ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > Мегалиты Урала
Мегалиты Урала2-12-2010, 11:10. Разместил: VP |
||
Помимо мегалитов острова Веры на Урале имеется много иных мегалитических сооружений. Фактически, здесь выявлен новый ареал распространения мегалитических культур.
Дольмены Среднего Урала
В настоящее время более 200 дольменов выявлено в Пышминском и Невьянском районах Свердловской области. Их поиском активно занимается группа туристической компании "Команда Искателей Приключений" (г. Екатеринбург). В результате археологического изучения двух дольменов, проведенного в 2007 - 2008 гг. В.Д. Викторовой, получен материал III тыс. до н.э.
Спецификой среднеуральских дольменов являются их небольшие размеры (ширина и длина до 1,5-2,5м) и своеобразные конструкции. На местности они располагаются как по одиночке, так и группами, образуя своеобразные дольменные поля. По различиям в конструкции выделяются два основных типа дольменов: плиточные с курганной насыпью и валунные.
Плиточные дольмены представляют собой сооружения, состоящие из каменно-земляной насыпи, к которой пристроена камера из камня. На стыке насыпи и перекрытия зачастую фиксируется верхнее отверстие. Перед таким дольменом на местности обычно расположена прямоугольная площадка-дворик.
Иногда на перекрытии дольменов есть своеобразные надстройки-навершия, отгораживающие верхнее отверстие. Это вертикально стоящая плита, либо несколько камней, пирамидкой уложенных друг на друга. Оригинальным элементом некоторых дольменов являются "уши" - вертикальные плиты, примыкающие к камере с одной или обеих внешних сторон.
Валунные дольмены сложены из массивных валунов, образующих камеру. Сверху она перекрыта одним или несколькими уплощенными валунами. Обычно эти дольмены производят впечатление природных образований, лишь незначительно дополненных человеком. Однако при более детальном рассмотрении обнаруживается четкая планировка всей конструкции. Несмотря на разнообразие форм и размеров камеры, все валунные дольмены схожи в одном: наличием двух проходов - основным (в одной из боковых стен) и более узким проемом между валунами.
В целом, количество дольменов в лесной зоне Зауралья чрезвычайно велико, и они отличаются большим типологическим разнообразием.
Наверняка это обусловлено, как разновременностью, так и разным назначением этих объектов. Новые исследования безусловно выявят множество иных дольменов. Но уже сейчас очевидно, что среднеуральские дольмены входят в состав единой уральской мегалитической культуры.
Менгиры
В степной зоне наиболее распространенной разновидностью мегалитических сооружений являются менгиры, то есть необработанные или грубо обработанные камни, вертикально установленные на поверхности земли. В Южном Зауралье встречены следующие типы менгиров: одиночные; каменные ряды; комплексы менгиров; круглоплановые сооружения, составленные из менгиров.
Все известные одиночные менгиры располагаются рядом с поселениями и могильниками эпохи бронзы. На этом основании и сами менгиры также предположительно датируют этим временем. Такому предположению не противоречат данные раскопок. В настоящее время исследователи менгиров Южного Урала интерпретируют их как культовые объекты, связанные с поселениями.
Каменные ряды большей частью ориентированы по линии запад-восток.
Длина большинства известных рядов составляет 13-18 м. В их центре стоят наиболее массивные камни, образующие ядро композиции.
Топография каменных рядов разнообразна и характеризуется отсутствием каких-либо жестких закономерностей.
Вполне возможно, это связано с разными культами и обрядами.
Необычным открытием Ф.Петрова стали сооружения из менгиров с кольцевой планировкой у села Ахуново (Башкирия). Это кольцевая структура диаметром 25м, состоящая из восьми менгиров. Внутри кольца по линии север-юг расположены два наиболее крупных камня. Вокруг одного из них восемью столбовыми ямками образована окружность диаметром 3,5м. Ямки своим расположением в точности повторяют структуру всего каменного кольца, каждая ямка соответствует менгиру в окружности. Таким образом, архитектура культового сооружения Ахуново обнаруживает значительную семантическую близость обширному пласту памятников (Набта в Египте или Стоунхендж), вероятно, отражавших представления древних людей о структуре Вселенной.
Памятники острова
Удивительной особенностью острова является его насыщенность археологическими памятниками. Но важность острова не просто в обилии памятников. Каждый из комплексов острова по-своему уникален и важен не только как туристический объект, но как источник по древней истории Урала.
Работы на острове позволили сделать важные открытия по уральской истории. В прошлые годы археологи сталкивались с дольменами Среднего Урала, но не принимали их. Лишь с началом работ на острове Веры и исследованием мегалитов острова удалось показать, что на Урале открыт новый ареал мегалитической культуры, в котором мегалиты острова являются наиболее яркими, но не единственными объектами.
Изучение поселений каменного века уже сейчас привело к выводу о необходимости серьезного переосмысления истории этой эпохи.
Исследование старообрядческого комплекса еще, практически, не началось, но нет сомнений в том, что нас и здесь ожидают интересные открытия. Старообрядчество играло важнейшую роль в жизни Урала в 18-19 веках, а скиты являлись духовными центрами уральских старообрядцев. Есть много работ на эту тему, известны отдельные места расположения скитов, но их исследование никогда не проводилось.
Однако помимо научной составляющей остров и его памятники предоставляют идеальную возможность сочетания чисто научных интересов археологов с интересами отдельных людей и общества в целом.
Большинство археологических памятников руинизировано и далекому от археологии человеку неинтересно и непонятно. Часто, на взгляд неосведомленного человека, это просто ничем не примечательный кусок степи или участок берега. В лучшем случае человек увидит какие-то невнятные западины и останется абсолютно равнодушен. На острове все иначе. Его археологические объекты привлекали сюда людей задолго до появления здесь археологов, которые лишь дали им научное объяснение и обнаружили серию новых интересных объектов. Но даже эти новые объекты, часто находящиеся на поверхности, например, менгиры и каменоломни, сейчас поражают старожилов Тургояка и вызывают недоумение: как можно было этого не заметить?
В XIX веке на острове располагался старообрядческий скит. До сих пор остров является местом паломничества представителей старообрядческой общины. По легенде, передаваемой местными жителями, начало скитской жизни на острове положила некая Вера, бывшая, по преданию, княгиней. Она прославилась своей подвижнической жизнью, и могила ее почиталась старообрядцами как одна из святынь края. Позже здесь возникла мужская обитель: были устроены небольшая церковь, трапезная, кельи для монахов. С середины XIX в. и вплоть до начала XX столетия самыми известными "австрийскими" (или иначе белокриницкими) обителями на Урале были мужской скит на оз. Тургояк и женский Никольский близ Миасса. По всей видимости, они были основаны старообрядцами еще в XVIII веке как беглопоповские монастыри. В скиту на острове Пинаевом (остров Веры) на оз. Тургояк проживало до 20 иноков.
В 1830-1850 гг., в период правления Николая I, государственная политика в отношении старообрядцев ужесточилась, многие церкви, молельни, скиты и монастыри были закрыты либо подверглись разрушению. Поселение на острове Веры из-за труднодоступности просуществовало дольше других, еще около полутора десятилетий, и было обнаружено только в 1859 г. Местные власти несколько раз проводили "выгонки", однако скит неизменно возрождался. Окончательно он перестал функционировать только в конце XIX в., когда каменный храм был не только сожжен, но и частично разрушен, уничтожены кельи старцев и т.п. В начале 1900-х гг. на острове проживал лишь один из бывших насельников общежительства - старец Пантелеймонов.
Первые описания острова Веры появились в начале XX века, когда Тургояк стал популярным местом отдыха представителей местной и столичной интеллигенции. В настоящее время известны три работы этого времени. Две из них - мемуары К.Н. Теплоухова и очерк профессора В.Н. Сементовского, наряду с описанием природы содержат упоминание о развалинах скита и т.н. "пещерах", в которых жили староверы. Первое известное подробное описание острова и его построек сделал в 1909 г. архитектор Н. Филянский. Строительство всех каменных сооружений острова он связывает с жизнью на острове общины старообрядцев во второй половине XIX века. Согласно данным, собранным Н.Филянским путем опроса староверов с. Тургояк, "лет пятьдесят тому назад", т.е. еще в середине XIX в., на острове имелась целая община численностью около 20 человек, ведущих жизнь по монастырскому уставу. На острове у них была построена каменная церковь, в начале XX в. она уже находилась в руинах. Также Н.Филянский описывает 8 разрушенных келий в разных частях острова. Помимо них, им была обнаружена небольшая квадратная площадка, обнесенная рядом камней, уложенных один подле другого. "...Площадка, с грудой камней, служивших престолом, являлась кладбищем для поселенцев острова, и на их могилах было устроено место для молитвы старообрядцев, стекающихся сюда в мае каждого года".
Наибольший интерес представляет описание мегалита № 1, которое Н.Филянский интерпретирует как трапезную для отшельников: "другого такого помещения на острове нет, и из всех пещер, осмотренных мной, оно одно могло служить для этой цели". Характерно, что отношение к этим комплексам, как к пещерам сохранилось у местного населения по сегодняшний день.
В настоящее время история старообрядчества Южного Зауралья изучена недостаточно. До недавнего времени существовало небольшое количество дореволюционных публикаций, в которых содержится информация о расколе на данной территории. В последнее время лакуна была заполнена тремя монографиями (Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы - часовенные на востоке России в 17-20 вв. - М., 2002; Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. - Екатеринбург, 2000; Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. - Уфа, 2002). Однако основное внимание в данных трудах уделено распространению различных согласий на территории Южного Урала, отношениям их с официальной властью и церковью, быт и обрядовость. В основном рассматриваются общины, живущие в городах и сельской местности, информация же по скитам отсутствует. Это объяснимо, поскольку большая часть скитов были тайными, и особенности скитской жизни не были широко известны даже в период их существования. В этой связи археологические исследования приобретают особую актуальность. Скит на острове Веры интересен по целому ряду моментов: Во-первых, основательницей скита считается почитаемая как святая отшельница Вера. Сохранились упоминания о весенних молениях на острове, в начале ХХ века, на которые собирались старообрядцы не только ближней округи, но и отдаленных мест. А на деревьях, вплоть до 50-х гг. ХХ века, сохранялись иконы.
Некоторые обнаруженные нами руины скитских построек можно реконструировать после проведения соответствующих научно-исследовательских работ. В начале XX века московским архитектором Н.Филянским были сделаны зарисовки к тому времени уже частично разрушенных построек - часовни, молельного места, землянки. Скит на острове демонстрирует достаточно серьезные архитектурные отличия от других уральских скитов, где, как правило, под жилые помещения и молельни выстраивались деревянные избы. На острове Веры, несмотря на обилие строевого соснового леса, для строительства использовался природный камень, положенный без раствора. По-видимому, это связано с наличием на острове мегалитических сооружений, напоминающих пещеры. Они привлекли старообрядцев, придавая последним чувство сродства с первохристианами и подвижниками (Филянский даже интерпретирует самый большой мегалит как "трапезную"). Возможно, именно поэтому собственным постройкам старообрядцы придали подчеркнуто "пещерный" облик. Проводимые на острове Веры научные археологические работы, особенно, по созданию здесь историко-культурного музея-заповедника создают благоприятные условия для исследования и сохранения старообрядческого наследия как части истории нашего края. Впоследствии предполагается музеефикация объектов скита. В настоящее время выявлено 14 сооружений: руины часовни, молельни, десяти сооружений полуземляночного типа различной степени сохранности и кладбища.
Все, кто приезжают на Остров обращают внимание, что он постепенно возвышается к середине, где расположено две скальных гряды, протянувшихся с востока на запад. Одно из скальных обнажений высотой 7 м, господствует над окрестностями и хорошо видно со всех сторон. Оно непроизвольно воспринимается как центр Острова. Во времена существования старообрядческого скита, как гласит современная легенда, здесь было молельное место. Во время обследования острова археологи обратили внимание на этот скальный останец и заложили несколько шурфов вблизи него. Наибольший интерес представляла северная сторона, где сохранился небольшой козырек и крупные плиты обвалившегося навеса.
Шурф под навесом дал материал энеолитического времени (3-4 тыс. до н.э.). Были найдены фрагменты керамики и каменные изделия: наконечник стрелы, скребок, фрагмент шлифованного орудия, сколы из яшмы и гранита. Ниже были вскрыт слой эпохи неолита (4-5 тыс. до н.э.), представленный фрагментами плоскодонного сосуда, изделиями из камня (пластины, нож из сланцевой плитки, кремневый шлифованный топор, сколы из порфира и гранита). Интересно, что некоторые сколы подходили к таким же негативам на выступах скалы над раскопом. Среди особых находок: сланцевая лопаточка для приготовления краски на основе красной охры, и две фигурки из обработанного ретушью кремня, изображающие серп луны (лунница) и голову животного. Основное скопление находок было в виде полосы, приуроченной к капельной линии навеса. Поэтому возникло предположение, что они упали с верхней площадки останца и являются приношениями.
Очень важными оказались находки, казалось бы, невзрачных кусков кварцита и порфира, выходы которых в виде жил развиты в трещинах этого скального останца. Как показало исследование, они специально добывались, здесь же рядом со скалой раскалывались и оставлялись. По-видимому, для людей 5-6 тыс. лет назад обкалывание скалы и раскалывание камня имело большое обрядовое значение, если сюда специально приходили и совершали довольно трудоемкие и лишенные всякого практического смысла действия. Под гумусом на границе с бурым суглинком зафиксирован небольшой слой мезолитической эпохи (9-7 тыс. до н.э.): темная прослойка с мелкими угольками и десятком мелких пластинок-вкладышей, а также орудий в виде ретушированных микропластин.
Полной неожиданностью было обнаружение многочисленных крупных и мелких сколов, а также пластин и орудий из белого порфира. Этот камень добывался тут же из вертикальной тектонической трещины, рассекающей скальный останец в нескольких местах. Из него были сделаны грубые скребла, режущие и рубящие орудия. Были найдены и грубые ядрища, с которых снимались заготовки. Выделяются несколько горизонтов залегания изделий, которые отмечают разные периоды заселения острова в эпоху оледенения. Основная часть архаических изделий найдена на скальном навале или же между ними и скалой в глубокой морозобойной трещине на глубине более метра от поверхности. Очевидно, самые древние орудия относятся ко времени около 100 тыс. лет, а более молодые - ко времени 15-20 тыс. лет. Судя по набору изделий, эти изделия могут быть связаны с существованием здесь жилой площадки охотников вблизи выходов сырья.
Таким образом, местонахождение "Остров Веры 6а" является уникальным для южноуральского региона многослойным памятником каменного века, который существовал, начиная с древнейших этапов заселения края в эпоху древнекаменного века и заканчивая последними веками эпохи камня, когда люди приходили сюда для совершения культовых обрядов. Краеугольные камни
|