то увлеченно выдалбливали зубилом на ее поверхности. Первое, что пришло в голову, - вандалы громят мегалитические сооружения. Но зачем? После знакомства оказалось, что трое ученых из Санкт-Петербурга с помощью молотка и зубила проводят трасологический анализ. Недаром говорят, что наука - это предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику. "Сперва необходимо обозначить выемку, которую затем сделать глубже и проанализировать, можно ли в нее забивать клинья для расщепления камня, - бодро комментировал свои действия старший научный сотрудник Уфимского научного центра Российской академии наук, кандидат исторических наук Вячеслав Котов. - Основная задача археологов - понять, что это то самое место, на котором наши предки изготавливали каменные блоки для постройки мегалитов". Кульминацией эксперимента стал сравнительный анализ. Трасологи, или специалисты по следам обработки, сопоставили найденный на месте древней каменоломни материал с результатами своего труда. Через полчаса нудной камнедробильной экспертизы научный азарт исследователей пропал: оказалось, это никакой не палеолит, а всего лишь прошлый век.
- Я не знаю каменных орудий труда, которые могли бы справиться с этой работой, - произнес археолог Павел Нехорошев из Института истории материальной культуры РАН.
- Да и бронза достаточно мягкая для такой породы, - отметил еще один участник эксперимента Алексей Резепкин.
- В данном случае получить сырье для мегалита можно только какими-то "высокотехнологичными" способами, - единодушно резюмировали археологи, складывая инструмент.
"Трасологи мало работали с подобным материалом, к тому же следы на камнях читаются плохо, в связи с этим существует проблема идентификации материала", - рассказал нам о сложностях исследований руководитель экспедиции, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН Станислав Григорьев. Ученые говорят, что сегодня 34 процента объектов на острове - археологические памятники. Когда начнутся полномасштабные исследования, то их процент, несомненно, возрастет.
Есть сенсация!
Для обсуждения увиденного и обмена впечатлениями научное сообщество организовало узкоспециализированную конференцию. Чтобы не привлекать внимания черных копателей, ученые осторожничали. Поэтому попасть на обсуждение проблематики мегалитов острова Веры нам удалось только при условии демонстрации кадров подводных объектов, которые мы сделали накануне. На конференции звучали самые разные версии того, каким образом древний народ наладил производство мегалитов на острове. Одни считают, что люди заливали в углубление воду, и мороз аккуратно разламывал глыбу.
Другие, что они разжигали на каменной плите огонь, а затем обливали раскаленное место холодной водой. В ожидании научных сенсаций и богатого урожая исследователи потирают руки. Как правило, на месте, где много тысячелетий назад жили люди, археологический материал плавно переходит из одного исторического периода в другой. Остров отшельницы не исключение. Ученые уже обнаружили стоянки каменного и железного века, керамику эпохи бронзы, предметы быта и орудия труда наших предков.
Но кто все-таки обитал на острове в стародавние времена? За кулисами конференции специалисты давали волю своим домыслам, но тем не менее отвечали на вопросы туманно. "Сегодня можно утверждать что угодно, но мы сейчас проводим своеобразную археологическую разведку, поэтому правильнее будет хранить молчание, чем делать необоснованные выводы", - сказал нам Станислав Григорьев. Очевидно одно: мегалитические строения - это не бытовые объекты. Для последних логичнее было бы использовать строевой лес, которого здесь в избытке. Пещера святой Веры - сооружение культовое: в этом случае не имеют значения затраченное время и труд, важен неведомый нам магический ритуал.
В финале заседания прозвучала сенсация. "Когда мы готовили по первой экспедиции отчет в Академию наук, то консультировались с зарубежными специалистами-мегалитчиками, - продолжил Григорьев, - которые сообщили нам, что сооружения с острова Веры идентичны некоторым мегалитам Западной Европы. Галерейные гробницы побережья Франции, Дании и Англии - родственники уральским мегалитам. Все сходится до мелочей: те же архитектурные приемы, расположение галерей и погребальных камер, та же насыпь, маскирующая сооружение от посторонних глаз... Надо сказать, что их возраст имеет точную датировку, от четырех с половиной до шести с половиной тысяч лет. Любопытно, что возраст уральского Аркаима, который считается городом древних ариев, составляет около четырех тысяч лет".
Когда мы возвращались из археологического лагеря на остров, со стороны Большой земли надвигалась серая стена дождя. Шквалистый ветер загнал нас под навес. Ливень буквально растворил границы между землей и небом, и тут как нельзя кстати вспомнился знаменитый сюжет о проклятии египетских пирамид, когда первооткрыватели погибали друг за другом после исследований гробницы Тутанхамона. Правда, духи острова оказались незлопамятными и, пожурив нас за проникновение в загадочные мегалитические комплексы, успокоились. Через двадцать минут буйство стихии сменилось солнечной погодой.
Дмитрий Серков, Владимир Новиков (фото)
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Камешки в наследство
Станислав Волков , кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН:
"Археологии известны три главных района концентрации мегалитов - это Британские острова, Кавказ и северные районы Африки. Если действительно подтвердится, что на Южном Урале есть мегалитические комплексы, то эта информация претендует на сенсацию. Обычно эти памятники располагались возле морей и океанов, так как строили их из слабообработанных камней с морского дна".
Станислав Греднер , кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета:
"Есть такая гипотеза, что мегалитические комплексы - это наследие единой арктической культуры, они воздвигались на определенных местах земной коры, откуда исходила особая энергия. Судя по всему, уральские камни тоже относятся к мегалитам. Правда, на эти сооружения наложил отпечаток холодный климат, сложены они из необработанных камней и вкопаны в землю".
http://www.itogi.ru/archive/2007/34/16820.html
Источник: islandvera.ru.
Рейтинг публикации:
|